«Вечная Книга» — так называл Библию Ф. М. Достоевский. Но так ли это? Действительно ли чтение этой книги что-то меняет в человеке? Да и разве нет других книг? Современный человек живет в множественности выбора, в море информации, которой, кстати, даже не нужно владеть — подбирай то, что под ногами (или, подходя ближе к реалиям, под пальцами клавиатуры и на дисплее).
Посмотрим, как мы читаем. Нас хватает на заголовки на любой открывшейся странице в интернете, на одно-два предложения. Затем мы скачем через строчку, добежав до конца сообщения, открываем ветку комментариев и через десять секунд закрываем. Откройте свою историю в браузере и обнаружите, что за последние полчаса побывали на двух-трех десятках сайтов.
Когда начиналась Реформация, интернета не было, но были книги. Вопреки общераспространенному мнению книг было много, просто тогда их читали немногие. Это сегодня такая возможность открывается почти для всех. И вот теперь мы подходим к главному, к Писанию — главной книге жизни времен Реформации. Тогда было так: только Писание, чтобы читать, учиться читать, учиться читать вслух, учить читать других. И всё для того, чтобы узнать, что скажет мне и моему окружению (семье, церкви, моему городу) Бог. Это была истина, которая влияла на повседневность. Например, слова Писания, что «человек оправдывается [только] верой, независимо от дел закона» (Рим 3:28), привели к возникновению Евангелической лютеранской церкви. Словечко «только» было введено в текст Мартином Лютером, читавшим много и учившим прочитанному в университете и в церкви. Возникло противопоставление «только верой» — «только делами» (не всегда верно понимаемое). Это противопоставление возникло из-за злоупотреблений при продаже индульгенций. В знаменитых 95 тезисах Лютера говорилось, что всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное прощение грехов и без индульгенций, благодаря единственно благодати Божьей, на основании смерти Христа, и заслуги Христа действуют постоянно и без церкви. В этом суть святого Евангелия. В самих тезисах нет ничего, что противоречило бы католическому учению, поскольку августино-бернардинское убеждение состояло в том, что вся жизнь христианина должна быть непрерывным подвигом покаяния. При этом он верил, что папа не знает о вымогательстве своих подопечных. Тезис 50: «Надо учить христианина, что если бы папа знал про вымогательства продавцов индульгенций, то лучше пожелал бы, чтобы Церковь Святого Петра сгорела, чем строить ее из пота и крови своей паствы».
Лютер пришел к убеждению, что спасти нас может только искренняя вера, нас спасает благодать Божья при полном доверии деяниям Божьим независимо от всех наших личных усилий, это так называемая пассивная праведность. Вот чему он учил: «Как земля сама не производит дождь, а получает его в виде небесного дара, так и небесная праведность дается Богом помимо наших дел и заслуг. Насколько сухая земля способна произвести настоящий благословенный дождь, настолько и мы, люди, нашими собственными силами и делами можем произвести божественную, небесную и вечную праведность. Поэтому мы обретаем ее как величайший дар Божий»*.
Это тогда. А сегодня убежден ли я в этом? Да, потому что это стало общим местом, доказывать это уже не нужно. Нет, потому что истина, не открытая мною лично, меня не переворачивает, не строит, не меняет. Можно, конечно, поучаствовать в дискуссии, но в некоторой степени это будет доказательством уже доказанной теоремы, пустой схоластикой. Как я могу сегодня услышать голос Божий?
Я вижу для этого несколько путей.
Во-первых, община (ее ты должен себе выбрать или даже собрать), где вместе с любителями чтения Писания (все три слова здесь важны и принципиальны) вы можете «войти» в текст. Что это значит? Ведь текст может быть прочитан, но не понят — его надо истолковать. В общине обязательно будут профессионалы: служители, наставники, профессора. Их понимание поможет взглянуть на библейский текст так, как на него смотрят с точки зрения традиции, что немаловажно. Чтение Библии в одиночку сегодня кажется возможным, но без традиции это чтение неперспективно, обязательно нужна группа, где Слово будет звучать и толковаться.
Во-вторых, ты сам. Ежедневное погружение в Священное Писание необходимо для того, чтобы текст начал жить в тебе. Тут тебе предстоит выбирать, для чего ты читаешь. (Одна девушка рассказывала мне, как она во время своего плохого самочувствия принималась читать Евангелие от Матфея с самого начала и ей сразу же становилось легче от самого текста.) Ты же можешь выбрать главу или книгу, но главное — делать это планомерно и регулярно, тогда это принесет свой плод. Прежде всего ты овладеешь материалом, затем выстроишь связи внутри него, и в конце концов слово будет частью тебя. Прочитано — усвоено — пережито. Такова триада.
Кстати, тут надо сказать о соотношении этих двух способов: кто-то чаще погружается в общинное чтение, кто-то в личное — это все очень индивидуально. Личное формируется общинным обязательно, но личное — это твое, и оно, может быть, даже важнее.
И еще есть «в-третьих». Это твое ближайшее окружение. Ты не сможешь не делиться тем, что ты узнал. Утром ли с семьей, в обед ли с коллегами по работе, вечером ли с друзьями, но ты не сможешь не рассказывать о том, что тебя занимает, держит в этой жизни, что созидает тебя.
В заключение мне хотелось бы побудить вас не просто читать Библию, но быть готовыми к тому, что во время активного чтения вам откроется Тот, Кто сделал все, чтобы у человека возникла возможность войти в Небесную Реальность, Живой Бог и наш Спаситель, Господь Иисус Христос.
*Лютер Мартин. Лекции по Посланию к галатам. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://narva.baptist.ee/doc/mlGalatam.pdf — свободный (дата обращения 5.12.2017).
ФОТО: gettyimages.ru