Возрадуется праведник, Когда увидит отмщение. (Пс 57:11)
Случилась однажды неприятность — у меня украли велосипед. Когда я сказал об этом хорошо знакомому человеку, тот без раздумий посоветовал: «Так читай псалмы проклятия, Бог вора найдет и накажет». Такой совет был сущей неожиданностью и показался мне очень странным и не совсем понятным. Я к нему прислушался, но не последовал. Конечно, неприязненное чувство по отношению к злоумышленнику шевельнулось в сердце, но не до такой степени, чтобы призывать кары небесные на него. К тому же Евангелие учит даже не гневаться на тех, кто с нами плохо поступает.
Как же тогда понять древних псалмопевцев, которые временами отнюдь не скупились на слова и выражения, режущие слух христианина?
«О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные!.. — восклицает Давид. — Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне» (Пс 138:19, 21–22). После благостных, мирных и восторженно-молитвенных излияний Давид вдруг исторгает явно отрицательные эмоции. Как в одной и той же душе могут уживаться столь противоречивые чувства?
Псалмопевец — живой человек. Его отличает предельная искренность и детская непосредственность. Он не скрывает своих чувств от Бога и от самого себя. Чего не скажешь о людях, воспитанных в правилах хорошего тона. Люди, приученные к культурным условностям, отрицательные эмоции обычно скрывают или же подавляют усилием воли. У любого человека, в том числе и у христианина, есть подспудное инстинктивное желание представить себя в лучшем виде, чем он есть по сути. Псалмопевцы этого не делают, они открыты перед Богом. Вслушиваясь в их непосредственные молитвы, где переплетаются вроде бы несовместимые чувства и настроения, невольно и себе задаешь вопрос: а что перед Богом важнее — быть предельно искренним или же совершенным?
Псалмопевец — активный представитель богоизбранного народа, которому даны святые заповеди о стремлении к высшей справедливости. Если сравнивать языческие народы с народом Израиля, то складывается впечатление, что язычники даже менее подвержены вспышкам негодования, чем израильтяне. У представителей избранного народа более серьезное и более чувствительное отношение к злым деяниям, к вопиющей несправедливости. Они верят, что нечестивых и беззаконных постигнет бедствие как справедливое воздаяние за их зло. «…да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле, — говорит в адрес злоумышленников псалмопевец, — за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его…» (Пс 108:15–16).
Мы не можем не учитывать и атмосферы той древнейшей эпохи, которая наложила отпечаток на характер и лексикон псалмопевцев. Они сталкивались с казнями, грубым насилием, варварством, хищничеством, ужасными пороками. Глубокое неприятие нечестия вызывало у них взрыв негодования, они не могли, как некоторые язычники, равнодушно взирать на зло.
Резкие, осуждающие тирады по отношению к злопыхателям вытекают из жажды справедливого возмездия, основанного на законе причин и следствий. Этот закон, как известно, на языке Нового Завета выражен словами «Что посеет человек, то и пожнет». Однако псалмопевец высказывает эту связь между совершением зла и естественным наказанием за него более конкретно и детально. «…возлюбил проклятие, — оно и придет на него; не восхотел благословения, — оно и удалится от него, — молитвенно размышляет Давид, — да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его…» (Пс 108:17–18).
Умножение зла и беззакония на земле приводит к вселенской катастрофе. Что послужило причиной излияния вод потопа в древности? Библия отвечает: «…всякая плоть извратила свой путь на земле» (Быт 6:12). Ненормальное состояние души человеческой повлияло на возникновение сильнейшего катаклизма в природе. Нарушение Божьей заповеди ввело человека в непрестанный конфликт с природой, со всем окружающим миром. Отголоски этой вселенской борьбы Добра и Зла звучат в молитвах псалмопевцев: «Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною; гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный! ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду; ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный: за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет из жилища [твоего] и корень твой из земли живых» (Пс 51:3–7).
Поводом для написания этого псалма стал грязный донос Доика Идумеянина Саулу на первосвященника Ахимелеха, который оказал гостеприимство Давиду (см.: Пс 51:2; 1 Цар 22:9). Доик заведовал стадами Саула, был близок к царю и мог влиять на него. Доик осудил Ахимелеха в меру своей испорченности и поступил как слуга дьявола, предав невинного. Пусть же теперь божественное правосудие настигнет его, окружив бедствиями со всех сторон. «Милость Божья всегда со мною», — заключает Давид, давая понять своим врагам, что Господь будет его покровом, а злодейство Доика повредит ему самому. Вспышки сильного негодования у псалмопевцев и у того же Давида носят исключительный, временный характер. Если бы Давид, к примеру, постоянно был охвачен неким чувством мщения, это отразилось бы на всех его жизненных путях. Однако многие поступки Давида свидетельствуют об обратном. Несмотря на то что Саул причинил ему много зла, Давид не отвечал злом на зло, но милостиво относился и к нему, и к его домашним.
Псалмопевцы радуются не погибели своих врагов, но торжеству правды.
Они воспевают Божью справедливость и праведность. Печальная, достойная сожаления участь всех замышляющих злое свидетельствует о том, что «есть Бог, судящий на земле» (Пс 57:12). Прошение воздать нечестивым по их делам и злым поступкам — это иносказательное выражение последствий, идущих от нарушения божественных законов. Если человек роет яму другому, то он непременно упадет в нее сам. Если злодей обнажает меч и «натягивает лук свой, чтобы пронзить идущих прямым путем», то меч его войдет в его же сердце и лук его сокрушится (см.: Пс 36:14–15). Псалмопевцы указывают, что нечестивый всегда бывает «уловлен делами рук своих» (Пс 9:17) и сам оказывается виновником своей трагической участи. «Не бросай камень в небо, ибо он упадет на твою голову», «Не целься в соседа, можешь убить собственного ребенка!» — в этих мудрых народных поговорках — прямая связь с библейскими истинами, утверждающими, что судьба человека на земле и в вечности зависит от правильного отношения к Богу, к ближнему и к самому себе.
Искренне негодуя против зла и борясь с ним, псалмопевцы в то же время всем сердцем сострадают бедным, вдовам, сиротам, несчастным. Все ставшие жертвой несправедливости близки Богу. Божий Мессия, грядущий в мир, будет стоять на стороне страдальцев от зла, будет защищать гонимых за правду.
Фото: Gettyimages.ru