Библия — очень большая и сложная книга, и читать ее непросто. Но — слава Богу! — по ней самой рассыпаны «подсказки», «ключики» к тому, как ее понимать. О трех из них мы сейчас поговорим.
Во-первых, это знаменитые слова из Второго послания апостола Павла к Тимофею: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим 3:16–17). Здесь важно отметить, что апостол Павел подчеркивает не боговдохновенность Писания и его полезность (в этом у адресата послания сомнений, безусловно, не было), а то, что это касается всего Писания, взятого в его целостности. Не отдельные слова, фразы или отрывки являются адекватным описанием Божественного откровения, но все Писание в его целокупности. Это означает, что, какую бы тему мы ни стали рассматривать в свете Священного Писания, нам все равно нужно прослеживать отзвуки этой темы по всему объему Библии, и, только собрав их вместе, со всем их разнообразием, а подчас и с их противоречивостью, мы сможем приблизиться к верному пониманию библейского взгляда на интересующую нас тему. При таком подходе уходят на второй план вопросы, касающиеся научного изучения текста, вопросы его авторства и датировки, даже вопросы качества перевода (хотя сами по себе все эти вопросы, конечно же, важны). Перед нами предстает объемное Слово, выходящее за пределы линейных и плоских интерпретаций, Слово Живое, удивляющее и восхищающее.
В качестве второго ключа мы возьмем фразу из Книги пророка Амоса, который был, возможно, первым из «письменных» пророков Ветхого Завета: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам 3:7). Бог, сотворивший человека как соработника Себе, никогда не скрывает от людей Своих замыслов, но дает возможность их узнать, и не только каким-то избранным «пророкам», а всем, потому что суть пророческого служения не столько в том, чтобы принять весть от Бога, но в том, чтобы передать ее другим людям. И эта весть может раскрывать нам смысл всего происходящего в прошлом, настоящем и будущем. С этой точки зрения вся Библия — книга пророческая.
И тогда для того, чтобы увидеть главную весть Священного Писания, мы воспользуемся третьим ключом. Это слова Иисуса Христа из Евангелия от Иоанна: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин 5:39) и далее: «…если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин 5:46), а также рассказ о явлении воскресшего Христа ученикам на дороге в Эммаус: «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк 24:27).
Итак, главная тема Библии — пророчества о Христе. Греческое слово Χριστός означает «помазанник», «тот, кого помазали». В древнееврейском оригинале Ветхого Завета употребляется слово מֶשִׁיחַ (машиах) с тем же значением. Пройдя через греческое произношение, оно стало в европейских языках звучать как разные варианты слова «мессия».
Помазывание человека маслом использовалось, по-видимому, еще с самых древнейших времен. Помазывали того, кто отправлялся на важное, но трудное и опасное дело — на охоту, на войну. Нанесенное на тело масло повышало выносливость человека и его шансы вырваться из угрожающей жизни ситуации. В Библии помазание становится знаком того, что человек избран и поставлен Богом на предстоящее ему служение. Помазываются первосвященники и священники (еще со времен Аарона), помазываются некоторые пророки, даже языческий царь Кир однажды называется помазанником! Однако особое значение это слово начинает приобретать, когда по просьбе старейшин Израиля и прямому указанию Бога пророк Самуил поставляет путем помазания царя для народа Божьего (см.: 1 Цар 8–9). С тех пор слово «мессия» означает по преимуществу именно такого царя. Большинство царей в истории Израиля не соответствовали своему призванию, они бывали отвратительными никогда не приносившими покаяния грешниками, нарушителями Закона Божьего, богоотступниками. Но был один царь, который «делал угодное в очах Господа», а когда согрешил, то принес такое покаяние, что Бог немедленно простил его. Это царь Давид. Бог так возлюбил его, что дал ему великое обетование:
«Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицом твоим. И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки» (2 Цар 7:12–16).
Это Божье обещание дать в потомстве Давида такого царя, которого Бог называет Своим Сыном и царство которого будет «пред лицом» Божьим и непоколебимо во веки, ложится в основу всех дальнейших пророчеств об исполнении Божьего замысла о праведной жизни людей и победе над злом. Образ именно этого Царя, Помазанника, Мессии, Христа будет все более и более проясняться в словах пророков, подготавливавших Его приход в этот мир. Конечно, этот Царь-Мессия должен родиться, но в Его рождении будет нечто удивительное, оно будет знамением: «…Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7:14). Мессия — Сын Давидов, Сын Человеческий:
«Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: “Господь оправдание наше!”» (Иер 23:5–6). Однако заметим, что, когда Бог дает поручение пророку Самуилу поставить царя над Израилем, Он с горечью говорит: «…не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними…» (1 Цар 8:7). Восстановить царствование Божие, Царство вечное может только Сын Божий. И пророк Исаия предрекает:
«Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет... Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это» (Ис 9:1–2; 6–7). Ему вторит его современник пророк Михей:
«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. И будет Он мир» (Мих 5:2–5).
А пророк Иезекииль парадоксальным образом соединяет вместе Самого Бога и потомка Давида:
«Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. ...Я спасу овец Моих, и они не будут уже расхищаемы, и рассужу между овцою и овцою. И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем. И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это» (Иез 34:11; 22–24).
Сын Божий, Сын Человеческий принесет с Собой Новый Завет, в котором Бог дарует людям восстановление нарушенных отношений с Ним, выход из рабства греху, способность соблюдать заповеди и любить Бога всем сердцем (см.: Иер 31:31–34; Иез 36:24–28; 37:24–26; Втор 6:4–5), что приведет к примирению людей с Богом, друг с другом и со всем Творением (см.: Ос 2:16–23; Ис 11:1–10; Зах 9:9–10), станет победой Бога над злом.
Однако эта победа дастся Мессии нелегко. Мессия будет отвержен Своим народом, пройдет через страдания и унижения и добровольно примет смерть. Об этом говорит потрясающее всякого читателя пророчество Исаии (см.: Ис 52:13–53:12), насыщенное деталями, смысл которых откроется только в реальном событии Страстей Христовых. Но в этом же пророчестве говорится и о Воскресении Христа, свидетельством о котором становятся книги Нового Завета и весь опыт Церкви. И в свете этого свидетельства для нас обретает пророческий смысл множество фрагментов Священного Писания, говорящих о грядущих свершениях Мессии Христа прикровенно и прообразующе. Это и так называемое Первоевангелие (Быт 3:15), и многочисленные истории о страдающих праведниках «от крови Авеля до крови Захарии» (Лк 11:51), и принесение в жертву Исаака, и священство Мессии «по чину Мелхиседека» (Пс 109:4; ср.: Быт 14:18–20 и Евр 5–7), и слова о Пророке во Второзаконии (см.: 18:18), и три дня пророка Ионы (см.: 2:1), и так называемые мессианские псалмы (15-й, 21-й, 68-й, 109-й и др.) и многое, многое другое.
И вновь мы возвращаемся к призыву Христа: «Исследуйте Писания». Вникайте в них, подобно тому как мать Иисуса Мария «сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк 2:19).
ФОТО: gettyimages.ru