Неопределенность будущего, тот факт, что «человек внезапно смертен», является одним из самых неприятных аспектов нашего существования. Древним людям жизнь представлялась игрой неких высших сил, которые по своей прихоти изменяли мир, зачастую неся человеку различные несчастья. Им казалось, что контролировать ситуацию можно было, только проникнув в таинственный мир божеств и духов. Уже в самых древних текстах, найденных археологами, упоминаются люди, способные заглянуть за завесу реальности и постичь высшие замыслы богов. Среди них — мудрецы Абгаллу, Утнапишти, Адапа, герои шумерско-аккадских эпосов.
В Палестине в библейские времена существовала повесть о пророке Валааме, сыне Веоровом, ее фрагменты обнаруживают в разных частях Ближнего Востока (особенно знаменита надпись, найденная на сирийском холме Дейр-Алла). Повесть рассказывала о том, как бог луны Ша ггару решил навести на землю большую безводную тучу, чтобы погубить людей за их грехи тьмой и засухой. Однако после страстной проповеди Валаама люди покаялись, и бедствие было отвращено. Судя по всему, этот же Валаам является героем рассказа из Книги Чисел о неудачных попытках моавитян навести проклятие на народ Израиля (см.: Числ 22–25).
Языческих провидцев было очень много. Ни одно предприятие не начиналось без их совета. Часто они были жрецами какого-то культа. Для предсказаний они использовали разнообразные техники. Например, очень распространено было бросание жребия, то есть кубика наподобие игральной кости. Так, через жребий в Книге пророка Ионы моряки определяют, по чьей вине они попали в бурю. Для Палестины было характерно использование ефода. Ефод — это одеяние наподобие жилетки, к которому прикреплялась табличка с определенными письменами. Во время сошествия пророческого духа провидец наблюдал, как буквы на табличке по очереди вспыхивают ярким светом и складываются в слова. Получался своеобразный небесный телеграф. Например, израильское колено Дана во время переселения захватило с собой одного из левитов, который практиковал предсказания с помощью ефода (см.: Суд 18).
Однако в наибольшей степени на формирование популярного представления о пророчествах повлияли оракулы. Оракул (лат. orare — «прорекать») — это священник культа, который предвещает будущее (иногда этим словом называют само место прорицания). Оракулы можно было найти по всему Средиземноморью, но самый известный из них находился в городе Дельфы при храме Аполлона, построенном на месте, где по преданию Аполлон убил змея Питона. Древние греки верили, что оставшийся там дух Питона (или Пифона) позволяет предсказывать будущее. Непосредственно с этим духом общались жрицы, называемые пифиями (одна из таких пифий встречается в рассказе о служении апостолов Павла и Силы в Филиппах). Пифии вдыхали особый газ, после чего впадали в экстаз и начинали выкрикивать бессмысленные слова. Жрецы же, называемые пророками (греч. profetes, это же слово употребляется в Библии), толковали их бессвязную речь и выдавали «пророчество» в стихотворной форме. Эти предсказания обычно были непонятными и двусмысленными, похожими на загадки. Таким образом, неправильное предсказание всегда можно было свалить на ошибку понимания. По свидетельству древних историков, оракулы зачастую брали взятки, чтобы дать выгодные кому-то предсказания, поскольку они пользовались значительным влиянием на правителей античности. Вне всякого сомнения, ремесло языческих пророков было весьма коммерциализированным.
Библейское откровение изменило понимание сути пророчества коренным образом. В наиболее ранних текстах мы еще видим влияние древнего стереотипа. Например, израильские священники в дохрамовый период практиковали непосредственную связь с Богом с помощью «урима и тумима» (букв. «лучи и блески»), что, видимо, являлось вариантом предсказания через ефод. Однако в целом библейский пророк — это не столько предсказатель будущего, сколько человек, передающий слова Бога Живого. Даже термин для обозначения пророка поменялся (ранее пророков называли прозорливцами; см.: 1 Цар 9:9). Между языческими предсказателями и библейскими пророками есть ряд очень важных различий.
Прежде всего для библейского пророка важно не столько само по себе будущее, сколько верность вести, которую он получает от Бога. Например, пророк Михей предвидел падение Иерусалима во время ассирийского нашествия. Это предсказание выглядело так же правдоподобно, как прогноз падения Берлина в апреле 1945 года. И вдруг предсказание Михея не сбылось. Однако никто не стал обвинять его в ложном пророчестве (см.: Иер 26:16–19). Дело в том, что к людям пришло понимание, что их будущее зависит от них самих, оно не предопределено заранее. Если человек принимает Бога и кается, он может изменить свою участь. В Библии нет языческого фатализма. Так, пророк Иона заранее догадывается, что после его проповеди жители Ниневии пересмотрят свое поведение и назначенное Богом наказание не состоится.
Таким образом, меняется и само содержание пророчеств. Библейские пророчества коренным образом отличаются от центурий Нострадамуса. Они направлены не на то, чтобы дать в зашифрованном виде информацию о будущем, а на то, чтобы повлиять на духовный мир людей. Предсказания конкретных фактов также случаются, но они подчинены сверхзадаче — показать человеку его греховность, изменить его жизнь, дать надежду и утешение. В то же время даже успешное предсказание считается лжепророчеством, если пророк при этом призывает изменить верности Богу (см.: Втор 13:1–3). В связи с этим все библейские пророчества были совершенно понятны для первых читателей, даже если они были выражены в форме цветастых восточных метафор и аллегорий, хотя нам они могут иногда казаться туманными.
Стремясь донести правду Божью, библейские пророки не искали того, чтобы угодить людям. Поэтому, в отличие от жизни языческих предсказателей, в их жизни было много нелегких дней. Пророки часто подвергались гонениям и даже принимали мученическую кончину. Естественно, ни о каком извлечении выгоды из пророческого служения не могло идти и речи. В Библии и ранней христианской традиции подобный заработок считался главным признаком лжепророка.
Итак, при знакомстве с пророческими текстами Библии современный читатель должен принимать во внимание их особый характер. Читая Библию, следует не выискивать в ней какие-то тайные прогнозы, а принимать ее как слова Божии, направленные на внутреннее обновление, изменение сердца.
ФОТО: gettyimages.ru