Наряду с пророками Библия говорит и о лжепророках. В Нагорной проповеди Спаситель увещевает слушающих входить в Царство Божье тесными вратами и подчеркивает далее: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф 7:15). Дела этих вестников открывают их суть — они не живут так, как говорят: «По плодам их узнаете их» (Мф 7:16). Но прежде, чем мы рассмотрим другие признаки лжепророка, о которых говорит Священное Писание, нужно вспомнить, кто такой пророк.
Еврейское слово navi обозначает человека, с которым разговаривает Бог. Первым пророком в Библии назван Авраам (см.: Быт 20:7). Процесс передачи вести описан в Библии так: «Слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним…» (Числ 12:6)1. Далее в этом отрывке говорится, что с Моисеем Бог разговаривал лично.
Бог призывает Моисея, чтобы тот пошел и вывел Его пребывающий в рабстве народ из Египта, а когда Моисей отказывается, ссылаясь на свое косноязычие (см.: Исх 4:10), Бог говорит, что даст ему в помощь Аарона. Приведем это повеление буквально: «Разве нет у тебя брата Аарона, левита, как и ты? А он, Я знаю, умеет говорить. Вот он уже готов выйти навстречу тебе и, увидев тебя, обрадуется. Ты расскажешь ему все и объяснишь, что должен он сказать фараону, а Я буду и с тобой, и с ним, когда вы будете говорить, и в том, что вам предстоит сделать, буду руководить вами. Аарон обратится к народу от твоего имени — он будет устами твоими, а ты будешь ему вместо Бога» (Исх 4:14–16). Далее, уже в седьмой главе, Бог говорит: «Помни, Я возвысил тебя, ты — словно Бог для фараона, а брат твой Аарон будет твоим пророком, — отвечал Господь Моисею. — Говори всё, что Я повелю тебе сказать, Аарону, брату своему, а он будет передавать эти слова фараону, чтобы тот отпустил сынов Израилевых из страны своей» (Исх 7:1–2). В библейском повествовании подчеркивается, что весть должна передаваться в точности. Это в том случае, когда речь идет о вербальном откровении.
А иногда пророки получали видения. Самый известный визионер Библии — Иоанн, записавший эти видения в Книгу Откровение. И видения свои он предваряет словами «я был в духе», которые можно понимать по-разному: «Объял меня Дух Божий» (Откр 1:10), а в сноске читаем: «Букв.: я был в Духе; или: в духе, очевидно, в смысле особого духовного состояния, в котором обычно находились пророки во время видения», в переводе «Радостная Весть»: «я был во власти Духа».
Валерий Брюсов в стихотворении «Патмос» описывет видения Иоанна так: «Единый раз свершилось чудо: Порвалась связь в волнах времен. Он был меж нами, и отсюда Смотрел из мира в вечность он. Все эти лики, эти звери, И ангелы, и трубы их В себя вмещали в полной мере Грядущее судеб земных»2. Но случается, что человек не следует безоговорочно тому, что говорит ему Бог, а руководствуется своими соображениями. Так действовал некто Валаам, живший в Месопотамии в те времена, когда народ израильский выходил из Египта. Он не назван пророком в Библии, но он был тем, кто мог проклясть и благословить народ (см.: Числ 22:6). Бог открывался ему и говорил, как поступать и что говорить. Когда моавский царь позвал Валаама, чтобы проклясть Божий народ за деньги, тот этого сделать не смог — Бог не позволил. Но поскольку к Валааму приходила не одна «делегация» и ему были предложены большие дары (и этого очень хотел сам Валаам), то в конце концов Бог разрешает ему пойти к лагерю кочующих израильтян, и тот трижды благословляет евреев.
Вот небольшой отрывок из последнего пророчества Валаама: «Так говорит Валаам, сын Беора, так говорит муж с открытым оком; так говорит тот, кто слышит слова Божьи. Он захвачен видением, что Всесильным ниспослано, ответ получает он свыше, и глаза его открыты. Великолепны шатры твои, Иаков, и обители твои, Израиль! Они как далеко протянувшиеся ряды пальм, как сады возле реки; как алойные деревья, ГОСПОДОМ насажденные; подобны кедрам, у вод растущим. Вода будет выплескиваться из полных ведер Израиля — ее будет в изобилии для семени его» (Числ 24:3–7). Здесь он по вдохновению называет себя мужем с открытым оком. Правда, в главе 31 сказано, что он был убит мечом вместе с пятью царями мадиамскими. Чуть ниже упоминается, что Валаам дал совет Валаку подослать женщин мадамских для обольщения израильтян (см.: Числ 31:16), тогда проклятие от Бога настигнет их без его помощи, вероятно, за это он получил свою мзду.
Послание Иуды характеризует его отрицательно: «предался обольщению мзды» (Иуд 1:11), а во Втором послании Петра Валаам назван пророком, страдающим безумием: «Идут эти люди (речь о порочных людях времен Петра. — И. Л.) по стопам Валаама, сына Восора, который польстился на бесчестную награду, но был обличен в своем преступлении: ослица… возопив человеческим голосом, воспрепятствовала безумию пророка» (2 Пет 2:16). Получается, что любовь к деньгам привела его к гибели, и по плодам жизни его можно назвать лжепророком.
Пророк — это глашатай вести Божьей, он призывает народ служить своему Богу, а если не так, то он лжепророк. Об этом предупреждал Моисей: «Если объявится среди вас некий пророк или сновидец и предвозвестит вам о событии каком или чуде, и сбудется это событие или чудо, которое он пообещал; и он при этом скажет: “Обратимся к другим богам. (А это боги, о которых вы и не ведали.) Пойдемте на поклонение к ним”, то вы на такого пророка или сновидца не обращайте никакого внимания» (Втор 13:1–3). Позднее к этому же свидетельству присоединится пророк Исаия с такой вестью: «скажут вам: “Обратитесь к вызывающим мертвых, к прорицателям, шепчущим и бормочущим, к богам своим должен народ обращаться, расспрашивать мертвых о живых”. (Бог же говорит): “У вас есть Мое наставление и свидетельство. Но, кто учит не тому, что в этом слове, света от него не будет”» (Ис 8:19–20).
Одним из признаков того, от Бога ли говорит пророк, или это лжепророк, является исполнение предсказанного им: «Всякий пророк, дерзнувший в заносчивости своей возвещать от Моего имени то, чего Я никогда не поручал ему, или такой, который будет говорить от имени других богов, должен быть предан смерти. Вы можете задаться вопросом: “Как узнать нам, говорил ли это ГОСПОДЬ или нет?” Вот что отвечу: “Если не сбудется, не подтвердится то, о чем скажет вам как бы от имени ГОСПОДА этот пророк, значит, не от ГОСПОДА его слова. В заносчивости своей говорил он их, и вам не нужно его бояться”» (Втор 18:20–22).
Но иногда Бог дает пророку условную весть, как это было с пророком Ионой, и тот переживал, что, проповедуя Ниневии скорую гибель, он окажется лжепророком, а все из-за того, что Бог «милосердный и добрый; от безмерной любви Своей неизменной не спешит Он гневаться и готов отменить наказание» (Иона 4:2). И пожалуй, это самый главный урок пророческих книг Библии.
О чем еще стоит вспомнить в этой связи? Господь предупреждал о появлении лжепророков в последнее время, и они уже действовали во времена апостола Иоанна, о чем он написал: «Возлюбленные дети мои, не всякому духу верьте — испытывайте их, от Бога ли они (много лжепророков появилось в мире). Говорит ли то Дух Божий, узнавайте так: дух, который признает Иисуса Христа, пришедшего во плоти, — от Бога. А дух, что Иисуса Христа, [пришедшего во плоти], не признает, — не от Бога; дух сей от антихриста, о котором слышали вы, что он придет. Вот, он в мире уже» (1 Ин 4:1–3). Таким образом, можно почитать за истинного пророка лишь того, кто в своих вестях превозносит не свое дарование, а Господа Иисуса Христа, воплощенного Бога, пришедшего в мир спасти грешников.
1Здесь и далее библейский текст приведен по Библии в современном русском переводе под ред. М. П. Кулакова, осуществленного в Заокском институте перевода Библии.
ФОТО: gettyimages.ru