Предпосылки и наследие Реформации

Михаил Иванов
Журнал/Архив/Номер 63/Предпосылки и наследие Реформации
Предпосылки и наследие РеформацииАнтон фон Вернер. Лютер в Вормсе

 

Мы празднуем 500-летие Реформации. Это одно из знаковых событий европейской и мировой истории, знаменующих завершение эпохи Средневековья и переход к Новому времени. Не случайно Реформация проходит на фоне грандиозных социальных, экономических, политических и культурных изменений в западной цивилизации. События Реформации неразрывно связаны с ними.

  Экономическое развитие в самой Европе, характеризующееся ростом городов, все большим развитием производства, торговли, банковского дела, приводило к все большему влиянию нового активного сословия — буржуазии, для которой были характерны самостоятельность мышления, восприимчивость к новаторским идеям, в том числе и в религиозной области. Именно жители городов и экономически активная часть общества стали одной из важнейших сил Реформации.

Немаловажную роль в ней сыграла и старая феодальная знать — дворянство. Желание ограничить экономические и политические аппетиты папской церкви, широко распространенное в среде европейского дворянства того времени, вызвало симпатию многих дворян к идеям Реформации. Католическая церковь была настолько влиятельной, что конкурировала с королевской властью во многих странах, тормозя процесс формирования сильных централизованных государств. Нет ничего удивительного в том, что Реформация была поддержана и даже инициирована на своих территориях некоторыми европейскими монархами.

Однако было бы большой ошибкой сводить предпосылки Реформации исключительно или преимущественно к экономике и политике. Тем более что, несмотря на все вышесказанное, далеко не все жители городов, далеко не вся буржуазия и, уж конечно, не все дворянство и не все королевские дворы Европы поддержали Реформацию. Реформация была прежде всего явлением духовного порядка. И для тех, кто откликался на идеи Реформации, это было прежде всего личным мировоззренческим выбором.

Почву для принятия идей Реформации во многом подготовили деятели эпохи Возрождения. Ренессанс обратил внимание на значимость человека и важную роль человеческой личности, что послужило своего рода прологом к осознанию важности и необходимости личного духовного выбора и личной веры. Интерес Ренессанса к древности возбудил у некоторых интерес к историческим корням христианства. Здесь стоит вспомнить имя великого христианского гуманиста Эразма Роттердамского, издавшего Новый Завет на языке оригинала — древнегреческом. Однако, как и в случае с экономическими и политическими предпосылками, Реформация не может быть сведена только к последствиям интеллектуальных поисков эпохи Возрождения.

Многие предвосхищали идеи Лютера и других реформаторов задолго до 1517 года. Достаточно вспомнить таких предшественников Реформации, как Джон Виклиф и Ян Гус. Но их идеи, хотя и были популярны, не имели столь сильного резонанса. Лишь неудовлетворенной духовной жаждой большого количества людей и прежде всего Божьим промыслом может быть вполне объяснено как начало, так и успех дела Реформации.

Предпосылки и наследие РеформацииЦерковь в Виттенберге

 

Непосредственным катализатором реформационных процессов, начавшихся в Германии, стала широко распространившаяся практика торговли индульгенциями. Приобретателю индульгенции сулили освобождение от наказания за грехи. Была возможность купить индульгенцию и для умершего родственника с целью облегчить его посмертную участь. Бессовестность торговцев индульгенциями, а также масштабы этой торговли побудили Мартина Лютера выразить свою негативную богословскую оценку этой практики в виде тезисов для ученой дискуссии. 31 октября 1517 года Лютер предал гласности свою позицию, поместив свои 95 тезисов на дверях университетской церкви* города Виттенберга. Тезисы Лютера, будучи напечатанными большим тиражом, послужили импульсом к началу Реформации церкви сначала в Германии, а потом и в других странах Европы.

Для самого Лютера быстрое начало Реформации было неожиданностью. Тем не менее движение по реформированию церкви с огромной скоростью охватывало всё новые местности и целые страны. Реформаторы поставили своей целью возвращение церкви к новозаветным истокам. Различные деятели и разные течения Реформации шли к этой цели по-разному. Однако в целом идеи реформаторов могут быть поняты через пять основ их богословия — Quinque sola (лат.).

«Только Писание» (Sola Scriptura) — этот принцип указывает на то, что только Священное Писание (Библия) является единственным абсолютным авторитетом в вопросах веры, мировоззрения и морали (см.: Прит 30:6). Именно воспринимая Писание как истинное Слово Божие, мы слышим Божий голос, целительный для нашего сердца (см.: 2 Тим 3:16).

«Только верой» (Sola fide) и «Только благодатью» (Sola gratia) — основы, касающиеся спасения, которое, согласно Писанию, мы обретаем не по нашим заслугам, а по благодати, посредством веры. Наши дела при этом являются выражением нашей веры, но не причиной нашего спасения (см.: Еф 2:8–10). Иными словами, не мы спасаем себя, но только Сам Бог спасает нас.

«Только Христос» (Solus Christus). Именно Христос является единственным посредником между Богом и людьми. И именно через Него, а не через кого-либо или что-либо еще мы обладаем полноценными духовными отношениями с Богом (см.: 1 Тим 2:5).

«Только Богу слава» (Soli Deo gloria). Исключительно Господу — и никому более — должен человек воздавать славу, достойную Божества (см.: Мф 4:10). Сторонники Реформации обратили внимание на необходимость избегать излишнего почитания и поклонения людям или ангелам (см.: Деян 10:25–26; Откр 22:8–9).

Именно богословские идеи Реформации, являющиеся важнейшей частью теологических воззрений протестантских конфессий, составляют важнейшее ее наследие. В целом теологический вклад в мировое христианство порожденного Реформацией протестантизма состоит в принципиальной сосредоточенности на Боге, искупительной жертве Христа, исключительно божественном характере спасения и, конечно, приверженности учению Библии. Эти богословские ориентиры актуальны по сей день и, без всякого сомнения, будут важны во все последующие времена существования Церкви на Земле.

 

*Многие христианские историки считают, что Лютер поступил еще более резко: он разослал тезисы ученым мужам Церкви. (Ред.)

 

ФОТО: wikipedia.org

Работает на Cornerstone