Исскуство

«Се человек»

Ирина Языкова
Журнал/Архив/Номер 59/«Се человек»
Поиски человека в творчестве французского художника Жоржа Руо

«Се человек» Рубеж XIX–XX веков был бурным в искусстве, в это время художники, ощутив небывалую свободу, смело экспериментировали — с цветом, формой, материалами, изобретали различные стили и манеры живописи, соревнуясь друг с другом, и каждый хотел создать нечто доселе невиданное. Действительно, искусство этого времени чрезвычайно разно­образно, но не многие художники проявляют интерес к глубоким темам, считая, что искусство не следует перегружать литературностью, идеологией и тем более религией. На этом фоне Жорж Руо был скорее исключением, чем правилом. Его интересовала христианская тема, тема человека и образ Христа.

Жорж Анри Руо родился в Париже 27 мая 1871 года, в дни Парижской коммуны, под грохот пушек. Его дед был почтовым служащим, сочувствовал революции, как коллекционер-любитель собирал гравюры Калло и литографии Домье. Отец был краснодеревщиком, придерживался строгих христианских взглядов и отдал сына в протестантскую школу.

«Се человек» У Жоржа рано проявился художественный талант. Практичный отец отдал его в обучение художнику-витражисту Хиршу. Но тот увидел, что талант мальчика требует развития и хорошей школы. И по его совету Руо вечерами стал заниматься в Школе декоративного искусства. В 19 лет Жорж сознательно решает посвятить себя живописи, он усиленно готовится и в 1892 году поступает в Школу изящных искусств. Здесь его наставником становится Гюстав Моро, знаменитый уже к тому времени художник, один из лидеров символизма. Среди его произведений немало картин на религиозные темы, но библейские темы стояли у него в одном ряду с мифологическими, историческими и аллегорическими. Тем не менее он прививал своим ученикам любовь к глубоким образам и учил их выражать эти образы в яркой живописной фактуре. Руо был на хорошем счету у мастера, который сразу отметил неординарность дарования юного художника. Однако, когда Руо не выдержал конкурса и не стал обладателем Римской премии ни в 1893-м, ни в 1895 году, по настоянию руководства школы он оставил учебу. Тем не менее в 1898 году перед своей смертью Моро завещал Руо как своему любимому ученику стать хранителем его коллекции, завещанной Парижу.

«Се человек» Гюстав Моро, безусловно, повлиял на формирование Жоржа Руо как художника. Искусство, учил Моро, не жалкая копия природы, а возможность выразить свое видение, и главное для художника — слушать свой внутренний голос.

Когда Гюстав Моро скончался от рака, для Руо это стало большим ударом. Казалось, что под ним разверзлась бездна, мир, такой привычный и понятный, рухнул. В течение следующих пяти лет Руо переживает тяжелейший кризис. Он перестает работать. В 1902 году врачи отправили его подлечиться на воды в Эвиан, и там он снова берется за кисти и краски. Спасает живопись и христианская вера в то, что Бог не оставляет. Его затяжная депрессия заканчивается. Он возвращается в Париж.

Париж всегда слыл городом больших соблазнов, и молодежь, особенно творческая, легко попадалась в его ловушки и лабиринты. Но не таков был Жорж Руо. Конечно, безгрешным его назвать нельзя, но, вернувшись в Париж, он окунается не в мир кафешантанов, а в чтение. Огромное впечатление произвели на него работы писателей-мистиков Леона Блуа и Гюисманса, с последним вскоре он познакомился и сблизился.

1903 год стал переломным в творчестве Руо, когда в полной мере раскрылся его стиль, в основе которого лежит художественный прием, восходящий к искусству витража, когда формы, имеющие насыщенные цвета, очерчиваются черным контуром. Художник выставил ряд своих картин на Осеннем салоне. Современная тематика была понята им своеобразно: в то время как многие его современники воспевали мир зла и греха, Руо стал его обличать. В гротескной манере он изображает гулящих девиц, пьяниц, клоунов бродячего цирка, персонажей ночного мира. В этом ощущалось влияние Гюисманса — он начинал как обличитель социальных язв общества, в которых видел метафизические корни.

«Се человек» Но помимо этих гротескных обличительных картин в искусстве Руо была и другая тема, также для него связанная с современностью, но понятая не как сиюминутное, а как переживание искупительной жертвы Христа, приносимой за грешный мир, за спасение человека. Его Христос не похож на те образы, которые мы видим в традиционном искусстве, западном или восточном. Христос Жоржа Руо прежде всего трагичен, Он скован мукой, словно на Него легла неимоверная тяжесть всего зла, существующего в мире. Обличая зло, Руо понимал, что это не вся правда о человеке, но, изображая Христа, страдающего под бременем этого зла, художник хотел показать правду, которую мир не хочет видеть. Он заглядывал в ту глубину, о которой свидетельствуют евангельские слова «се человек».

В начале ХХ века мир облетела сенсация — фотограф Секундо Пио сделал фотоснимок Плащаницы, которая хранится в Турине, и полученный им негатив дал возможность наконец увидеть лик, запечатленный на этой ткани. Многие стали говорить, что это действительно нерукотворно запечатленный лик Христа. Последующие исследования этой ткани подтвердили, что она датируется I веком н. э. и содержит следы крови на тех местах, которые соответствуют описанным в Евангелии страданиям Христа (от тернового венца, бичевания, несения креста, распятия, прободения копьем). На многих произведениях Руо видно, что этот снимок с Плащаницы был для него образцом и источником вдохновения. Материальное свидетельство описанных в Евангелии событий под кистью Руо становилось не иконой, как можно было бы ожидать, а образом хрупкой беззащитности и уязвимости Христа как человека и в то же время — Его подлинного величия.

«Се человек» В 1908 году Жорж Руо женится на Марте лё Сиданер, сестре художника Анри лё Сиданера. Она была пианисткой и давала уроки игры на пианино. Супруги жили в Доме-музее Моро, где родилась их первая дочь Женевьева. Всего у Руо было четверо детей, три дочери и сын.

В 1910 году в галерее Друэ прошла персональная выставка Руо. Для многих она стала подлинной сенсацией. Художник выставил 121 картину, восемь рисунков, 43 предмета из керамики, десять произведений из глины, покрытой глазурью. После выставки работами Руо заинтересовались коллекционеры, его работы стали покупать, и он смог обеспечивать свою семью.

В этом же году Руо участвовал в групповой выставке в России (Одесса, Киев, Москва, Санкт-Петербург) вместе с Матиссом, Марке, Ван Донгеном, Дереном, Мари Лорансен и Анри Руссо. Одно полотно Руо с этой выставки приобрел Владимир Рябушинский.

Летом 1912 года семья Руо переезжает в Версаль, и вскоре после переезда умирает отец Жоржа Александр Руо. Художник тяжело переживал потерю отца, с которым они были очень близки, часто вели долгие беседы об искусстве. Боль утраты выливается в серию Miserere (лат. «помилуй»): первоначально это были рисунки тушью, а затем с них печатались гравюры для книги. Мотивом для этой серии послужили стихи 50-го покаянного псалма. Над серией Miserere художник трудился более десяти лет и завершил ее только в 1927 году. 58 офортов, напечатанных с медных пластин, сопровождались текстами из Библии и выдержками из писем Руо.

Огромное впечатление на художника произвели события Первой мировой войны. И он ставит Христа и Смерть иллюстрацией к первому стиху Miserere. Руо выразил в Miserere всю глубину страданий, которые война приносит человеку.

В 1929 году Жорж Руо создает декорации и костюмы для балета Джорджа Баланчина «Блудный сын» на музыку Сергея Прокофьева в парижском Театре Сары Бернар.

В годы Второй мировой войны и послевоенные годы Руо много работает, уединившись в своей студии. В основном он пишет религиозные образы: лики Христа, распятия, многочисленные библейские сюжеты.

«Се человек» Руо многократно переделывал свои работы, добиваясь эффекта внутреннего свечения, словно перед нами витраж и свет исходит из глубины. Он делает множество вариантов одной и той же композиции, ища наибольшей выразительности. Его стремление к совершенству порой граничило с фанатичностью, над некоторыми произведениями Руо трудился более 20 лет. Неоднократно он уничтожал свои работы, которые казались ему недостаточно хорошими, в общей сложности он уничтожил 315 своих картин.

В 1945 году Руо получил заказ на создание пяти витражей для собора Нотр-Дам в Асси. Получив навыки работы с витражами в юности, зрелый мастер создает истинные шедевры витражного искусства ХХ века.

Жорж Руо прожил долгую жизнь и скончался 13 февраля 1958 года в Париже. Его похоронили с большими почестями.

 

Иллюстрации предоставлены автором статьи. Копии произведений демонстрируются исключительно с информационно-образовательной целью.


Работает на Cornerstone