Еще столетие назад статья с таким названием просто не могла бы появиться. Разве есть здесь трудность? Гомосексуализм — это грех, по классификации Ветхого Завета — мерзость (см.: Лев 18:22), за такое полагается смерть. Правда, за это уже давно не лишают жизни, но все равно, зачем обсуждать постыдное (см.: Еф 5:12)?
В современном мире все наоборот. После того как психологическим мейнстримом гомосексуализм был исключен из списка болезней, а идея прав человека в каком-то смысле стала вторым Евангелием, многие христианские деноминации признали однополые союзы нормой, людей таких взглядов и поведения рукополагают в священнослужители. Может, это Библия культурно устарела или ее раньше неправильно читали, а исповедующим традиционные взгляды необходимо каяться в нетерпимости1?
Все эти трансформации общественного мнения были бы просто милой историей и предметом академических исследований, если бы за этим вопросом не стояли живые люди — те, кого этот вопрос касается лично, люди, обнаруживающие у себя влечение к своему полу, и их партнеры, их родители, друзья, нередко и собратья по церковной общине. Если бы за этим не стояли их переживания, их судьбы и, как верят христиане, — спасение.
Вопрос полового самоопределения — один из центральных в нашей жизни. Пол пронизывает все наше бытие, мы так созданы2. Еще до дарования любых заповедей, до заключения всех заветов мы видим, что Бог устанавливает это фундаментальное разделение на мужское и женское: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:27).
Мужчина и женщина — разные, но именно эта инаковость и делает возможным глубокое взаимодополняющее общение между ними — подобно общению Лиц во Святой Троице. Здесь труд «выхода» из себя. Любить себе подобного (человека своего пола) проще: ты видишь его глазами, также воспринимаешь мир, ты знаешь, чего хочет он, а он знает, чего хочешь ты, даже ваши тела устроены одинаково. Сложнее любить, когда мы разные, когда приходится узнавать другого, учиться принимать его инаковость, помогать ему расти в том, что не дано мне самому. Добавим к этому — любовь не должна быть замкнутой внутри пары, ее предназначение — изливаться вовне, на детей, внуков, ведь первая заповедь с благословением человечеству звучит как «плодитесь и размножайтесь» (Быт 1:28). Дети — это не всегда легко, и любой родитель это знает. Но именно так мы и растем в любви.
Эдем являет нам, каким Бог задумал человечество. К этому стоит возвращаться, первые главы Библии — как бы прекрасная мечта Бога о человечестве. Иисус, когда Ему задают вопрос о допустимости развода, апеллирует именно к Книге Бытие — не для того Бог творит мужчину и женщину, чтобы они разводились, но чтобы становились одной плотью (см.: Мк 10:2 и далее). Павел, рассуждая о брачном союзе, не может найти более великой точки отсчета, чем эти же строки о браке в Эдемском саду (см.: Еф 5:21 и далее).
Но потом что-то пошло не так. Библия и жизнь говорят о том, как отношения взаимного доверия и послушания в браке рушатся, уступая место доминированию-подчинению. Любовь к родителям и их почитание сменяются непокорством, ропотом и насмешками. Сексуальное желание, которое раньше помогало любящим быть вместе, расти в общении и любви, становится автономным. Теперь оно может быть направлено на самого себя (аутоэротизм), на получение безличного удовольствия (использование и смена партнеров), на служение стихиям, почти животным силам (оргиазм) и вовсе не предполагает заботы и любви по отношению к кому-то третьему.
Гомосексуальность в этом смысле — лишь одна из форм такой искаженной сексуальности. Впрочем, честно осознающий себя гомосексуал сможет увидеть черты всего вышеперечисленного в том, что ему предлагает гей-мир; не случайно Павел выбирает именно гомосексуальность как следствие крайнего отпадения от Бога (см.: Рим 1). Ученые спорят по поводу причин, приводящих человека в мир гомосексуальности3. Но какими бы они ни были, гомосексуальность отдаляет человека от исполнения своего предназначения в браке — расти в любви.
И вот мы подходим к чрезмерно суровым, как кажется многим, заповедям Ветхого Завета. Большинство людей, считающих Ветхий Завет суровым, не понимают одной базовой вещи: заповеди Пятикнижия даны не всем людям, а только тем, кто входит в народ Божий: «…итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым» (Исх 19:5–6). Речь идет не просто о правилах хорошего тона, даже не о том, как поступать хорошо, а как — плохо. Речь о том, что послушание Богу и соблюдение Его завета делает из простых людей народ Божий, народ святой, отделенный для Бога, народ, призванный быть светом для других. Эти заповеди не для языческих народов, а только для народа Божия (ср. 1 Кор 5:9 и далее). Не стараешься так жить — зачем тебе и быть в народе Божием? Задача святости стояла перед Израилем во времена Ветхого Завета, эта же задача стоит перед Церковью в настоящее время (ср. 1 Пет 2:9–11).
Можно ли совместить гомосексуализм (как явное отпадение от замысла Божия) и это великое призвание? Ветхий Завет знает только один способ справиться с этой дилеммой — запретить подобную практику и карать за нарушение запрета.
Но Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (см.: Лк 9:56). Он и приходит не к праведникам, а к грешникам (см.: Мк 2:17). Среди тысяч искавших исцеления у Иисуса, несомненно, были люди с искаженной сексуальностью. И даже если мы не встречаем случаев исцеления от гомосексуальности в Евангелиях, Павел дает нам свидетельство, что такие исцеления были: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор 6:9–11; ср. Еф 4:17–24). Какой контраст, должно быть, представляла новая жизнь этих людей во Христе с тем, что было до обращения!
Впрочем, Павел не раскрывает нам их внутреннего мира: стали ли они полностью свободны от желаний прошлой жизни, мы не знаем. Мы не знаем даже, вступили ли они в брак, ведь в Новом Завете открылось, что в любви можно возрастать и просто будучи искренним служителем Царства Божия (см.: Мф 19:12, 1 Кор 7:26 и далее). Для некоторых, по-видимому, в какой-то период жизни это было постоянной битвой, самораспятием (ср. Гал 5:19, 24), где бывают и победы, и поражения, усталость. Практически в каждом послании Павлу, как и Петру, и Иакову, и Иоанну, приходится напоминать, умолять и воодушевлять учеников на то, чтобы стараться вести новую жизнь. Но также верно и то, что борьбу за любую добродетель, за святость ученики вели не в одиночку, а с помощью Духа Святого (см.: Рим 7:22; 8:9), назидая и поддерживая друг друга (см.: 1 Фес 5:11, 14). И выяснялось, что христианская жизнь несводима только к борьбе, но приносит с собой и мир, и радость, и усыновление Богу, и глубокую непоколебимую уверенность в любви Божией (см.: Рим 8:35).
Я и сегодня знаю таких людей4. Кто-то из них еще в самом начале пути. Кто-то созрел для того, чтобы преодолеть страх, рискнуть и обрести свою вторую половину и делиться жизнью в семье. Кто-то навсегда решил остаться безбрачным, чтобы служить другим. Не скроем, эти люди не свободны от искушений, и новые влечения зачастую не развиваются так интенсивно и быстро, как хотелось бы. И все же они открыли для себя, что не это главное, потому что подлинным ответом на тупик гомосексуальности будет всегда целомудрие, святость, — и с Богом это возможно.
Тех же, кто не сталкивался с указанной темой, хотелось бы попросить о мудрости. Не вступайте в дискуссии без специальной подготовки, а если включились, помните: «не губить, а спасать».
1Формат статьи не позволяет углубиться в детали. Самое подробное обсуждение конкретных вопросов герменевтики библейских текстов см.: R. Hagnon. The Bible and the Homosexual Practice. Texts and Hermeneutics. Abingdon Press, 2001.
2У К. С. Льюиса в «Мерзейшей мощи» содержится целое богословие пола и брака.
3См., напр., Николоси Дж. Предотвращение гомосексуальности. Руководство для родителей. — М.: Класс, 2008.
4Частично их истории приведены в сборнике: Стрелов В. С. Выход есть. Как относиться к гомосексуальности и чем помочь близким. — М.: Никея, 2017 и на сайте Преодоление-Х (http://overcoming-x.ru/)
Фото: Gettyimages.ru