Вопрос, вынесенный в заголовок, подспудно рождает встречный вопрос: а с какой целью вы интересуетесь этим? Чаще всего, столкнувшись с представителями власти, которые несправедливо руководят людьми, погрязли в коррупции или используют власть в своих интересах, люди ищут возможности избежать подчинения им. Также трудно согласиться с утверждением, что власть кровавых диктаторов ХХ века была от Бога. Есть ли власть не от Бога? Всегда ли мы должны беспрекословно подчиняться правителю? Попробуем разобраться в этом.
Заданная тема возвращает нас к тексту Священного Писания: «…ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим 13:1–2). Для искреннего христианина Священное Писание имеет непреходящее значение, оно безошибочно и непогрешимо. Но как верно понимать этот текст? Есть две крайности. Одни под предлогом несовершенства и недостатков правителей отказываются признавать действующую власть. Другие готовы подчиняться любым законам и нечестивым приказам, признавая их за «установление Божье». Причем и те и другие будут обосновывать свои взгляды цитатами из посланий апостола Павла.
Чтобы точно понимать приведенное выше изречение, мы должны рассмотреть его в более широком контексте. Читая Послание апостола Павла к Римлянам (см.: 13:1–17), мы видим, что начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Делай добро — получишь одобрение. Сделаешь зло — будешь наказан. Таким образом, у мирской власти по замыслу Господа есть определенная задача — поощрять добропорядочных людей и наказывать делающих зло. И мы весьма благодарны ей за мирное небо над головой, за возможность безопасно передвигаться по улицам городов, за возможность получения медицинского обслуживания и образования...
Однако этот текст не говорит о том, что каждый начальник был утвержден на свое место решением Божественной Троицы. Апостол говорит о самом принципе власти — человека над природой, отца над сыном, мужа над женой, родителей над детьми… Но нужно отметить, что речь ни в коей мере не идет о жестокости, деспотии или диктатуре. Творец благословляет принцип порядка, заботы и управления. Апостол Павел однозначно утверждает, что мирская власть есть необходимое Божье установление.
Может ли нечестивый человек оказаться у кормила власти или превратиться в такового постепенно? Примеров множество, среди них можно вспомнить один библейский случай. Саул, скромный, практически застенчивый юноша, в процессе царствования становится жестоким, ревность в нем доходит до приступов безумия, и он стремится уничтожить своего соперника Давида. Давид неоднократно спасает свою жизнь бегством, но никогда не допускает мысли о свержении царя или его физическом устранении.
Эта история учит нас, что мы можем уклоняться от неправедных повелений властителя, даже спасаться бегством. Но, с другой стороны, она показывает, что стоит избегать мятежа против власти по причине ее недостойных поступков.
Что делать, если власти вынужден бояться тот, кто делает добро? А злой, напротив, получает одобрение своих действий? Угодно ли это Господу? Сомнительно. Народ, ищущий добра, не должен жить в страхе перед властью. Означает ли это, что необходимо свержение действующей власти, если кто-то пришел к заключению, что власть не делает добра? У нас нет никаких оснований думать так.
С какой целью Бог допускает к власти человека с сомнительными моральными принципами или откровенного богопротивника? Люди думают, что чаще всего он попадает во власть благодаря установленным процедурам получения власти, зачастую с единодушного и восторженного одобрения большинства. В таком случае верна поговорка «Каждый народ заслуживает того правителя, которого имеет». Бог же допускает приход таких властителей и их правление, испытывая каждого: как поведешь себя ты в условиях правления нечестивого человека, пойдешь ли на компромисс, будешь ли сотрудничать с властью в злых делах, поднимешь ли свой голос за угнетенного, проявишь ли стойкость в борьбе за торжество добра даже до смерти?
Народ с искаженными моральными принципами может избрать себе правителя, который будет чужд высоких стандартов Писания. Благодаря демократическим законотворческим процедурам в качестве законов могут приниматься правила и нормы, далекие от евангельского человеколюбия, дающие возможность притеснять и угнетать других. Иоанн Златоуст писал: «Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, причем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, — все это я называю делом Божьей Премудрости»*. Другими словами, власть есть Божье установление, но нельзя утверждать, что всякий политический режим угоден Богу.
Христова церковь не является субъектом политического процесса. Она стремится действовать в соответствии с изречением Спасителя «Царство Мое не от мира сего» (Ин 18:36). Поэтому церковь, во-первых, молится о власти, чтобы «проводить… жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим 2:2). Церковь молится о законных правителях, чтобы они исполнили вверенное им служение заботиться о благосостоянии своей страны и каждого человека. Во-вторых, не словом только, но и делами церковь утверждает между людьми высокие евангельские стандарты человеческого общежития: «…ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей…» (1 Пет 2:15). К примеру, всего несколько десятилетий назад баптистский проповедник Мартин Лютер Кинг проповедовал в защиту чернокожего населения США, выступая против расовой и религиозной дискриминации. Факт значительного изменения общественного сознания подтверждает демократическое избрание Барака Обамы.
История хранит немало свидетельств, когда христиане были вынуждены не подчиняться несправедливым предписаниям власти. Первые христиане отказывались почитать языческие культы, тем самым совершая государственное преступление, и расплачивались за свои убеждения жизнью. Апостолы Петр и Иоанн перед высшим судебным органом Иудеи отказались выполнить предъявленное им требование: «суди´те, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян 4:19–20).
В Основах социальной концепции Русской православной церкви также есть пункт, который предполагает акции неповиновения законам государства, если они противоречат христианским заповедям: «Когда исполнение требования закона угрожает вечному спасению, предполагает акт вероотступничества или совершение иного несомненного греха в отношении Бога, ближнего, христианин должен открыто выступать законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений и заповедей Божиих, а если такое законное выступление невозможно или неэффективно, занимать позицию гражданского неповиновения».
Итак, принцип власти утвержден Богом, но не всякий правитель от Бога, не всякий правитель сознательно желает, чтобы его правление было угодно Богу и соответствовало Его повелениям. Христианин призван постоянно совершать молитвы за власть и всех начальствующих. Христианин призван облегчать страдания угнетенных и может возвышать свой голос в их защиту. Искренне верующий призван остаться верным Богу даже в случае неправомочных притязаний власти. И многие исповедники заплатили высокую цену за верность Христу, провозгласив тем самым Его верховную власть.
*http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/9_2/23
Фото: Gettyimages.ru