Тема

Богатый в небесной перспективе

Андрей Рябенко
Журнал/Архив/Номер 61/Богатый в небесной перспективе
Богатый в небесной перспективе

Мало какой библейский афоризм может поспорить по популярности со словами Христа «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф 19:24). Эти слова Христос произнес, обращаясь к ученикам после разговора с богатым юношей, которому Он предложил раздать имение ради следования за Собой.

В христианстве отношение к богатству всегда было неоднозначным. Евангелие недвусмысленно дает нам понять, что богатство мешает человеку идти по пути веры. Знакомое русскому уху выражение «блаженны нищие духом» из Нагорной проповеди Христа в греческом оригинале Евангелия от Луки — просто «блаженны нищие». Помимо этого есть не менее известные слова Христа о маммоне, олицетворении богатства: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6:24). Кроме того, есть такой фрагмент: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:19–21). И все это на самом деле воплотили в жизни сам Христос и Его апостолы.

Но, если бы все было так однозначно, данную тему можно было бы и не поднимать. Пытаясь ответить на вопрос, что же имел в виду Христос, говоря о возможности спасения для богатого человека, необходимо определиться с тем, что такое богатство. Или, выражаясь современным языком, с какой суммы в банке начинается богатство. Многое здесь, разумеется, зависит от историко-географического контекста. Например, среднестатистический американский налогоплательщик богат по меркам многих современных стран, а если бы ему довелось жить во времена Нового Завета, то он наверняка считался бы баснословно богатым человеком. Практика показывает, что «богатство» — понятие неуловимое, фактически каждый человек сам находит свое положение на шкале «бедность—богатство», и этим во многом определяется величина верблюда, толщина иглы и ее ушка, через которое ему предстоит пройти.

Людей настолько задевал этот афоризм, что они пытались его прояснить издержками перевода: то ли под «игольным ушком» следует понимать «узкие ворота», то ли под «верблюдом» следует понимать «канат» — все это явно повышает шансы богача достичь заветной цели. Но большинство ученых не видят оснований для такого рода интерпретаций. Налицо контрастное сравнение, подчеркивающее бескомпромиссность альтернативы. Ученики Христа были озадачены Его образом жизни задолго до того, как услышали от Него эти слова. Еще со времен Ветхого Завета считалось, что богатство — признак Божьего благословения праведника. Практически все ветхозаветные герои веры, кроме некоторых пророков, были весьма зажиточными людьми. С этой точки зрения как раз для богатых и образованных горит зеленый свет перед входом в Царские Врата, а вот бедный и невежественный может оказаться тем самым верблюдом. Поэтому ученики удивленно спросили Христа: кто же тогда вообще может спастись, если не богатый?

Надо сказать, что идея материального ценза как признака Божьего благословения перекочевала и в новозаветную церковь. В особенности эти веяния коснулись протестантизма кальвинистского толка, который стал движущей силой развития капитализма. По сути, внутри христианства сформировалось два «экономических» вектора — в одном случае богатство не только не осуждается, но весьма поощряется, а во втором — резко порицается. Но, о каком бы векторе мы ни говорили, церковь практически никогда не была бедной, и это утверждение справедливо в отношении всех конфессий. Церкви всегда помогали богатые люди, а иногда и сама она обладала чрезвычайным материальным богатством. И это является одним из главных соблазнов для людей: мол, ваша религия — это средство выкачивания денег, смотрите, в какой роскоши купаются священнослужители.

При этом важно отметить то, что, по словам Павла, отказ от богатства также не обеспечивает «путевку» в рай: «…если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор 13:3). Возвращаясь к разговору Христа с богатым юношей, следует отметить: по большому счету этот разговор был не только и даже не столько о богатстве, сколько о готовности юноши следовать за Христом. На его месте мог бы быть человек с любой другой привязанностью, ведь у каждого — свое богатство. В известном труде «Хождение вслед» протестантский мыслитель Дитрих Бонхёффер размышляет на эту тему: «Но моя вера не привязана ни к богатству, ни к бедности, ни к тому подобным вещам, напротив, я могу, веря, быть как богатым, так и бедным. Не в том дело, чтобы не иметь богатства, а в том, чтобы иметь его, будто ты неимеющий, чтобы внутренне быть от него свободным, чтобы сердце к нему не привязывалось. Например, Иисус говорит: продай твое богатство! Но имеется в виду: дело, в сущности, не в том, чтобы исполнить это внешним образом, напротив, ты можешь спокойно владеть богатством, но так владеть, будто бы у тебя его нет. Не привязывайся к богатству сердцем»*. Бонхёффер в своей книге говорит о «дешевой милости» или «даровой благодати», когда человек относится к Божьему дару как к чему-то, что свалилось на него с неба, и коль скоро Христос сделал все за нас, то наши усилия и дела не имеют значения. Но следование Христу предполагает переворот и мышления человека, и его образа жизни. Христос предлагает радикальное решение: либо ты за Мной следуешь, и отрекаешься от господства своего «я», и соответственно, оставляешь все, что тебя привязывает к земному, либо остаешься один на один со своим «я» — без Бога. Здесь можно привести в пример историю Авраама, которому Бог повелел принести в жертву сына, и тот готов был отдать самое ценное, что у него было. Тогда Бог увидел его сердце и оставил сына в живых. То же самое касается и богатства: если оно не является для тебя главным в жизни, и ты можешь с ним расстаться, то Бог может тебе его вернуть и даже приумножить.

Но, как бы то ни было, богатство в действительности является нелегким бременем. Это особый образ жизни и мышления, который отбирает у человека колоссальное количество времени и сил, намертво привязывая его к земному, в связи с чем можно снова вспомнить слова Христа о верблюде и перспективах бедного животного пройти через ушко швейной иглы. Эти невеселые размышления приводят нас к выводу, что спастись богатому невозможно. Но Иисус предлагает решение: «…человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф 19:26). Верблюду через угольное ушко не пройти, это очевидно, но у богатого есть шанс войти в Царство Небесное с Божьей помощью. Это и есть Божья милость, которая дорогого стоит.

*Бонхёффер Д. Хождение вслед. — М. 2002. С. 44–45.

 

Фото: Gettyimages.ru

Работает на Cornerstone