Тема

Жестокость или надежда?

Всеволод Погасий
Журнал/Архив/Номер 61/Жестокость или надежда?
Жестокость или надежда?


Человек, желающий утвердить свою антихристианскую позицию за счет констатации противоречивых высказываний в Библии, — явление в наше время нередкое. Такие люди, строго говоря, необходимы, потому что они часто указывают на трудности в осмыслении ряда библейских стихов. Но при этом их зачастую поверхностные заключения не проникают в глубину Писания и отскакивают от него как голыши от водной глади. Между тем противоречия Священного Писания приоткрывают сердцевину драмы человеческой жизни.

Одним из таких трудных мест в Евангелии считаются слова Иисуса Христа, обращенные к некоему молодому человеку. Тот не решился сразу пойти за Ним и попросил отсрочку: «Позволь мне похоронить отца». «Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф 8:21–22).

По прочтении этого отрывка в душе любого человека сразу поднимутся возражения и упреки: «Это просто жестоко!», «А как же заповедь почитать отца своего и мать свою?! Вы, христиане, сами разберитесь в своей Библии!»

Верующий человек, впервые читающий эти строки, также отмечает их необычность и жесткость. Ведь мы в первую очередь подсознательно относим слова Иисуса к себе и своей жизненной ситуации. Не у многих, наверное, отношения с родителями таковы, чтобы со спокойной совестью назвать их мертвыми, отрекаясь от них при жизни. Скорее всего, мы почувствуем недоумение и благочестиво продолжим чтение с надеждой, что однажды нам откроется смысл сказанного Христом.

Эти строки смущали не одно поколение исследователей Библии. Кто-то считал, что произошла ошибка при переводе с арамейского, на котором говорил Иисус, на греческий. И было высказано предположение, что Иисус в действительности имел в виду то, что человек может поручить захоронение своего отца могильщикам. В Книге пророка Иезекииля мы читаем: «…и когда кто из обходящих землю увидит кость человеческую, то поставит возле нее знак, доколе погребатели не похоронят ее в долине полчища Гогова» (Иез 39:15). То есть были такие официальные лица — погребатели, и Иисус лишь предлагает человеку доверить им похороны отца.

Другие считали, что этим высказыванием Иисус выносит суровый приговор обществу, в котором жил тот молодой человек. То есть некоторый социум был объявлен мертвым по причине греха, а сам человек должен был как можно скорее покинуть его, даже если для этого ему придется оставить незахороненным своего отца.

Известный комментатор Библии Уильям Баркли видит настоящее объяснение в толковании идиомы «я должен похоронить моего отца», еще и сегодня употребляемой на Востоке. В качестве примера он приводит беседу г-на Вальдмайера, миссионера в Сирии, с одним богатым и образованным молодым турком. Миссионер посоветовал молодому человеку завершить свое образование путешествием в Европу. Однако турок ответил ему: «Я должен сперва похоронить моего отца». Вальдмайер выразил молодому человеку свое соболезнование по поводу смерти его родителя. Но турок объяснил, что отец его в полном здравии, а под этим выражением он подразумевал, что прежде, чем оставить родителей, он должен сперва выполнить все свои обязательства по отношению к ним; что он не может оставить родной дом до самой смерти своего отца, которая, скорее всего, случится еще очень нескоро.

«Вне всякого сомнения, — считает Баркли, — именно это и имел в виду человек, говоривший с Иисусом. Он хотел сказать: “Я последую за Тобой когда-нибудь позже, когда отец мой умрет и я буду свободен”. Он откладывал следование за Иисусом на много лет»1. Далее толкователь размышляет о том, что Иисус хорошо знал человеческую природу: если этот человек не последует за Ним тотчас же, он не последует за Ним никогда: «Очень часто трагедия нашей жизни сводится к трагедии неиспользованного момента. В нас возникает побуждение к какому-либо действию, побуждение бросить какую-либо слабость или привычку; мы хотим сказать кому-то что-то, слово сочувствия, или предостережения, или воодушевления; но момент проходит, поступок остается несовершенным, порок остается непобежденным, слово остается несказанным. И в лучших из нас есть добрая доля летаргии и инертности, определенная привычка откладывать дело со дня на день, какой-то страх, какая-то нерешительность, и очень часто момент прекрасного побуждения так никогда и не воплотится в действие и не станет явью»2.

Возможно и еще одно толкование. Христос призывал молодого человека следовать за Ним, и Его фраза: «… предоставь мертвым погребать своих мертвецов» была частью этого призыва. Любой Божий призыв, даже такой, как «возьми свой крест», всегда воспринимается нами с упованием на Его любовь, на Его безусловное и совершенное благо. Именно это дает нам смелость ответить на зов и сделать первый шаг в неизвестное. Кроме того, библейский призыв — это всегда керигма3 — послание, не ограниченное рамками культурно-исторического контекста и становящееся актуальным в каждое конкретное время.

Жестокость или надежда?


Драма смерти, к которой были обращены слова Христа, актуальна и сегодня. Смерть — трагичная, но, увы, неотъемлемая часть жизни. Все мифологические и религиозные системы, не имея возможности предотвратить смерть, пытаются так или иначе объяснить ее. Одни, основываясь на природной цикличности, создают миф об умирающем и возрождающемся божестве4. Другие уповают на строгое магическое соблюдение обрядов погребения, видя в них залог лучшей посмертной доли. Для третьих смерть — освобождение божественной искры от телесного плена. Особняком стояло иудейское представление о смерти. Для евреев человеческая душа, рожденная божественным дыханием, являлась бессмертной. Но между божественным и земным мирами, как сказал Христос, лежит непреодолимая пропасть. Ветхозаветная традиция не открывала путь к вечной жизни, не давала надежды.

Обыденное религиозное сознание большинства наших современников предполагает ту же безысходность. Смерть забирает кого-нибудь вдруг или становится следствием тяжелых болезней и старости. Скорбящие по ушедшим осторожно говорят о том, что в ином мире тем будет лучше. Но этими словами они лишь пытаются дать утешение своей израненной душе.

В Первом послании к Фессалоникийцам апостол Павел разъясняет важную для христиан мысль: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес 4:13–14). Скорбь без надежды сама по себе вестник смерти. Она утверждает тот факт, что рано или поздно судьба каждого оборвется. И радости жизни остаются лишь земной участью: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор 15:32).

Но Своей бескомпромиссной репликой: «…иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» Христос говорит: стань Моим учеником — и обретешь надежду. Надежда поможет твоим близким разорвать порочный круг, пленниками которого они являются. Своим призывом Я Сам вырываю тебя из него. Да, так радикально! Но иначе не оторвать взора от земли.

Один священник как-то делился своими ощущениями от двух погребальных служб — по нецерковному человеку и по христианину. Первая служба перешла в проповедь для родственников усопшего с призывом посмотреть на ценности и цели их жизни. Вторая была наполнена светлой грустью и упованием на Христа Воскресшего, первенца между братьями, на Бога, у которого все живы, на то, что ушедшая душа была встречена объятиями Божьей любви. Антоний Великий пишет: «Смерть для людей, которые понимают ее, есть бессмертие, а для простецов, не понимающих ее, есть смерть. И этой смерти не следует бояться, а [бояться надобно] погибели душевной, которая есть неведение Бога. Вот что ужасно для души»5.

Суть надежды — в возможности смотреть за горизонты обстоятельств. Упование на Бога укореняет человека в Его вечной любви. Поэтому надежда преодолевает смерть.

Надежда на Бога побуждает человека признать, что над ним есть кто-то больший. Она восстанавливает правильную духовную иерархию и делает возможным почтительное отношение к старшим. Человек понимает, что мир начался не с него, и благодаря покаянию становится способным по-настоящему почитать своих родителей.

Надежда пробуждает в человеке ответственность за близких, которые «от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр 2:15). Становится понятной причина многих пороков своей семьи, рода. Познание истины освобождает от ненависти к родителям за причиненную ими боль — ведь они смогли дать лишь то, что было у них самих. Сердца детей получают способность вновь обратиться к отцам.

Таким образом, призыв Иисуса оставить своих мертвецов на самом деле открывает путь к их воскрешению и торжеству победы над смертью!

1https://allbible.info
2Там же.
3Керигма в теологии Р. Бультмана — основное содержание христианского вероучения, остающееся от его демифологизации. Немецкий теолог Рудольф Бультман считал керигму сущностью христианства, имеющей непреходящую нормативную ценность вне зависимости от конкретно-исторических способов и средств ее выражения.
4Бог Осирис в Древнем Египте.
5http://www.afonnews.ru/forum/all_1/tag_1782_1/topic_960/

 

Фото: Gettyimages.ru


Работает на Cornerstone