500 лет Реформации

О лютеровском в лютеранской музыке

Роман Насонов
Журнал/Архив/Номер 63/О лютеровском в лютеранской музыке
О лютеровском в лютеранской музыке

Сегодня, когда весь мир празднует 500-летие начала Реформации в Германии, стоит задуматься о том, какое огромное воздействие на вероучение лютеранства и на всю лютеранскую культуру оказала незаурядная личность их основоположника. Современники выдающегося богослова и проповедника почитали его «чудом Божьим» (Wundermann), полагали, что Сам Господь призвал Лютера и послал его в мир для обновления и усовершенствования христианской веры. Важно иметь в виду, что представления Лютера о Боге и о Церкви, о природе зла и об искупительной жертве были непосредственно связаны с личным религиозным опытом, а иногда и с конкретными событиями в жизни реформатора. Не следует недооценивать и некоторые наклонности, личные пристрастия этого исторического деятеля — такие как его музыкальная одаренность и страстная любовь к музыке. Как никакое другое течение в Реформации лютеранство оставило глубокий след в музыкальном искусстве. Имена таких церковных музыкантов, как Генрих Шютц (1585–1672), Дитрих Букстехуде (ок. 1637–1707), Иоганн Себастьян Бах (1685–1750), стоят сегодня в первом ряду выдающихся композиторов всех времен и народов. Глубокий, плодотворный диалог с лютеранской традицией продолжили мастера XIX и XX веков — Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847), Иоганнес Брамс (1833–1897), Макс Регер (1873–1916), Бернд Алоис Циммерман (1918–1970) и многие другие. Музыка в жизни Лютера Увлечение музыкой и, как следствие, высокая богословская оценка этого искусства заметно выделяют Мартина Лютера на фоне других реформаторов. Во время обучения во францисканской школе он постиг основы церковного певческого искусства и музыкальной грамоты. Вместе с другими мальчиками-хористами Лютер пел под окнами состоятельных горожан, зарабатывая себе на пропитание. Высокий нежный тенор не раз помогал ему завоевывать симпатии окружающих. Вероятно, тогда же, в юности, Лютер научился хорошо играть на музыкальных инструментах — лютне и флейте. В «Застольных беседах» — собрании высказываний реформатора в приватной обстановке — часто упоминается о том, как, будучи уже знаменитым церковным деятелем, Лютер продолжал музицировать со своими гостями в непринужденной дружеской обстановке.

О лютеровском в лютеранской музыкеИоганн Себастьян Бах (1685–1750)

Интерес Лютера к музыке не ограничивался только обычными церковными песнопениями и легкими, распространенными в быту немецких бюргеров жанрами. Это был настоящий знаток и ценитель высокого искусства, обладатель тонкого вкуса и собственных пристрастий в сфере серьезной, эстетически сложной музыки. Расширению музыкального кругозора, вероятно, способствовала поездка Лютера в Рим, одну из музыкальных столиц мира, в 1511 году. Среди своих любимых композиторов сам реформатор называл Людвига Зенфля (1492–1543) и Жоскена Депре (ок. 1450–1521). Музыку последнего Лютер сравнивал с Евангелием, находя вдохновенное мастерство Жоскена, его непринужденное музыкальное письмо аналогом свободы, которую возвещает человеку Новый Завет: «Жоскен — хозяин нот, который творит из них то, что пожелает; другие мастера пения принуждены делать то, что ноты от них хотят». Можно предположить, что сложные партитуры жоскеновских месс и мотетов он изучал практически — исполняя их в переложениях для лютни или же для лютни с голосом. Судя по тому, что нам известно, Лютер обладал для этого достаточными навыками и грамотностью. Музыка и Слово Божие Называя музыку «превосходным даром Господа», Лютер ставил ее необычайно высоко, в некоторых своих высказываниях отводил ей место непосредственно вслед за богословием и призывал возносить музыке хвалу. Как мы знаем, музыка — искусство чувственное и бессловесное. Именно поэтому большинство реформаторов почитали ее ненужной забавой, а то и вредным излишеством для христианина. Однако Лютер понимал, какую важную роль может сыграть музыка в наставлении паствы и разъяснении ей Священного Писания.
 

О лютеровском в лютеранской музыкеГенрих Шютц (1585–1672)

Начиная с 1523 года он создает лютеранские гимны — церковные песни на немецком языке, часто очень длинные, состоящие из множества строф. Некоторые из этих новых песнопений были основаны на дореформационных немецких лейзе, исполнявшихся вне службы благочестивыми мирянами (причудливое название происходит от искаженной греческой молитвы Kyrie eleison, то есть «Господи, помилуй»); другие возникли в процессе перевода на немецкий язык традиционных средневековых церковных молитв, в результате переработки мелодий григорианского хорала. Известны отдельные случаи заимствования мелодий из популярных светских песенок. Лютеру в этой связи приписывают афоризм: «Не отдадим ни одной хорошей мелодии дьяволу». В создании нового певческого репертуара Лютеру активно помогали «прикомандированные» его влиятельным покровителем саксонским курфюрстом Фридрихом Мудрым музыканты — в первую очередь композитор Иоганн Вальтер (1496–1570).

Значение нового певческого репертуара для лютеранского богослужения было огромно. Как известно, одним из краеугольных камней лютеранства является принцип Sola Scriptura («Писанием единым»), означающий, что истина вероучения целиком и полностью основывается на входящих в Библию текстах. Задача христианина — хорошо знать Священное Писание, помнить его ключевые фрагменты, понимать Слово Божие и последовательно исполнять в жизни заповеди Христа. Однако верное понимание Писания дается человеку не так просто. Не случайно в лютеранстве, как и в других течениях Реформации, большое внимание уделялось искусству проповеди. Ведь молиться Господу можно и дома, и не обязательно ходить в храм для того, чтобы в повседневной жизни следовать наиболее прямым и ясным указаниям Спасителя. Однако только в церкви, вместе с братьями и сестрами, христианин получает верное и детальное истолкование слов Иисуса, что помогает избежать в жизни многих соблазнов и искушений.

О лютеровском в лютеранской музыкеМакс Регер (1873–1916)

Песни Лютера и его последователей — многих поколений выдающихся гимнотворцев — как раз и содержат в себе детальное разъяснение основ христианской веры. Тем самым они занимают важное место рядом с проповедью священника, являются ответом на нее и в конечном итоге на те фрагменты Писания, которые зачитываются во время службы. Любимые в народе мелодии лютеранских песен помогают верующим запоминать слова, однако этим их функция не ограничивается. По мысли Лютера, сам акт пения в церкви является действием Слова, которое люди заключают внутрь себя, вмещают в собственное тело-резонатор.

Лютеранские гимны существуют, как правило, в виде многоголосия, простейшая форма которого, с движением всех голосов примерно в одном и том же ритме, называется хоралом. Развивая лютеровские традиции, авторы немецких многоголосных песенников догадались помещать основную мелодию не в одном из средних голосов, как это было принято в полифонической традиции XVI века (в том числе и в Псалтырях у многих протестантов), а в верхнем, где она особенно хорошо прослушивается. В дальнейшем многие из гимнов были положены в основу крупных вокально-инструментальных и органных композиций, что и послужило одним из импульсов к расцвету высокого музыкального искусства в Германии в XVII — первой половине XVIII века.

О лютеровском в лютеранской музыкеИоганнес Брамс (1833–1897)

Необходимость настроить общину на тон соответствующей церковной песни, а также напомнить ее мелодию способствовала возникновению и развитию жанра органной хоральной прелюдии. Еще одним новым жанром, сложившимся в первые годы Реформации, стали лютеранские «истории» — авторские композиции на тексты праздничных евангельских чтений на немецком языке. Большинство образцов этого жанра составляют «истории Страстей», или пассионы, исполнявшиеся в дни Великого поста. Со временем пассионы стали главным музыкальным событием в жизни лютеранской общины, центральной музыкальной проповедью литургического года. Знаменитые «Страсти по Иоанну» (1724) и «Страсти по Матфею» (1727) Иоганна Себастьяна Баха — вершина этой традиции и, пожалуй, самые известные и самые исполняемые духовные сочинения во всей истории музыкального искусства.

 

 

ФОТО: gettyimages.ru, wikimedia.org


Работает на Cornerstone