«Если ты не расскажешь своим детям о Боге, то всю жизнь будешь говорить с Богом о своих детях» — эти слова не только понятны, но и весьма убедительны. Живо представляешь себе родителя, который из-за своей недальновидности вынужден впоследствии прикладывать несоизмеримо больше усилий, чем мог бы. Родилась эта максима среди христиан. Трудно себе представить убежденного атеиста, которого затронет такой прогноз. Но людей, верящих в Бога, эти слова предостерегают и побуждают к действию.
Кажется, что если говорить с детьми о Боге, то пагубные привычки или катастрофические ошибки обойдут их стороной. Нужно лишь приучить ребенка к мысли о том, что Бог есть. Что Он не только существует, но и наблюдает за нами, и, видя достойное поведение, награждает, а за проступки — наказывает. Поэтому надо делать доброе и быть к Богу поближе. На первый взгляд все просто и логично.
Однако быстро осознаешь, что формула «сказал — получил желаемый отклик» не выдерживает проверку жизнью. В христианском сообществе хорошо известен феномен ДВР (дети верующих родителей) — отнюдь не позитивный. Так называют проблемных христиан, выросших в христианских семьях, чей образ жизни и репутация, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Да и само Писание указывает на слабость этой формулы.
На страницах Первой книги Царств мы находим весьма яркую иллюстрацию. Во время драматичного становления израильской государственности в Силоаме, бывшем на тот момент еврейской столицей, находилась Скиния, святилище, место жертвоприношений и поклонения Богу.
Несмотря на это обычаи окружавших Израиль народов проникали в жизнь израильского общества. И Илий, судья и вождь Израилев, принимает рыдавшую и молившуюся у Скинии Анну за пьяную. В своем горе она была похожа на хананейских женщин, вовлеченных в местные культы, для которых состояние опьянения и исступления было естественным. И судья Илий, который следил за нравственным состоянием Израиля, разговаривал с ней строго и даже грубо. Однако, узнав о том, что ее рыдания вызваны отнюдь не пьянством, а ее бездетностью, Илий благословил ее, и Анна родила Самуила, впоследствии великого пророка и судью Израилева, которого Илий сам вырастил при храме и который в конце концов пророчествовал ему о наказании сыновей и падении его дома.
Cыновья Илия, яркие представители ДВР, служили священниками при Скинии. Однако их поступки были не только аморальными, но и циничными (см.: 1 Цар 2:12–17). Они нарушали традиции, преступали допустимые нравственные границы, не стеснялись развратничать и угрожать ради своей выгоды. Они как бы служат Богу, но они, в отличие от Самуила, не восприняли Его заповедей.
Так в чем же причина такого недуга ДВР? Причин может быть несколько. Первая причина — лицемерие родителей, когда благопристойный образ, сохраняемый во время общения с единоверцами, дома сменяется совсем другим — неприглядным, злым, лживым. Обычно человек, склонный к лицемерию, часто неосознанному, не критикует и не искореняет его и у своих детей, которые привыкают жить двойными стандартами и становятся глубоко лицемерными. Или же, испытывая отвращение к подобной лжи и не желая жить двойной жизнью, дети делаются колючими, циничными и не верящими ни людям, ни Богу. Лицемерие опасно не только в настоящем, но и в будущем детей.
Но у Илия не видно признаков лицемерия. Он порицает поведение сыновей, их духовную порочность, грозящую им серьезными бедами (см.: 1 Цар 2:22–25). Однако обличения не возымели действия, и в жизни сыновей сбывается самый негативный прогноз отца (см.: 1 Цар 2:27–36). Трагична и судьба самого Илия: при известиях о пленении ковчега и об одновременной кончине обоих сыновей он умирает (см.: 1 Цар 4:13–22).
Возможно, причиной этой трагедии стала чрезмерная погруженность Илия в круг служебных задач и проблем. Это вторая наиболее распространенная причина, формирующая синдром ДВР. Люди, искренне отдающие делу всю свою жизнь, зачастую не могут найти достаточно времени для общения с собственными детьми и теряют с ними связь. Когда община поглощает семью, ее время, ресурсы, то дети чувствуют себя обделенными вниманием, у них нет возможности получить ответы на свои вопросы или просто быть услышанными. Проблемы служения легко могут истощить и эмоционально опустошить христиан, не оставляя им сил на воспитание собственных детей. Так может случиться, если не помнить о Том, кто вдохновляет нас на труд и созидает Церковь. Если мы с полной самоотдачей включаемся в созидание Тела Христова, но Христос не живет в нашем доме, мы рискуем обрести множество проблем, водоворотом уносящих нас на дно.
Видя жизнь своих родителей, занятых 24 часа в сутки всю неделю, дети постепенно проникаются подспудной неприязнью к тому, что отнимает у них сердца родителей. Возможно, сыновья Илия годами переживали подобную отстраненность отца. Если возникает подобная пропасть, дети не слышат наставлений и предостережений своих родителей.
Нельзя исключить и третью причину — своенравия сыновей. Представления гуманистов о том, что младенец — это tabula rasa и задача родителей посеять в его сознании разумное, доброе и вечное, и он станет достойным человеком, и по сей день имеет много сторонников. Такой взгляд можно назвать рациональным, логичным, но никак не библейским. Вся ответственность в этом случае возлагается на родителей. А ребенок не виноват — он жертва. Однако Иисус в своем рассказе о блудном сыне не находит в поведении отца никакой вины. Все дело было в выборе сына.
Нам хочется услышать простые и понятные ответы на возникающие вопросы. Но если в своем поиске этих ответов мы всё делим на черное и белое, то вместо ответа зачастую получаем искаженную картину, дополненную нашими обвинениями в адрес кого-то из близких и единоверцев. В книгах Писания признаки ДВР можно увидеть не только в детях Илия, но и у Аарона, у пророков Осии, Самуила, у царей Давида, Езекии. Да и у Адама проблема детско-родительских отношений оказалась неразрешенной. Сказать, что у них всех один и тот же диагноз и одинаковые причины, к нему приведшие, — упрощение и опасное обобщение.
Родители ответственны за то, чтобы привести детей к познанию Господа. Нельзя передать эту задачу кому-то другому. Однако зачастую погруженность в самую что ни на есть благодатную работу сильно осложняет выполнение родительских задач воспитания.
Общинная жизнь облегчает их выполнение. Мы призваны не судить и не обвинять, но помогать и поддерживать друг друга. Когда растущие дети видят внимание и заботу со стороны окружающих членов общины, это помогает им компенсировать отсутствие родительского внимания и получить тепло созидающей любви. Если мы большую часть своих усилий, растрачиваемых на обличение недостатков окружающих, направим на неравнодушное участие в жизни наших детей и деятельную помощь им, то судеб, подобных судьбам детей Илия, будет меньше.
ФОТО: gettyimages.ru