Тема

Библейские пророки и политика: Елисей и Даниил

Владимир Попов
Журнал/Архив/Номер 62/Библейские пророки и политика: Елисей и Даниил
Библейские пророки и политика: Елисей и Даниил

Чем отличались библейские пророки от священников? Священник совершал богослужения в храме, круг его деятельности в основном ограничивался алтарем и пространством храма. Служение пророка простиралось намного шире. На пророка была возложена свыше миссия более разнообразная. Пророк — провозвестник Божьей воли. Его пламенная речь могла звучать в храме, на городской площади, во дворце царя и во многих других местах. Используя современный язык, можно сказать, что пророк был не просто духовным наставником, но и активным общественно-политическим деятелем своей эпохи. Он глубоко переживал горе и радость народа, сострадал бедным, обличал богатых, разоблачал коррумпированных чиновников.

Пророк — лицо, избранное и призванное Богом говорить от имени Бога. Он — Божий вестник, бесстрашный глашатай Высшей Истины. Эту суть пророка как нельзя лучше передают известные строки Пушкина: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею Моей и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей».

Ориентация на широкомасштабное, многогранное служение, включая и социально-политическую деятельность, свойственна уже ранним пророкам, к которым принадлежал Елисей, преемник пророка Илии. Елисей вступает на пророческое поприще как ближайший советник царей, наделенный божественным авторитетом. Три царя, Израильский, Иудейский и Эдомский, смиренно идут к Елисею, чтобы «вопросить Господа» по поводу их военно-стратегических планов войны с царем Моава (см.: 4 Цар 3:11). Елисей от имени Бога провозглашает победу над Моавом. Позже Елисей становится одним из действующих лиц политического заговора. Результатом заговора с его участием было свержение и гибель царя Иорама и падение династии Ахава и Иезавели (см.: 4 Цар 9:1–10).

Велика роль Елисея и как народного заступника, избавителя от бед. По его слову чудесным образом наполняются елеем сосуды бедной женщины. По его молитве смертельно заболевший сын сонамитянки возвращается к жизни (см.: 4 Цар 4:1–7; 34–35). Как советник царей, глава школы пророков, чудотворец и народный благодетель, Елисей продолжал традицию своих предшественников Самуила и Илии. Не случайно царь Иоас, находясь у смертного одра Елисея, произносит в его адрес многозначительную фразу, характеризующую высокое призвание пророка как духовного вождя нации: «Колесница Израиля и конница его!» (4 Цар 13:14).

В ряду поздних пророков стоит колоритная и таинственная фигура пророка Даниила. Пленный иудей, переселенный около 607 года до н. э. в Вавилон, назначен на службу при дворе Вавилонского царя. Даниил толкует Навуходоносору сон о большом истукане, символизирующем четыре великие мировые державы — Вавилон, Мидию-Персию, Грецию, Рим — и Царство Божие, которое наступит после них.

Дарий Мидийский, видя необыкновенные способности Даниила, жалует ему высокую государственную должность. Он становится одним из трех правителей над 120 губернаторами. Дарий даже помышляет поставить Даниила над всем царством. На всяком месте Даниил сохраняет верность Богу и приверженность иудейским традициям. Бог спасает Даниила из рва с львами, где он оказался по коварным наущениям завистников-злопыхателей (см.: Дан 6:28).

Книга, повествующая о его деяниях и влиянии на царей, занимает особое положение среди ветхозаветных книг. Ее собственно пророческая часть (гл. 7–12) густо насыщена апокалиптическими образами и символами, видениями. В чреде исторических событий и в видениях запечатлено пророческое послание «городу и миру» и содержится глубокое поучение для политических лидеров. Правители должны сознавать, что верховная власть принадлежит Богу. Правитель может быть использован в качестве орудия в Божьих планах.

Библейские пророки и политика: Елисей и Даниил

В тот отрезок истории захватническая политика Навуходоносора не противоречила планам Господа. Самый распространенный грех, присущий политическим вождям, — гордыня. На примере судьбы Навуходоносора видно, что гордыня ведет к саморазрушению личности (см.: Дан 4:22). Имперские амбиции — палка о двух концах, так как они зачастую оборачиваются банкротством. Такие могущественные державы, как Вавилон, Мидия-Персия, Греция и Рим, недолговечны. Гордая империя — всего лишь колосс на глиняных ногах. Навуходоносор и Валтасар восстают против власти Бога. Самовозвеличивание доводит их до жалкого, беспомощного и даже смешного состояния. В них с большим трудом можно узнать царей такого великого и могущественного Вавилона (см.: Дан 4:30; 5:6).

«Уста, говорящие высокомерно», связаны с рогом таинственного зверя (см.: Дан 7:8). Но этот зверь обречен. Сверхъестественные небесные силы по повелению Бога движутся на битву с тем, кто надменно ставит себя выше всего божественного (см.: Дан 10:36).

Пророк Даниил и намного раньше Елисей ратовали за утверждение принципов теократии в политическом устройстве общества. Бог — Верховный Владыка на небесах и на земле. Люди святые часто гонимы, но их нельзя лишить силы. Если они на стороне Бога, то вместе с Богом они разделяют Его победу. Никакой земной диктатор не сможет сломить тех, кто всем своим существом принадлежит Богу и следует за Ним.

Духовный и политический горизонт Даниила как тайнозрителя почти безграничен. Он уходит в далекую перспективу. Его пророчества о Мессии носят черты универсализма. Мессия облагодетельствует не только Израиль, но и другие народы. Видения Даниила развертывают таинственный метаисторический процесс, направляемый Богом. Мессия в них изображается как победитель мирового зла и Спаситель всего человечества.

Интересно отметить, что социально-политическая деятельность библейских пророков имеет некоторое сходство с явлением, получившим на Руси название юродства Христа ради. Особое распространение этот тип подвижничества получил в XVI столетии. Юродивых почитали в народе как поборников правды Христовой в общественной жизни. Цари и другие сильные мира сего вынуждены были к ним прислушиваться. «В эту эпоху юродство есть форма пророческого, в древнееврейском смысле, служения, соединенная с крайней аскезой»*, — отмечал известный историк и знаток русской культуры Г. П. Федотов. Пример и опыт многопланового служения библейских пророков вышел далеко за пределы одной эпохи и одного Израиля.

*Федотов Г. П. Святые Древней Руси. — М.: Московский рабочий, 1990. С. 209.

 

ФОТО: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone