Тема

Венец творения

Владимир Попов
Журнал/Архив/Номер 59/Венец творения

Венец творения По общепринятой в библеистике классификации восьмой псалом обычно относят к псалмам природы. Хотя любая классификация носит в какой-то мере приблизительный характер. Исходя из содержания в нем можно найти и все признаки хвалебной песни и гимна хвалы. На фоне неумолчной хвалы Творцу и картин природы в псалме также явственно проступает и антропологическая составляющая.

Бог, природа, человек представлены в самом тесном взаимодействии. Вполне вероятно, что псалом родился у Давида, когда он жил в доме отца и пас стада. В это время он мог с волнением и трепетом, молитвенно созерцать величественный нерукотворный храм природы, ощущая в нем живое присутствие Создателя. Величайший поэт Израиля созерцает Бога, природу и размышляет о месте человека в Божьем мироздании.

Высокое достоинство человека псалмопевец видит в его особом предназначении. Человек получил от Бога призвание и право быть царем, пророком и священником. Все низшие творения находятся в подчинении человеку: «…поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями» (Пс 8:7–9). Человек — представитель Бога на земле. На него возложены царские обязанности заботиться о других существах и благоустраивать землю. Псалмопевец почти дословно воспроизводит благословения, данные первым людям — Адаму и Еве (см.: Быт 1:28). Как владыка над низшими творениями, человек нарекает имена животным. Он дает им не просто случайные клички, но имена. А имя, как известно, выражает суть, природу и характер существа. Не случайно особое внимание и любовь к животным испытывают дети. Дети гораздо более наблюдательны и внимательны к жизни природы, они чувствуют себя первооткрывателями Божьих чудес и частью сотворенного Богом мира.

Как Божий соработник на земле, человек призван и к пророческому служению. В широком смысле пророк не только предсказатель судеб народов и отдельных лиц. Он прежде всего провозвестник Божьей воли, личность, наделенная исключительным даром чувствовать пульс Вселенной и слышать, как «звезда с звездою говорит». Об этой особенности пророка писал Пушкин в известном стихотворении: «И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье»*. И псалмопевец, говоря о чести, которой Бог удостоил человека, подчеркивает его связь со всем творением на земле и чувство ответственности, вложенное в него свыше.

А разве человек не призван быть священником? Понятно, что не все люди входят в круг священнослужителей Господних. Но любой человек, как венец творения, как дитя Божье, познавшее милость и заботу Отца Небесного, призван священнодействовать. Совершать молитву за хлеб насущный, благодарить Бога за милости, щедроты, испытания, прославлять Творца в уединении и в собрании святых — разве это не широчайшее поле, где человек выступает, может быть не подозревая об этом, в статусе священника? В священническое служение такого рода псалмопевец включает даже беспомощных детей: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу…» — утверждает Давид (Пс 8:3). Присутствие Бога, Божественное величие, явленное в мироздании, чувствуют даже грудные младенцы. Младенцы, инстинктивно ощущающие Божью любовь, в данном случае служат живым укором тем взрослым, которые глухи и слепы по отношению к Божьим деяниям. Этот стих псалма прозвучал из уст Христа в ответ на негодование первосвященников по поводу восторженных славословий детей в храме в честь Спасителя (см.: Мф 21:15). В иносказательном смысле образ младенцев и детей, прославляющих Бога, может подразумевать и вполне зрелых людей, приходящих к Богу с простой, смиренной, детской верой. «…славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф 11:25), — сказал Христос о таковых.

В христианском богословии есть учение об особом и общем Откровении Бога. Восьмой псалом — наглядная иллюстрация к общему Откровению. Бог открывает Себя через природу, историю, человека. «Две вещи удивляют меня — звездное небо надо мною и закон нравственности внутри меня» — это известное изречение Иммануила Канта указывает на два источника богопознания: разумно устроенную Вселенную и человека, созданного по образу и подобию Божьему. Познавая законы природы, изучая дух, душу и физиологию организма человека, мы тем самым приобретаем знания о Боге — Творце всего сущего.

Бог во всей полноте Своей природы и славы непознаваем. В Боге присутствует определенная тайна. Немало тайн сокрыто и в природе человека. От дней глубокой древности наука, искусство, религия изучают человека. Однако предельная точка человековедения пока что недосягаема. В человеческом обществе время от времени появляются таланты и гении. Наличие таковых среди рода людского — еще одно свидетельство существования Премудрого Бога Творца, вложившего в отдельных людей проницательный разум и сверхчуткое сердце.

Венец творения «…что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что ты посещаешь его?» (Пс 8:5) — восклицает псалмопевец. По сравнению с необъятной Вселенной человек — всего лишь микроскопическая песчинка. Но у этой песчинки есть дух, душа и разум. «Вселенная обнимает и поглощает меня, как точку, — рассуждал Блез Паскаль. — Мыслью же своей я обнимаю ее». Никто не забыт у Бога, не брошен на произвол судьбы и не появился на земле случайно. Человек — часть великого Божьего замысла. Восклицание псалмопевца несет в себе и мессианские мотивы. Когда пришла полнота времени, Любящий Бог в Иисусе Христе посетил падший, грешный мир. Посетил не для того, чтобы подвергнуть заблудших грешников заслуженной каре, но для того, чтобы извлечь души из омута греха и беззакония. Таинственный акт Боговоплощения соединил небо и землю. Творец миров не погнушался человеческой природой, облекся в нее ради спасения сынов Адама. Бог приходит к человеку, чтобы вернуть человеку его достоинство.

Вступительная пометка к псалму указывает на инструмент, предназначенный для музыкального сопровождения этого песнопения. Он назывался гефским орудием, так как изготавливался в филистимском городе Гефе и представлял собой изящную трубку с отверстиями, похожими на отверстия в виноградном точиле. Этот псалом исполнялся как народная песнь при уборке винограда. «Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!» (Пс 8:2) — неслось к небесам восторженное славословие с полей виноградных.

Легко и радостно трудились виноградари. Они чувствовали себя Божьими соработниками, живыми, одухотворенными инструментами в руках Всемогущего Бога. Здесь нет противопоставления человека и Вселенной. Человек и мироздание, бытие и быт сливаются воедино. Автор восьмого псалма запечатлел, таким образом, всеобъемлющий космический взгляд на Бога, природу и человека.

*Пушкин А. С. Пророк. — http://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1826/0420.htm

 

Фото: Gettyimages.ru

Работает на Cornerstone