500 лет Реформации

Лукас Кранах — первый живописец Реформации

Ирина Языкова
Журнал/Архив/Номер 63/Лукас Кранах — первый живописец Реформации
Лукас Кранах — первый живописец Реформации

Лукас Кранах Старший родился 4 октября 1472 года в местечке Кронах в Верхней Франконии (Германия), название это впоследствии стало прозвищем художника. Его отец Ханс Майер (по другим сведениям, Зундер или Зондер) и его дед также были художниками. В семье Лукас и получил первые уроки рисования. С ранней юности он странствовал по Германии, посетил Нидерланды, а в 1493 году отправился в Святую землю. Во время своего пребывания в Вене в 1500–1504 годах Кранах познакомился с творчеством Альбрехта Дюрера, которое оказало на него огромное влияние. Возможно, именно тогда он принял решение, что его призвание — живопись, это и принесло ему впоследствии мировую славу.

Кранах был талантливым и разносторонним художником: писал портреты и пейзажи, алтарные картины и аллегории, расписывал герцогские замки, занимался гравюрой и ксилографией, разрабатывал эскизы для монет и медалей. Он держал большую мастерскую, в которой работали и многочисленные подмастерья, и его сыновья Ганс и Лукас-младший, также ставшие впоследствии известными в Германии живописцами.

Однако Кранах был не только художником, он был, как бы сейчас сказали, талантливым предпринимателем и медиамагнатом. Он держал типографию и книжную лавку, аптеку, занимался виноделием, варил пиво. Дважды он избирался бургомистром, часто выполнял дипломатические поручения. Лукас Кранах входил в круг самых богатых и уважаемых жителей Виттенберга, был членом городского совета. Особенно его статус поднялся после женитьбы: в январе 1508 года в Нюрнберге он обвенчался с Барбарой Бренгбир (1485–1540), дочерью богатого пивовара и бургомистра города Гота. Дом художника в Виттенберге считался одним из самых больших и красивых, здесь в 1523 году он принимал в качестве почетного гостя короля Христиана II Датского.

С 1504 года и до конца своих дней Лукас Кранах был придворным художником: сначала при дворе герцога Фридриха ІІІ, курфюрста Саксонии, а затем его преемников Иоганна Твердого и Иоганна Фридриха Великодушного. За заслуги ему был пожалован дворянский титул и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Герб стал его личной подписью и позднее — маркой его мастерской.
Фридрих ІІІ Мудрый мечтал сделать Виттенберг культурным центром Германии, он основал университет, пригласил опытных преподавателей, среди которых был и Мартин Лютер. Высоко ценя творчество Лукаса Кранаха, герцог сделал его придворным художником. Во многом этому способствовали общие религиозные устремления — оба они поддерживали Реформацию и были в дружбе с Лютером.

Лукас Кранах — первый живописец РеформацииХристос Спаситель с Мартином Лютером. 1552 год

Знакомство Кранаха с Лютером произошло в начале 1520-х годов, они сразу подружились. Художник был приглашен на свадьбу Мартина Лютера с Катариной фон Бора, а затем стал крестным отцом их первого сына Ханса. А с Филиппом Меланхтоном он не только дружил, но и вошел в родственные отношения: второй женой Лукаса Кранаха Младшего, сына художника, стала племянница Меланхтона.

Вдохновившись идеями Лютера, Лукас Кранах становится живописцем Реформации, через свое творчество он способствовал ее широкому распространению. Кранах иллюстрировал протестантские памфлеты, финансировал издание Библии, переведенной Лютером на немецкий язык. В своих картинах он стремился отразить новое богословие реформатов, которое в основе своей стояло на принципе спасения через веру.

Особенно ярко Кранах проявил себя в портретном жанре, запечатлев многих своих современников. Он неоднократно писал портреты Мартина Лютера и его сподвижника Филиппа Меланхтона, курфюрста Фридриха и императора Максимилиана. Многие деятели Реформации и члены их семей запечатлены на картинах Лукаса Кранаха.

В 1532 году Лукас Кранах получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Благодаря этому мы теперь можем увидеть лица людей, живших несколько веков назад, и представить, как выглядели лидеры Реформации.

Немало в арсенале Кранаха картин, написанных на библейские сюжеты: «Адам и Ева», «Юдифь с головой Олоферна», «Отдых на пути в Египет», «Христос и грешница», «Распятие» и др. Кроме того, Кранах отдал дань и античным темам, которые с легкой руки гуманистов вошли в обязательный круг сюжетов художников той эпохи. Интересно при этом, что Кранах воспринимал античные сюжеты совсем не так, как гуманисты. Например, на одной из картин с изображением обнаженной Венеры он ставит подпись: «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».

Несомненным новаторством Кранаха является и то, что он создает жанр аллегорической картины с назидательным сюжетом, буквально иллюстрирующим речи и проповеди Лютера и других деятелей Реформации. Такова, например, картина «Закон и благодать» из музея Готы (1539). Она состоит из двух частей: на левой представлено грехопадение Адама и Евы, человек (Адам), бегущий от смерти и дьявола, а на правой — распятие и воскресение Христа, на которые человеку (Адаму) указывает Иоанн Креститель, тем самым акцентируя внимание на искупительной жертве Спасителя. У подножия распятия находится агнец, попирающий смерть в виде скелета. Такие картины должны были наглядно представить зрителю идею спасения. В левой части есть любопытная деталь: справа стоит группа людей, и среди них человек, явно напоминающий Лютера, держит скрижали, указывая на начертанные на них заповеди. Так Кранах прославляет Лютера как нового Моисея.

Лукас Кранах — первый живописец РеформацииПечатный станок Гутенберга

 

Есть и картины на ту же тему («Закон и благодать»), где похожий набор сюжетов и аллегорий размещен на одной плоскости. Один вариант хранится в галерее в Праге. Таких картин было довольно много, их вешали в церквах, в домах, в общественных зданиях. И они пользовались успехом у публики, потому что давали возможность зрителю разгадывать нарисованное как своего рода ребус, читать как назидательный текст. У Кранаха множество гравюр на подобные темы.

Изобретение Гутенбергом печатного станка значительно упростило распространение идей Реформации, потому что станок позволял печать и книги, и отдельные листы с воззваниями и памфлетами, и гравюры. Этим очень активно занимался Кранах. Его иллюстрации к лютеровскому переводу Библии подробны, насыщены различными деталями, занимательны и назидательны. И конечно, нужно отметить их высокое художественное качество.

Кранаха отличала преданность делу Реформации и друзьям. Когда курфюрст Саксонский Иоганн Фридрих, который практически был воспитанником художника, потерпел поражение от императора Карла V, противника реформ, был взят в плен, и ему грозила смертная казнь, Лукас Кранах отправился к императору и добился для курфюрста замены смертной казни тюремным заключением. После освобождения из тюрьмы курфюрсту была назначена ссылка в Веймар, и художник отправился с ним. Свои последние годы жизни Кранах провел в Веймаре, где и умер 16 октября 1553 года.

Лукас Кранах Старший прожил долгую жизнь, около 81 года. Он похоронен на веймарском кладбище Св. Иакова.

 

ФОТО: wikipedia.org, wikiart.org


Работает на Cornerstone