Тема

О предназначении человека

Оксана Куропаткина
Журнал/Архив/Номер 59/О предназначении человека

О предназначении человека Во все времена человек чувствовал, что в его жизни есть какой-то смысл, какая-то цель, что он предназначен для большего, для более глубокого, чем обыденная жизнь и стремление выжить. В современном мире «вечные вопросы» «Кто я?», «Зачем я здесь?» обостряются еще и потому, что прежние системы ценностей, религиозные или светские, говорившие что-то о предназначении человека, перестали быть массовыми, да и вопрос выживания, который мешал человеку думать о более важных вещах, не стоит ныне так остро. Люди, особенно молодые, ищут смысл, личное предназначение, их не удовлетворяют «социальные» ответы: «выйди замуж», «женись» и «построй карьеру», потому что они про то, кем стать, а волнует-то — кем быть. Точнее, кто ты есть изначально и зачем послан в этот мир.

Христианство во всем своем многообразии дало несколько ответов на вопрос об общем предназначении человека. Но смысл жизни каждому верующему человеку открывается только в его личных отношениях с Богом.

Одно из изначальных предназначений человека — быть похожим на Создателя. Ведь человек был сотворен по Его образу и подобию. Православное и католическое учения о человеке подчеркивают, что человек унаследовал от Творца таинственность и непостижимость: никакая наука — о душе, теле или социуме — не может до конца «измерить» и объяснить человеческую личность. Кажется, что ты про человека все уже понял, и вдруг в какой-то момент он начинает вести себя нестандартно. Глубина души человека связана с непредсказуемостью, ее невозможно описать алгоритмами. И уже этим человек частично выполняет свое предназначение — свидетельствует о глубине, таинственности и непостижимости Творца. Но у человека со времени сотворения есть и «задача-максимум» — раскрыться во всей своей глубине и свободе. Речь здесь не о том, чтобы изо всех сил казаться оригинальным, — практика показывает, что вымученная самобытность все же банальна. А о том, что человек должен понимать, что его сущность — это не его вкусы, привычки и представления о нем окружающих. Важно понять, каким именно сотворил тебя Бог, что в тебе подлинного, настоящего, того, что делает тебя похожим на Творца.

С образом Божьим связано и представление об уникальном начале в человеке, которое делает его неповторимым, — о его личности и о том, как личность должна быть связана с другими личностями. Понятие личности привнесло в мир христианство. Само понятие «личность» трактуется по-разному: это отдельный индивид, но к личностям, например, можно отнести и «всечеловека» Адама, который и конкретный человек, и воплощение всего человечества. Восточное богословие указывает, что личность с ее уникальностью и способностью к взаимодействию с другими укоренена в Боге, в самом Его уникальном существовании: Бог един, но в Нем присутствуют три Личности, связанные неразрывной взаимной любовью. Стало быть, человеку предназначено его природой быть уникальным, не похожим на других, любить других — тоже уникальных, не похожих на него.

Еще одно изначальное предназначение человека состоит в том, чтобы соединить мир материальный и духовный. В отличие от языческого философа Платона и его последователей христиане обнаружили единство тела и души человека. И западные, и восточные богословы считали, что в человеке спаяно воедино земное и небесное и великий замысел Творца — в том, чтобы человек, как наиболее близкое Ему творение, стал мостиком между этими мирами.

В первой главе Книги Бытие сказано, что предназначение человека — в том, чтобы продолжать род и населять землю, владеть ею. Восточные богословы указывали, что человек был призван «обожить», преобразить, приблизить к Богу весь мир, все творение через духовное творчество вместе с Богом. После грехопадения радостное творчество сменилось тяжелым повседневным трудом, но задача творить и преображать у человека осталась. На Западе же Лютер и Кальвин смотрели на этот вопрос практически: Бог каждого человека поставил на своем месте на земле, каждому дал поручение вырастить урожай, в прямом или переносном смысле. Важно понять, куда именно поставил тебя Бог (в семье, на работе, в церковном служении), и ревностно трудиться на этом месте. Кальвин отмечал, что не будет на земле дела столь презренного и нечистого, которое не засияло бы пред Богом и не стало бы чрезвычайно драгоценным, лишь бы христианин послужил им своему призванию. Стало быть, очень важная задача человека — находиться на своем месте, быть честным и квалифицированным работником и делать свое дело «как для Господа».

Кстати, протестантская традиция особо отметила здесь не только предпринимательство, но и науку, указав, что она восстанавливает в человеке изначальную функцию Адама. У первого человека после сотворения была важная обязанность — давать имена животным. Следовательно, в тот момент Адам познавал мир. Научная деятельность — это то, что помогает познавать мир, называть новые, неисследованные явления, тем самым выполняя служение, которое было дано человеку до грехопадения.

Наука и в целом любая познавательная и созидательная деятельность иллюстрируют еще одну важную мысль: человек создан не только для служения и соработничества Богу, но и для служения людям. Примером такого служения был Сам Христос. Любое дело, которое делает христианин, должно что-то давать миру, исправлять и улучшать жизнь людей. Протестантская традиция понимает это вполне конкретно и практически. Майкла Фарадея, который был дьяконом протестантской общины, кто-то спросил, какую можно извлечь пользу из изобретенного им электрического прибора. На что Фарадей ответил: «Сэр, в скором времени вы сможете обложить это налогом». С одной стороны, это звучит как остроумный ответ, а с другой — в нем есть и более глубокое содержание: нести священное благо людям.

Всем христианам ясно, что предназначение человека напрямую связано с его Творцом, с общением между ним и Богом: Создатель ясно показал, что Его замысел — это «скиния Бога с человеками» (Откр 21:3). Бог до конца не постижим, но ведь общение предполагает, что ты что-то знаешь о том, с кем общаешься. Христиане сходятся между собой в том, что Бога мы познаём прежде всего сердцем, никакая наука не в состоянии Бога описать и измерить. Однако данный нам Творцом разум тоже дан для опосредованного познания Бога — через изучение и понимание созданного Им мира мы лучше понимаем Его величие, и наше восхищение Богом становится более основательным. Протестантская традиция, критикуя разум за его попытку измерить неизмеримое, с самого начала тем не менее придавала разуму большое значение. Система представлений о Боге, о спасении, о том, как нужно трактовать Священное Писание, постоянно изменяется, но не потому, что изменчив Бог, а потому, что несовершенен разум и велико искушение успокоиться на своих собственных несовершенных представлениях. Разум выполняет функцию «чистильщика», он убирает все наносное и придуманное, борется с предрассудками. Трезвый ум и здравый смысл сами по себе не ведут к познанию Бога, указывали последователи Кальвина, но они убирают препятствия с пути христианина, связанные с невежеством, ленью мысли, излишним доверием земным авторитетам и институтам.

Тем не менее, как уже говорилось, познание Бога, без которого человек не постигнет своего предназначения, связано в большей степени не с разумом, а с сердцем человека и его внутренней жизнью. Единство с Богом — это единство любви. Католики говорят, что пример такого единства показал людям Христос, единый с Отцом. Чем больше человек стремится быть похожим на Христа, тем он ближе к Богу. О Христе, Его страданиях и милосердии нужно постоянно размышлять и держать этот образ в сердце. В православии есть понятие «обожение». Это бесконечный процесс, когда человек под влиянием Божьей благодати открытым сердцем ищет уподобления Первообразу — Христу.

Эту же мысль мы находим и в протестантизме. В конце XVI — начале XVII века лютеранские пасторы Валентин Вайгель и Иоганн Арндт проповедовали о новом рождении, или рождении свыше. Это глубокое внутреннее изменение человека, произошедшее в нем в результате его веры и покаяния. В его сердце поселяется Бог, который, работая над душой человека, делает его все более похожим на Себя. Арндт называл душу мастерской Бога. С немецкой обстоятельностью пасторы перечисляли конкретные признаки, по которым можно узнать, родился ли человек свыше, близок ли к выполнению своего предназначения. К важнейшим признакам рождения свыше относились истинное изменение жизни (воровал — перестал воровать, пил — перестал пить) и мир в душе. В середине XVII века учение о рождении свыше стало очень популярным. Внутри лютеранства возник пиетизм — движение по созданию малых молитвенных групп, призванных помочь рожденным свыше расти в вере. В этих группах люди, читая Писание, старались соответствовать изложенным в нем христианским принципам жизни. Они исповедовали группе свои проступки и свидетельствовали о продвижении по духовному пути. В XVIII веке английский священник и основоположник методизма Джон Уэсли, зная и восточный, и протестантский подход, предложил принцип «освящения»: человек последовательно в течение жизни меняется, подчиняя Богу одну за другой сферы своей жизни; на каждой ступени Христос все более входит в его душу и дает ему новое вдохновение и откровение, куда двигаться дальше; тем самым человек очищает в себе образ Божий и приближается к Богу. Этот процесс также бесконечен.

Христианские мыслители всех традиций, рассуждая о приобщении к Богу, делают оговорку: все было бы гораздо проще и естественнее, если бы человек не пал. Грех Адама и Евы отделил человека от Бога, и теперь предназначение человека выполнить до конца невозможно. Крестная жертва Христа открыла людям путь к спасению, но в земной жизни мы остаемся людьми грешными и несовершенными, и с этой реальностью приходится считаться. За два тысячелетия христиане накопили немало опыта и «рецептов», как сражаться со своими пороками, которые уводят нас от замысла Божьего. Западная христианская традиция особо подчеркивает, что борьба с «ветхим Адамом» — это тоже одно из предназначений человека, которое возникло не изначально, а после грехопадения. Лютеране и кальвинисты указывали, что только вера дает возможность преодолеть «ветхого Адама» и стать чадом Божьим.

Итак, человек предназначен быть образом Божьим, чадом Господа, которое живет в любви со своим Создателем и, подражая Ему во всем, становится мостиком между земным и небесным, соработником и сотворцом Бога, — по-моему, величественно и прекрасно. Главное, понять, как это воплощается в твоей обычной, как тебе кажется, жизни.

Фото: Gettyimages.ru


Работает на Cornerstone