Тема

Жизнь и смертная казнь в Древнем Израиле

Михаил Щербаков
Журнал/Архив/Номер 59/Жизнь и смертная казнь в Древнем Израиле

Жизнь и смертная казнь в Древнем Израиле Когда мы читаем Священное Писание, то человеческая жизнь представляется нам высшей ценностью. Достаточно вспомнить знаменитую заповедь «Не убий», одну из десяти заповедей, лежащих в основании Торы — Пятикнижия Моисея.

Эта заповедь нашла свое отражение во множестве сфер жизни еврейского народа. До сего дня считается, что еврей не просто может, а должен поступиться многими принципами ради спасения жизни — своей или чужой. Не всеми, но многими. Приведу интересный пример из современной жизни: не так давно одного израильского солдата, который попал в плен к арабам, потому что заснул на посту, обменяли более чем на тысячу арабов, осужденных в Израиле за терроризм. Принимая это решение, суд руководствовался именно принципом спасения жизни.

Но кроме заповеди «Не убий» в Священном Писании можно найти и другие — например, заповеди, регламентирующие условия ведения войны, или заповеди, которыми должны руководствоваться судьи, выносящие смертный приговор. Как же так? Ведь упомянутая Моисеева заповедь ясно говорит о запрете на убийство? Никак нет. Заповедь «Не убий» говорит об «умышленном убийстве», если воспользоваться юридическим языком. А значит, она не применима ни к войне, ни к смертной казни.

То есть получается, что во время вой­ны, например, ценность человеческой жизни уменьшается? Никак. Необходимо понимать, что эта Моисеева заповедь призвана в первую очередь провозгласить неотвратимость наказания за убийство.

Как же соотносятся подобные заповеди с ценностью человеческой жизни? Лично я убежден, что жизнь находится лишь в руках Бога Живого. Например, одна знакомая мне семья много лет пыталась родить наследника, то есть «создать жизнь». Они, в частности, прибегали к экстракорпоральному оплодотворению. Но все было бесполезно. И однажды, когда они в несчетный раз собрались на подобную процедуру, выяснилось, что они ждут ребенка. Все произошло естественным путем. Почему я говорю об этом? Потому что жизнь может дать только Хозяин жизни. И отнять ее может тоже только Он. Вспомните знаменитые слова Иисуса: «…ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин 19:11).

Господь однозначно дает понять, у кого есть власть лишать человека жизни. Как же тогда быть со смертной казнью? Что об этом говорит Священное Писание?
Начнем с того, что для осуждения человека на смертную казнь необходимы были свидетели преступления, как минимум два. Без них ничего нельзя было сделать — даже при очень большом желании со стороны суда. В Новом Завете есть пример: Синедрион очень хотел расправиться с Иисусом, но ничего не мог сделать. Пришлось прибегнуть к лжесвидетельству. По Талмуду, к свидетелям также предъявлялись определенные требования. Они не могли быть родственниками преступника и должны были быть старше 13 лет.

А как вам такое требование? Чтобы стать свидетелями, они должны были сначала предупредить преступника о том, что задуманное им преступление опасно в первую очередь для него самого. Было еще множество других пунктов, часть которых кажется вообще невыполнимой. Представьте себе ситуацию: один человек замыслил убийство, а потенциальный свидетель говорит ему: «Ты не должен этого делать. Тебя же потом самого казнят. Причем я буду против тебя свидетельствовать первым. Ты хорошо понимаешь, что я тебе говорю? Может, тебе объяснить это на другом языке? Давай позовем еще кого-нибудь, чтобы он тебе растолковал это. Мы пойдем с тобой, чтобы видеть, как все произойдет». Как вам такой диалог? Причем определить, подходят свидетели для суда или нет, суд мог только после их раздельного допроса. Более того, с целью выявления недобропорядочных свидетелей их имена — как и имя подсудимого — заранее объявлялись широкой общественности.

Выносить смертный приговор имел право только суд рангом не ниже Малого Синедриона. В него входили 23 члена, которые должны были полностью соответствовать требованиям Торы. Малые Синедрионы назначались Большим Синедрионом, который мог существовать только при Храме. Допрос в суде должен был выявить место и время преступления, а также его мельчайшие подробности. Вести допрос нужно было на любом понятном свидетелям языке без переводчика. Все основные показания свидетелей должны были полностью совпасть.

С преступником и жертвой тоже непросто. Оба они, впрочем как и свидетели, не должны были подпадать под понятие trefa, то есть быть смертельно больными.
В таком судопроизводстве был ряд особенностей. Например, в защиту подсудимого могли выступить и судьи, и помощники судей, тогда как с обвинением — только судьи. Если кто-то высказался в защиту преступника, то он уже не мог быть обвинителем, но обвинитель мог стать защитником. На вынесение приговора была отпущена всего одна ночь. Ни больше ни меньше. Только одна ночь на то, чтобы изучить все детали дела и вынести смертный приговор. Поскольку приговор нельзя выносить в шаббат, то суд не может быть назначен на пятницу. Голосование судей происходило от младшего к старшему, чтобы мнение старшего не могло повлиять на младшего.

Еще интересный момент. В случае единогласного осуждения смертный приговор не мог быть вынесен. А вот оправдательный приговор выносился в случае единогласного оправдания. Далее, смертный приговор выносился только в том случае, если за него проголосовало на два человека больше, чем проголосовало против. Более того, если кто-то из судей воздерживался, то он приравнивался к отсутствующим, и его необходимо было заменить другим судьей из числа тех, кто высказался в защиту обвиняемого. После вынесения оправдательного приговора никакие аргументы в пользу пересмотра дела в расчет не принимались. В случае вынесения смертного приговора вплоть до приведения его в исполнение новые свидетельства или аргументы в защиту обвиняемого должны были быть рассмотрены без всяких ограничений. Смертный приговор не приводился в исполнение вблизи места заседания Синедриона. Пока осужденного ведут к месту казни, у его защитников должно было быть время инициировать пересмотр дела. И наконец, невыполнение любого из вышеперечисленных условий делает вынесение и осуществление приговора невозможными.

Получалось, что норма о смертной казни существовала, только применить ее на практике было очень трудно. Синедрион, который раз в семьдесят лет выносил смертный приговор, назывался кровавым. Кстати, нет ни одного письменного свидетельства в пользу того, что такой приговор был хотя бы раз вынесен, кроме уже упомянутого суда над Иисусом, но и тот состоялся только потому, что прошел с грубейшими юридическими нарушениями.

Необходимо подчеркнуть — в отличие от сегодняшнего суда Синедрион не стремился «восстановить справедливость», он стремился исполнить волю Творца. Потому что, как я уже говорил, только Он имеет власть дать жизнь и отнять ее. А что до справедливости, то ее восстановление на земле — это Его задача. И мы знаем, что придет тот День, когда справедливость будет полностью восстановлена.

 

Фото: Gettyimages


Работает на Cornerstone