Кто такой современный пророк? Есть ли такие люди на земле? Возможен ли сегодня, в первой четверти XXI века, пророк-христианин?
У слова «пророк» есть два основных значения. Второе, и наиболее известное, это предсказатель будущего. И когда Иисус говорит о будущем завоевании и разрушении Иерусалима, Он действует как пророк именно в означенном смысле. Сам Cебя Он также называл пророком, говоря о Себе, что не бывает так, чтобы пророк погибал вне Иерусалима.
Но у этого слова есть и первое значение, которое означает человека, говорящего от чьего-либо лица, объявляющего чью-либо волю, в нашем случае — волю Бога, волю высшей реальности и высшей мудрости.
И тут можно говорить о том, что пророк — это тот, кто рассказывает, как обстоят с нами дела «на самом деле». Тот, кто способен уберечься от заученной и официальной картины действительности и, несмотря на тотальное массовое сновидение, в которое все более погружается современная цивилизация, оставаться в сфере, не подвластной этому сновидению, оставаться бодрствующим и не утратившим способность различать, где сон, а где реальность. Пророк — это тот, кто не заснул в царстве сновидческих фантазий. Тот, кто пытается, опираясь на пробуждающую силу высшей реальности, на силу Христа, пробудить от грез, все более жестких и опасных, тех, кто готов его услышать.
Мы знаем, что ветхозаветные пророки могли противиться голосу Бога, который в них звучал, и страдательный момент в них иногда увеличивался вплоть до нежелания донести то, что говорил им этот голос, до людей, как это было, например, с пророком Ионой. Но были и пророки, погруженные в высшую реальность, свидетели этой Реальности, такие как, например, Исаия, увидевший ангела в святилище. Можно сказать, что они пробудились для нее.
Иисус призывал прозреть. В Евангелии от Иоанна эта тема слепоты-прозрения звучит лейтмотивом. Из этого следовало, что, во-первых, Учитель считает, что его современники, и в том числе народные учители и духовные руководители фарисеи, за редким исключением пребывают не в реальности, а в области вымысла, которую он называл слепотой, и во-вторых, что для того, чтобы проснуться, нужно приложить усилие. И первый, весьма неприятный этап этого усилия заключается в том, чтобы допустить мысль, что, несмотря на все твои молитвы и даже поступки во имя Бога, ты продолжаешь спать. Думаю, что такое признать всерьез почти невозможно не только фарисеям, но и любому христианину, посещающему сегодня церковь.
Ибо даже проснувшийся однажды не застрахован от того, чтобы не задремать снова, войдя в область гнева, лени, зависти, неуправляемых или навязанных мыслей, образов, эмоций. Все они порождают духовный сон, все они — сновидческие факторы, в основе которых лежит порождающая их сила — своеволие, о котором речь идет в первых же главах Библии и которое породило ужасы земной истории.
Итак, первое, что нужно сделать сегодня христианину, если он хочет быть с Христом, это не побояться признать, что он спит и видит сны. Что, даже проснувшись на како е-то время, он опять может заснуть, как это бывает при утреннем пробуждении. И таких пробуждений-засыпаний в течение дня может набраться несколько. Но если пробуждения все же случаются, то день прошел не напрасно, реальность совершила в моей душе свою работу, очистила ее и изменила. И, может быть, завтра я постараюсь задержаться в осознанном следовании воле Божьей (а это и есть процесс пробуждения) дольше, чем сегодня. И, пробудившись, начать свидетельствовать об увиденной реальности*.
Хуже, когда человек спит в самодовольстве целый день, но утверждает, что бодрствует.
Христианин по сути своей пророк, тот, кто призван видеть высшую реальность, жить по ней (хотя бы несовершенно, с ошибками) и говорить о ней другим. А иногда и не говорить, а просто быть, просто переживать эту высшую реальность молча, как это делала Мария у ног Христа. Типов пророческих служений много. Но суть их сводится к тому, чтобы позволить Реальности пройти сквозь себя, не противиться ей, доносить ее до других людей словом, делом, тишиной — в зависимости от ситуации. Одним словом — всей своей жизнью. Пусть твоя свеча хотя бы не погаснет — и ты уже сделал очень многое. Но ты можешь и больше.
Мы живем во времени, когда гипнотический эффект ложной реальности усиливается с каждым днем. Его прежние инструменты — сила авторитета, власть, чудо, богатство, своеволие — сегодня усилены немыслимо. Древний мир не знал техники, перенесшей центр действий и оценок на себя, сделавшей природу не более чем сырьем, вместо того чудесного образа, исполненного красоты и святости, который описан в первых главах Творения. Та священная природа вырвана из-под ног человека, уничтожена как духовная ценность, приведена к понятию сырья для обслуживания человеческого эгоизма с помощью реальных и виртуальных машин.
И если во времена, когда видеть реальность было легче, Иисус призывал к усилию проснуться, то насколько же возросло это усилие сегодня! Спать стало значительнее легче, а очнуться от сна невероятно трудно, ибо орудия гипноза, его усилители пришли к небывалому в истории могуществу.
Прежние масштабы величия и ничтожества уже были сильно искажены. Никто бы не поверил, что ничтожная сумма какой-то полунищей женщины, десяток-другой «рублей», окажется значительней, чем сотни и тысячи «долларов» достойных и всеми уважаемых людей. Но это оказалось именно так, и логическая несообразность была подтверждена авторитетом Сына Божьего. В мире настоящей Реальности, а не выдуманной нами две лепты вдовы, положенные в сокровищницу с верой, что Бог их примет, превзошли значительные суммы, положенные богатыми людьми. Эта женщина отдала все, что у нее было. И пробужденный может увидеть, что в духовном плане деяние вдовы было несоизмеримо выше поступков обеспеченных людей, и понять, что главное для Бога не то, что происходит снаружи человека, а то, что происходит у него внутри.
Техника, особенно виртуальная, стала сегодня невероятным усилителем всех внешних ценностей. Ее действие вообще расположено по поверхности. Желание человека встретиться с собой и с Богом, войти в свой внутренний мир не выдерживает конкуренции с центробежной, отбрасывающей человека от собственного центра силой экранов, тысячекратно тиражирующих «таблетки для сна» — моду, иронию, военные машины, обнаженные тела, пустые разговоры, болтовню политиков, пренебрежение к серьезному слову или спекуляцию им. Коротко говоря, в руках людей, игнорирующих духовные принципы, оказалась машина огромной разрушительной силы.
Я не отрицаю технику. Вернее, отрицая ее, я одновременно и вослед за одним из философов XX века, говорю ей «да». Техника приносит и много хорошего. Но для того, чтобы остаться верным истине в мире техники, сохранить себя, продолжает этот философ, необходима непривязанность к ней и открытость тайне.
В век смартфонов с экранчиками, которые люди не выпускают из рук, говорить о непривязанности, однако, трудно. Зато ты всегда подключен к яркому глобальному сновидению.
И если фарисеи понимали в принципе, о чем говорит им пророк из Назарета, то современный человек однозначно не поймет вас, когда вы заговорите с ним о пробуждении. Мощь гипнотической машины выросла неимоверно и растет с каждым годом, охватывая уже не группки людей, не читателей какой-то одной газеты, а весь мир.
В этой ситуации пророчество становится почти невозможным делом.
Сознание пророка — цельное. Сознание человека с гаджетом — конкретное. Оно раздроблено на ряд красочных картинок, не обладающих центром и цельностью. Поэтому пророк — иногда в тяжких муках и вопреки всему — творит свою судьбу, ведь он захвачен неотразимым призывом Реальности. С человеком спящим — жизнь, как и сон, случается. Но парадокс в том, что спящий видит конкретные и такие кажущиеся реальными ценности — автомобили, часы, танки, высотные здания, людей власти, деньги, телевизионные новости, а пробудившийся предлагает что-то неопределенное, неконкретное. К тому же спящий не видит собственного сна, в котором лишь он прав.
Когда-то Гамлет сказал: «Я не хочу того, что кажется… То, что во мне, правдивей чем игра; а это все наряд и мишура». Человек спящий Гамлета сегодня не поймет. Он и не выходил из тотальной ситуации «того, что кажется», этот человек. Но Гамлет еще мечтал «восстать, вооружиться, победить или погибнуть». А вот Рильке, свидетель страшного начала XX века и прозорливец, оценив мощь возрастающей «кажимости», агрессивной, внеморальной и убийственной, пережив немыслимые людские жертвы Первой мировой войны, возросшую силу зла, говорит уже по-другому: «Кто говорит о победе? Выстоять — вот заслуга».
Современный пророк должен выстоять. Его миссия — просто жить в реальности, а не во вранье, усиленном и тотально растиражированном с помощью техники. Его задача — быть, не поддаваясь гипнозу. Проснувшись раз, заставить себя, попросив помощи у Бога, просыпаться все чаще и чаще, а во время сна все же осознавать, что это сон. И постараться не предавать такую неочевидную Реальность в мире «очевидных ценностей» сна. И это дело будничное. Ежедневное. Нелегкое. Почти никем не замечаемое на телевидении и в правительстве, в театре и среди важных людей, как никем, кроме Спасителя, не была, кажется, замечена та старушка со своими лептами. Но, замечена Реальностью, она вошла в Реальность, которой, в отличие от любого сна, конца не бывает, которая не умирает.
Наша жизнь изо дня в день — вот наш профетизм. А выстоять и значит сегодня — дать побеждать в себе Реальному, чья победа уже вне времени.
Выше я перечислил некоторые орудия массового гипноза, массовой спячки. Теперь я хотел бы назвать несколько главных орудий пробуждения, которые вы, конечно же, знаете: вера, искренность, сомнение в себе — в том, что ты уже пробудился, поиск воли Бога, желание прозреть, молитва. И, конечно же, все это одному совершить невозможно — нам нужны единомышленники, ибо сила и поддержка Божья там, где двое или трое собраны во имя Его.
*Я пробуждаюсь, когда люблю. Когда открыт для Присутствия Божьего. Когда пропускаю сквозь себя сверхъестественную любовь. Или следую высшей воле, как бы это ни было трудно.
ФОТО: gettyimages.ru