Ты когда-нибудь ловил рыбу? Я — лишь в глубоком детстве. Как сейчас помню это волнующее мгновение: леска внезапно натягивается струной, поплавок уходит под воду, как будто его кто-то съел, легкий тремор в руке, и вот ты уже тащишь живое существо с плавниками и хвостом в незнакомое воздушное пространство. Ты горд собою, потому что тебе это удалось!
Я не рыбак, но отчетливо понимаю, что рыбалка — это искусство и это наука. Есть огромная разница между рыбаком-профессионалом и рыбаком-любителем. Я бы определил ее просто: рыбак-профессионал понимает рыбу и потому ловит ее на ее условиях. Это все. Он знает ее повадки, где и в какое время суток она появляется, какой прикорм ей нравится, а от чего ее воротит.
Иисус, призывая следовать за Собою рыбаков, описал им, каким Он видит их будущее, в понятных для них терминах: «Следуйте за Мной, и Я сделаю вас ловцами душ». Будет ли кто-то спорить, что ловить для Христа живые души намного сложней, нежели озерных рыбешек? Тогда почему до сих пор мы не интересуемся человеком? Почему самонадеянно «ловим» его на своих условиях? В евангельских церквах на каждом собрании ратуют за евангелизацию, но при этом никто не хочет отказаться от своих представлений и предпочтений.
Церковь идет «в народ», чтобы привлечь ко Христу молодое поколение, но предлагает ему музыку прошлого поколения. Она хочет рассказать ему о Евангелии Царства, но говорит на таком устаревшем языке, что без словаря и не разобраться; она хочет предложить ему лучшую жизнь, но при этом совсем ничего полезного не видит ни в современных научных достижениях, ни в интернете.
Когда рыбак собирается заняться любимым делом, он знает, что разным рыбам нужны разные наживки. На то, на что ловится окунь, не поведется форель. Знает ли церковь сегодня, что подход к юному поколению существенно отличается от подхода к другим социальным группам? Мне знакомы общины, которые на все случаи жизни имеют одну и ту же программу. Когда же она не срабатывает, то говорится о том, что «человеческие сердца настолько огрубели, что им не нужно Евангелие». Это неправда! Это утверждение невероятно далеко от истинного положения вещей. Пора перестать жаловаться на «рыбу». Она не виновата в том, что любит червей, что ей не нужны наши сладкие пироги и торты, она их не умеет есть, она по-другому устроена.
Прочитав Евангелие внимательно, можно обнаружить, что у Иисуса никогда не было единообразного, стандартного подхода к проповеди Божьего Царства. Он различал людей, Он различал их нужды. Так, с женщиной у колодца Он говорил о живой воде, с рыбаками — о рыбе, с земледельцами — о посеве зерна, с искушенными людьми вроде саддукеев — о богословии воскресения. Вникая в положение человека, Го сподь вникал в его насущные проблемы. Нельзя упускать из виду, что проникновение в молодежную культуру не означает ее дистанционного теоретического изучения. В Матфеевом Евангелии Иисус, посылая учеников на первую для них евангелизацию, наставляет их: «Исцеляйте больных, воскрешайте мертвых, очищайте прокаженных, изгоняйте бесов» (см.: Мф 10:8). Обратите внимание, какой упор делается на насущных людских переживаниях. Когда ты испытываешь боль, то тебе не до значения еврейских и греческих слов. Ты просто хочешь избавиться от нее!
Когда готовишься к проповеди, спроси себя, чем ты руководствуешься в выборе текста и темы. Молодежь гибнет от порнографии, невоздержанности, жажды успеха любой ценой, карьеризма, вседозволенности, а тебя больше интересует символическое значение убранства Моисеевой скинии. А потом ты искренне не понимаешь, почему молодежь не слушает тебя и считает твои проповеди проповедями для инопланетных существ. Они же ждут, когда ты начнешь доподлинно интересоваться ими и тем, что происходит в их жизни.
Принято считать, что современные подростки сидят в «Вконтакте»/Facebook, слушают хип-хоп, играют в видеои гры и не любят политику. Возможно, у большинства из них ты не обнаружишь какой-либо связанной системы ценностей, в их головах все перемешано, что великолепно передал в своем стихотворении «Символ веры» английский журналист Стив Тернер:
«Веруем в то, что каждый должен следовать
Cвоим и только своим желаниям,
А реальность как-нибудь приспособится,
Вселенная исправит свои законы.
Веруем в отсутствие абсолютных истин
За исключением одной: абсолютных истин не существует».
В недавно проведенном опросе среди старшеклассников на территории РФ выяснилось, что:
Иисус неоднократно подчеркивал важность принципа проникновения в культуру того, с кем ты имеешь дело. Однажды Он сказал ученикам: «Если вы войдете в город и вас примут, ешьте, что вам предложат» (см.: Лк 10:8). По законам элементарной вежливости мы не можем отказаться в гостях от предлагаемого угощения. На Востоке с этим вообще очень строго. Нет, Иисус не беспокоится о питании учеников, Он хочет, чтобы они уважали местную культуру.
В течение полугода мне довелось жить в Юго-Восточной Азии, на Филиппинском архипелаге. Филиппинцы — милые, гостеприимные люди, обожающие рис. Я, признаться, отношусь к рису спокойно, мне куда более по нраву картошка, но там, за тысячи километров от родной земли, мне пришлось полюбить рис. «Если вы войдете в город и вас примут, ешьте, что вам предложат» — это важный принцип, если мы действительно хотим научиться ловить «рыбу» в ее среде.
Апостол язычников писал о своей миссионерской стратегии: «…я сделался рабом всех, чтобы приобрести всех, кого смогу… Я становился всем для всех, чтобы любыми способами спасти хотя бы некоторых» (см.: 1 Кор 9). Скажи эти слова Павел с одной из кафедр сегодня, не сомневаюсь, что его сочли бы либералом и приспособленцем. Собственно, эти опасения тревожили и раннюю Церковь. По этой причине в Иерусалиме был созван первый Апостольский собор, на котором решался архиважный вопрос: нужно ли язычникам становиться иудеями, то есть вбирать в себя еврейские обычаи и культуру, чтобы затем становиться христианами? Или любой язычник может, минуя обрезание и закон, стать последователем Христа? Апостолы ответили: «Не нужно!» С тех пор христианство многолико и поликультурно, то есть оно способно приспосабливаться к любым культуре и языку, в отличие, скажем, от ислама, который строго выдерживает единую для всех культурную модель.
Если ты не окончательно замкнут на себе и серьезно относишься к молодым, но еще не воцерковленным людям, то тебе нужно избавиться от иллюзии, что «рыба» в очищенном виде, порезанная на куски, вымытая и без костей, в красивой упаковке будет доставлена и рассажена на церковные скамьи нарядным курьером. У молодых людей много проблем, которые придутся тебе не по нраву. Но если ты по-настоящему намерен ловить «рыбу» в молодежной среде, то тебе необходимо изучить ее субкультуру и постараться понять, что она может рассказать тебе о твоих собеседниках.
Автор: Сергей Панков
Фото: gettyimages.ru