Искусство

Непревзойденный мастер светотени

Ирина Языкова
Журнал/Архив/Номер 61/Непревзойденный мастер светотени
Непревзойденный мастер светотениЯвление ангела св. Иосифу. 1640

Жорж де Латур — французский художник, о котором и специалисты, и любители искусства всегда говорят как о художнике особом, «таинственном», до конца не разгаданном. В его картинах мы всегда ощущаем присутствие чуда, тайны, какого-то иного плана бытия. И не только потому, что он писал религиозные сюжеты, — светских у него тоже достаточно, — а потому что он видел мир как сражение двух стихий: света и тьмы, добра и зла, добродетели и греха. И этим объясняется его удивительный художественный прием: погружать изображение во мрак и освещать его изнутри при помощи свечи или какого-то другого источника света, тем самым сосредоточивая внимание зрителя на самом главном. Специалисты объясняют манеру его письма влиянием Караваджо, который активно использовал в своих картинах контрасты света. В искусстве XVII века даже появилось целое направление, названное по его имени, — караваджизм. Но у Латура световые контрасты не только эффектный прием, можно сказать, что художник выстраивает целую драматургию света, которая придает его картинам мистичность, таинственность, совершенно по-новому раскрывая хорошо знакомые сюжеты.

Непревзойденный мастер светотениЖена насмехается над Иовом. 1650

Жорж Домениль де Латур родился в 1593 году в семье булочника в городке Вик-сюр-Сей, который в начале XVI века входил в Священную Римскую империю, а с 1552-го перешел к Франции. Образование Жорж получил в городе Нанси, столице Лотарингии, обучался в мастерской художника и гравера Жака Белланжа. В 1620 году Латур открыл собственную студию в городе Люневиль. Основной темой его картин были религиозные и жанровые сцены, пользовавшиеся большой популярностью у местной знати. В 1638 году Жорж де Латур получил титул живописца короля Франции, добившись признания и финансового успеха. В 1642-м в письме к французскому наместнику горожане причисляют художника к самым богатым людям города. У Латура была большая семья, десять детей, но смерть часто гостила в их доме, и только трое его наследников пережили своих родителей. В 1652 году Жорж де Латур и несколько членов его семьи умерли во время эпидемии.

Непревзойденный мастер светотениАпостол Петр. 1645

Несмотря на большую славу при жизни Латур был забыт вскоре после смерти. В течение более чем двух веков его имя упоминалось лишь краеведами Лотарингии да редкими знатоками живописи. Его работы приписывались то Рембрандту, то Веласкесу, то Мурильо, то Герриту ван Хонтхорсту. К началу XX века его авторство признавалось в отношении всего двух картин — «Сна Св. Иосифа» и «Отречения Св. Петра» (обе находятся в Музее изящных искусств Нанта), поскольку обе они были подписаны именем мастера. Но в 1915 году публикация немецкого искусствоведа Германа Фосса произвела сенсацию: можно сказать, что мировая история искусств открыла нового художника. Генрих Фосс, сравнив два подписных полотна Латура с картиной «Новорожденный» из Музея изящных искусств города Ренна, которая считалась работой неизвестного мастера или приписывались одному из братьев Ленен, доказал, что все три работы принадлежат кисти Латура. Это привлекло всеобщее внимание к творчеству французского художника. Оказалось, что в различных музеях немало картин, написанных в той же манере, и, как показали исследования, они были написаны одним и тем же мастером. И вскоре список работ Латура значительно пополнился. На выставке 1934 года «Живописцы реальности во Франции» (Париж, Музей Оранжери) было представлено уже 13 полотен Латура. На сегодняшний день известно около полусотни подлинных полотен мастера. Последние из них были идентифицированы в 1994 году. Специалисты не исключают, что и до сих пор остается возможность обнаружения новых произведений художника. Можно сказать, что Жорж де Латур стал одним из ярчайших открытий ХХ века, он вышел из тени на свет, как выходят из мрака густых теней герои его произведений, освещенные светом свечи.

Исследования биографии и творчества Латура были похожи на археологические раскопки. К сожалению, он не оставил ни мемуаров, ни дневников. Были обнаружены — в основном в городских архивах — лишь скупые строки официальных документов: в таком-то году Латур женился на Диане Ленерф, тогда-то крестил детей, поступил на службу к герцогам Лотарингским, судился или был судим. Впрочем, самым достоверным материалом для понимания творчества художника являются его произведения, поэтому вернемся к картинам Латура.

Непревзойденный мастер светотениОтречение Петра.1651

Они поражают зрителя сразу, заставляя внимательно вглядываться в происходящее на холсте, как вглядывается во мрак ночи человек, привлеченный яркой вспышкой пламени, на миг выхватывающего из тьмы лицо или фигуру другого человека. И эта живописная интрига выстраивается художником для того, чтобы человек остановился, задумался и понял нечто такое, что раньше ускользало от его сознания. Вот, например, картина «Поклонение пастухов». Мы видим людей, сидящих вокруг спеленатого Младенца. Слева сидит Мария, она молится, справа — Иосиф, он прикрывает рукой свечу. А между ними — пастухи, обычные крестьяне с простыми лицами, женщина держит в руках миску. Все они с любопытством и нежностью смотрят на спящего младенца Иисуса. Они сидят неподвижно, словно боятся потревожить сон ребенка. Все изображено просто и даже обыденно, но при этом зрителя не покидает ощущение чуда. Композиция картины выстроена так, что глаз зрителя медленно проходит по лицам изображенных людей и приходит в центр картины, где в соломенных яслях лежит маленький Иисус. И только тут мы невольно замечаем, что свет в картине идет не только от свечи, но и от Самого Младенца. Он есть Свет, пришедший в этот мир. И художник вовлекает нас в созерцание этого чуда.

Непревзойденный мастер светотениПлотник Иосиф и маленький Иисус. 1640

Известно, что в XVII веке многие художники увлекались светотеневыми эффектами. Если до этого евангельские сцены обычно писали на фоне яркого дня, чтобы всех героев и все детали сюжета зритель мог видеть четко и ясно, то в это время художники полюбили так называемые ночные сцены. Так, например, подчеркивалось, что Рождество происходит среди ночи, а в час Распятия на землю ложится тьма и т. д. Все это свойственно и Латуру. Возможно, этот прием он воспринял от Караваджо, хотя нет прямых доказательств, что французский художник был знаком с творчеством знаменитого итальянца. В любом случае он использует светотень иначе. Караваджо называют первым реалистом: он снизил пафос религиозных сюжетов, показав, что действие происходило не во дворцах и благородных собраниях, а среди бедноты; его герои грубы и неумыты, их босые ноги покрыты грязью, а руки загрубели от тяжелой работы. Мир Караваджо — это мир оборванцев. Латур, на первый взгляд, следует тем же принципам, но делает это гораздо тоньше. Можно даже сказать, что он превосходит Караваджо в искусстве отражения обыденного, он преображает его, освобождая от всего лишнего, минимизируя детали, но через особое изображение света добивается концентрации внимания на главном и раскрывает необыденный характер происходящего. И то, что должно было бы восприниматься как незаметное и малое, наполняется смыслом и значением. При этом его сравнительно скромные по величине картины кажутся внушительными и монументальными. Исследователи отмечают, что Латур использует приемы, которые можно назвать кинематографическими (и это в XVII веке!): резкое боковое освещение, фрагментированность, приближение действия к переднему краю — все это делает написанную художником сцену идеальным кадром.

Многие его картины выдержаны в красно-коричневой почти монотонной гамме, внутри которой пламя свечи кажется не только светоносным, но и несущим тепло. Исследователи творчества Латура считают, что изображаемые им ночные сцены — это «ночь души», о которой много писали мистики того времени. Для них все это было связано с опустошенностью человеческой души, которая может осознать себя лишь через свет веры.

Однако не во всех своих картинах Латур прибегает к резким контрастам света и тени. Так, в бытовых сюжетах он включает яркий свет и делает это, кстати, также с какой-то почти кинематографической визуальностью. Любопытно отметить, что бытовые сюжеты Латура тоже весьма непросты, он часто рисует игроков в карты, гадалок, солдат, выпивающих в таверне, дерущихся музыкантов, но эти картины не просто жанровые забавные сценки, это притчи о человеческих грехах: лжи, пошлости, жадности, обжорстве, пьянстве и т. д. В этих картинах много психологических нюансов, художник умел показать характер человека: хитрость, коварство, наивность, глупость.

Непревзойденный мастер светотениФрагмент: Плотник Иосиф и маленький Иисус. 1640


И хотя мы почти ничего не знаем о жизни Жоржа де Латура, в своем творчестве он предстает по-настоящему мудрым, глубоко мыслящим человеком, всматривающимся в непростое течение жизни, вникающим в ее таинственный смыл. И конечно, в историю искусств этот художник войдет прежде всего как непревзойденный мастер светотени.

Фото: Wikiart.org

Работает на Cornerstone