Искусство

Человек такой же, как мы

Ирина Языкова
Журнал/Архив/Номер 58/Человек такой же, как мы

Юный Иисус в изображении художников

Человек такой же, как мыВасилий Поленов, Исполнялся премудрости. 1890 год

Евангелие мало говорит о детских и отроческих годах Спасителя и совсем ничего — о его юности, молодости.

Из четырех евангелистов только двое, Матфей и Лука, рассказывают о Рождестве Иисуса и тех обстоятельствах, которые сопровождали это удивительное событие. Евангельские тексты вдохновляли художников, и в христианском искусстве в течение веков сложилась богатая иконография Рождества: рождение Христа изображают и в глубокой ночи, и при ясном свете дня, в заброшенном хлеву и в обычной домашней обстановке. На картинах и фресках мы видим Святое семейство, отвергнутое людьми, но согретое присутствием животных — овец, вола, осла и т. д. А нередко ясли младенца Христа изображают в окружении многочисленной людской толпы — пастухов, волхвов, пришедших поклониться рожденному Мессии. Картины на сюжеты «Поклонение волхвов» и «Поклонение пастухов» многочисленны и разнообразны. Несмотря на краткость, евангельский текст дает богатую пищу художникам для изображения, например, восточной экзотики пришедших с Востока мудрецов и их таинственных даров: волхвов часто изображали с большой свитой, в богатых одеяниях, с караваном верблюдов, лошадей, разных повозок с балдахинами. Но и простых пастухов живописцы изображали самым разным образом — то со стадом овец, то в сопровождении ангелов, иной раз с детьми или с коленопреклоненными донаторами (заказчиками картины).

Человек такой же, как мыВасилий Поленов. Среди учителей. 1896 год

Помимо самого Рождества популярным сюжетом в искусстве является «Бегство в Египет». Казалось бы, текст Евангелия здесь весьма скуп на подробности, но в его метафоричности фантазия художников находила большой простор. У Матфея мы читаем: «…Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф 2:13–15).

Сколько произведений искусства было создано на этот сюжет! Джотто и Рембрандт, Эль Греко и Якоппо Бассано, Тициан и Караваджо — этот список можно продолжать до бесконечности. Но можно заметить, что каждый художник брал свой особый ракурс этой темы. Одни акцентировали тему пути и его опасностей, другие то, что Святое семейство бежало в Египет, откуда Бог вывел еврейский народ, и теперь эта страна становилась убежищем для Сына Божия. Третьи старались показать жизнь и возрастание Иисуса и Его взаимоотношения с Матерью и Иосифом, так что выделялся даже особый сюжет — «Отдых на пути в Египет».

Человек такой же, как мыДжеймс Тиссо. Иисус, найденный родителями в Храме

С самых ранних веков христианское искусство пыталось представить и другие сюжеты из жизни Иисуса, не описанные евангелистами, до того, как исполнилось Ему тридцать лет и Он вышел на проповедь. В христианской среде даже появлялись тексты, которые пытались «восполнить» недостающие сведения о жизни Христа. Так, о ранних годах Иисуса повествует так называемое Евангелие от Фомы, или Евангелие детства, апокрифический текст II века («апокриф» с греческого — «тайный», «сокрытый»). Имели хождение в народе также Книга Иосифа Плотника, Евангелие от Никодима и другие. Апокрифы, как правило, рождались в среде гностиков, культивировавших тайное знание и утверждавших, что они знают то, о чем евангелисты умолчали, сокрыв сие от простецов, чтобы доверить мудрым. Но Церковь отвергла все эти тексты, оставив для будущих поколений только то свидетельство, которое записали четыре евангелиста.

Да, Евангелие говорит о детстве Христа очень кратко, ограничиваясь словами: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк 2:40). Но из записок евангелистов ясно то, что Сын Божий стал человеком и Его жизнь внешне не отличалась от жизни любого человека, который родился на земле и был ребенком, потом отроком, юношей и наконец взрослым человеком. Можно сказать, что Иисус был таким, как все, как каждый из нас, по крайне мере внешне и до определенной поры.

Один только эпизод приоткрывает тайну Его личности, которая имеет и божественное измерение. Это случай, когда двенадцатилетний отрок Иисус остался в Иерусалимском храме и беседовал там с учителями закона, и те поражались Его мудрости и знаниям. И конечно, этот эпизод привлекал художников чрезвычайно. Первые такие изображения встречаются уже в росписях катакомб III–IV веков. Этот сюжет мы находим у итальянских художников — Дуччо, Джотто, немецких — А. Дюрера, английских — У. Х. Ханта, Дж. Р. Хербера, русских — В. Д. Поленова и др.

Человек такой же, как мыПитер Брейгель Старший. Бегство в Египет. 1563 год

О дальнейшей жизни Иисуса евангелист Лука сообщает только, что вместе с родителями Он возвратился из Иерусалима в Назарет, где пребывал в повиновении у Своей Матери и Иосифа. Лука заключает: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк 2:52).

Как жило Святое семейство в Назарете, можно только догадываться и строить различные версии. Известно, что Иосиф, названый отец Иисуса, был плотником, а так как в обязанности каждого еврейского отца было обрезать сына, научить его заповедям Господним и какому-нибудь ремеслу, то, несомненно, и Иисус был обучен Иосифом плотницкому делу и помогал ему, а после смерти Иосифа и Сам зарабатывал на хлеб тем же ремеслом. Подтверждением этому могут служить слова фарисеев, сказанные о Нем в Назаретской синагоге: «Не плотник ли Он, сын Марии?» (Мк 6:3).

Интерес к Иисусу-плотнику — сначала подмастерью, потом и мастеру — тоже хорошо заметен в мировом искусстве. Тут можно вспомнить одного из английских прерафаэлитов, Джона Эверетта Миллеса (1829–1896), а также голландца Геррита ван Хонтхорста (1590–1656). Оба они изобразили Ии суса в мастерской Иосифа-плотника.

Человек такой же, как мыВасилий Поленов. На горе. 1890–1900 годы

Некоторые художники пытались по-своему представить жизнь Иисуса в Назарете, Его общение с матерью и братьями, каждодневные труды, прогулки на природе, Его молитвы и общение с Небесным Отцом. Задача эта грандиозна и даже, можно сказать, невыполнима. Но все же такую попытку мы видим в серии картин Джеймса Тиссо (1836–1902) и Василия Поленова (1844–1927), пытавшихся в подробностях описать жизнь Иисуса.

В наше время не только живопись, но и кинематограф обращается к сюжетам из Евангелия. Здесь можно вспомнить фильмы Франко Дзеффирелли «Иисус из Назарета» и «Молодой Мессия» режиссера Сайруса Наурасте. Но, конечно, все попытки художников представить жизнь Ии суса в назаретский период остаются в области художественной фантазии. Евангелисты не случайно умалчивают о подробностях жизни Спасителя до Его тридцатилетия, и поступают они так потому, что целью их было не столько сохранить биографические подробности жизни Христа, сколько передать Его учение и смысл боговоплощения — прихода на землю Сына Божия ради спасения людей.

Но все же стремления художников вполне понятны, потому что через них мы соприкасаемся с человеческой стороной личности Христа, с тем, в чем Он близок нам, простым людям, — ведь Он сошел с небес, чтобы разделить с нами нашу жизнь, наши страдания и трудности, наши чаяния и печали, любовь и надежду. Иисус так же, как все, радовался восходящему солнцу и любил Свою мать, уставал от трудов и испытывал голод и жажду, смеялся и плакал, грустил и мечтал. Он, как говорит апостол, был во всем подобен нам, кроме греха. И это делает и жизнь каждого из нас бесконечно ценной и наполненной смысла.

 

Автор: Ирина Языкова
Фото: wikipedia.ru, wikiart.org

Работает на Cornerstone