500 лет Реформации

О святости труда и нищенствующих

Лев Белов
Журнал/Архив/Номер 63/О святости труда и нищенствующих
О святости труда и нищенствующих

Кризис духовной и светской жизни подвел к необходимости переосмысления и изменения многих устоев, сформировавшихся в Европе к началу XVI века. Реформация церкви привела к реформам во всех сферах жизни общества, в частности изменила средневековое, унаследованное от римлян и греков, отношение к физическому труду, наполнив его новым содержанием. Например, первый христианский историк Евсевий Кесарийский (263–340) совершенной считал лишь христианскую жизнь, которая всецело посвящена служению Богу и не запятнана физическим трудом. Люди, работающие, чтобы обеспечить свое существование, были для Евсевия «второсортными»христианами. Алистер Макграт в своей книге «Богословская мысль Реформации» пишет, что до Мартина Лютера термин «призвание» на латыни использовался для обозначения церковного монашеского и священнического пути. Лютер в немецкой Библии слово «труд» перевел как «призвание» (Beruf). Подчеркивая религиозное значение этого термина, реформатор расширяет его содержание, и теперь каждый вдумчивый читатель Писания мог увидеть и осознать необходимость служения Богу в семье, в обществе, на своем рабочем месте. После выхода немецкой Библии этот термин начинает использоваться и в отношении любой повседневной деятельности человека. В XVI веке такое понимание призвания переходит в различные европейские языки. Отныне труд уже не презренное занятие черни, а богоугодное занятие, обязательное для всех людей из любых слоев общества.

Реформатское академическое богословие в своем поиске особенно выделяло всестороннее применение Божьего Слова на практике. Лютер сосредотачивается на необходимости реформирования и искупления отдельного человека, Цвингли — на реформировании и искуплении общины. Поскольку в обновленной церкви отпадает необходимость в особой касте духовенства, рождается учение о «всеобщем священстве», а труд провозглашается Божьими даром и заповедью. Появляется учение о святости всякого труда.

К началу Реформации Европа была наводнена нищими и бродягами. Основную массу нищенствующих составляли согнанные с земель крестьяне и обнищавшие горожане. Часть из них превращалась в несчастных бродяг, другая же становилась на путь профессионального нищенства, жульничества и воровства. Как ни странно, появлению этого «промысла» во многом способствовала римско-католическая концепция спасения человека, неразрывно связанная с благотворительностью и совершением «добрых дел» в пользу неимущих, нищих и страждущих. После эпидемии чумы XIV века Католическая церковь даже стала раздавать нищим разрешения на право собирать подаяние, что в некотором роде способствовало появлению прослойки мошенников-попрошаек, которые образовывали целые поселения, откуда выходили на свой промысел1.
Реформация лишила бродяжничество и нищенство религиозного ореола и статуса «уважаемой профессии». Частная благотворительность была запрещена. Союз церкви с муниципальной властью стал главным фактором развития централизованной благотворительности в Европе.

О святости труда и нищенствующих

В XVI веке во многих крупных европейских городах были введены специальные налоги, и муниципалитеты при поддержке церкви начали реализовывать программу распределения милостыни. Города Ипр, Нюрнберг, Париж, Лион послужили примером для 60–70 других — и католических, и протестантских — городов, где проводились подобные реформы. Нищих и бродяг стали брать на учет, принуждая их трудиться, и жестко наказывать за повторные нарушения общественного порядка. Создавались работные дома для бродяг и нищих, при которых существовали ткацкие и чесальные цеха, мельницы, прядильни и так далее. Обитавшие в работных домах бедняки должны были трудиться на предприятиях, частично оплачивая тем самым свое проживание и питание.

Первый в истории работный дом Брайдуэлл появился в 1557 году в Англии. В нем проживали бродяги, не желавшие добывать себе пропитание честным трудом. Условия жизни там были настолько тяжелы, что название Брайдуэлл стало нарицательным. С XVII века в Англии зарегистрированные бедняки должны были носить на одежде маркировку с буквой P (англ. Pauper — «нищий»), что унижало человека, выводя его за рамки социума. В XVII–XIX веках Англия превратилась в страну работных домов.

О святости труда и нищенствующих

В Нидерландах вопросу учреждения работных домов была посвящена не одна богословская дискуссия, представлены проекты, поставлены цели. Еще в 1589 году Яан Лауренц Шпигель говорил о том, что целью создания работных домов должно стать не столько наказание, сколько перевоспитание и социализация бродяг и преступников. Проживая в таком доме, они, по мысли Шпигеля, должны были становиться здоровыми, богобоязненными и трудолюбивыми людьми. Для этого человеку нужно поручать работу, которая ему подходит больше всего, и частично оплачивать ее по письменному контракту. Было предложено обу­чать бродяг 26 видам ремесел. Шпигель также поднял важный вопрос о соблюдении чести нуждающихся, положив начало идее социальной защиты обездоленных. Однако через несколько лет, в 1593 году, некто Себастьян Эгбертс предложил иной, весьма жесткий проект, по которому содержание работного дома не должно было требовать больших затрат, наоборот, труд тех, кто проживал в нем, должен был компенсировать затраты на их проживание и со временем начать приносить прибыль. Проект был принят, и работные дома превратились по большей части в дисциплинарные дома. В 1596 году в Нидерландах открыт первый дисциплинарный дом, впоследствии разделенный на мужской и женский.

В целом с современной точки зрения дисциплинарные дома скорее напоминали тюрьмы. Однако думать так не совсем верно. Это была попытка оказания социальной помощи людям, оказавшимся на дне жизни, и их социализации через обучение ремеслам. Тюрьма же в средневековом обществе была местом, непригодным для жизни, местом мучений, позора и страданий, где заключенные подвергались чудовищным пыткам. Жестокость публичных наказаний в эпоху Позднего Средневековья, как и во времена Древнего Рима, содержала в себе элемент зрелищности, но, с другой стороны, несла и определенную религиозную символику, ассоциированную по прихоти католического духовенства с Высшим Судом. Все это должно было одновременно привлекать и, устрашая, воспитывать пришедшую поглазеть на казнь толпу. Эпоха Реформации положила начало иному подходу к воспитанию людей, оказавшихся вне общества, и развитию социального попечения о неимущих.

О святости труда и нищенствующих

В заключение хочется сказать, что зародившаяся во времена Реформации идея социализации при помощи труда людей, не желающих или не умеющих трудиться, исключительно современна. И она никак не могла быть воплощена в то время. К этому не было готово общественное сознание. Греховная человеческая природа, алчность и жестокость сыграли здесь свою решающую роль. Удивительные для того времени идеи реформаторов были искажены и взяты на вооружение обществом, которое на деле не было готово сочувствовать бродяге, не могло распознать в его непривлекательном облике все тот же образ Божий и заменить карающее наказание действенной помощью ему. А «без страха Божия в отношениях между людьми никогда не будет ни справедливости, ни милосердия», как справедливо заметил в свое время Жан Кальвин. Со временем власти даже построили на основании этих идей новую пенитенциарную систему, которая достигла своего чудовищного апогея в 30–40-е годы ХХ века, когда были созданы советская система ГУЛАГА и нацистские трудовые лагеря.

И все же спустя века истинные идеи Реформаци постепенно реализуются. Приведу лишь два современных примера. Во-первых, это уникальный российский опыт сети домов трудолюбия «Ной»2, в которых проживают и трудятся люди без определенного места жительства. Эти дома были созданы личными усилиями группы православных христиан на основании опыта в этой области св. Иоанна Кронштадтского и барона Отто Буксгевдена. Второй пример — тюрьма Хальден Фенгсель в Норвегии3, рассчитанная на 250 преступников, совершивших серьезные правонарушения. В обоих этих учреждениях у людей есть возможность заново научиться жить. Их учат буквально всему: убирать постель, готовить еду, работать, ухаживать за собой, молиться. И хотя норвежский проект, в отличие от российского,  видимо, светский, а не христианский, в его основе лежит открывшийся в свое время богословам Реформации взгляд на человека и его труд.

1Новиков Кирилл. Сливки нищего общества. Коммерсантъ // Деньги [Электронный ресурс]. 2008. 4 августа. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/918321 — свободный (дата обращения: 25.11.2017).
2http://dom-noi.ru
3Евразийский юридический журнал [Электронный ресурс]. // Тюрьма Хальден Фенгсель. 2016. 15 июня. Режим доступа: https://www.eurasialaw.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=8212:15062016-1447------8---&catid=113:2010-06-22-05-55-53&Itemid=895 — свободный (дата обращения 25.11.2017).

 

ФОТО: gettyimages.ru, wikipedia.org


Работает на Cornerstone