Тема

Все, что принесет наступающий день

Мария Каинова
Журнал/Архив/Номер 57/Все, что принесет наступающий день

Все, что принесет наступающий день

У Антония Сурожского есть история из его собственной биографии о том, как он провалил очень важный экзамен. Это было еще в ту пору, когда он не отказался от светской жизни и от мечты стать врачом. От этого экзамена по медицине зависела вся его будущая профессиональная карьера, более того, он, как человек блестящего ума и железной дисциплины, привык быть в числе лучших, и сама мысль о возможном провале была для него недопустима. И вот его духовник, отец Афанасий, говорит ему: «Ты пойди на экзамен — и провались, чтобы все видели, что ты ни на что не годен». Для владыки Антония эта история была примером борьбы с тщеславием, однако, когда я впервые о ней прочитала, она меня потрясла с точки зрения того, какой страх пришлось преодолеть Антонию Блуму, когда он шел на этот экзамен.

Каждая минута нашей жизни, каждый час, день наполнены страхами перед тем, что с нами может случиться. Страх перед будущим знаком абсолютно всем, это одна из наиболее распространенных и сильных эмоций и при этом, пожалуй, одна из наименее рациональных. Кроме того, для христианина важно понимать, что как само это переживание, так и наиболее распространенные способы его преодоления вступают в противоречие с основными евангельскими ценностями.

Если, например, рассматривать ситуацию экзамена, то в чем, собственно, заключается причина нашей тревоги? Чаще всего это неуверенность в своих знаниях, понимание того, что нам может попасться вопрос, на который мы не сможем ответить. То есть мы знаем, что что-то недоучили, что не вложили достаточно времени в подготовку к этому экзамену и, следовательно, объективной оценкой наших усилий будет «удовлетворительно». Если мы готовы к этой «тройке», то нам и бояться нечего, но никому не хочется выглядеть лентяем или глупцом, поэтому мы лелеем надежду на то, что нам попадется тот единственный билет, который мы хорошо знаем, или же мы просто берем с собой шпаргалку. Подобных ситуаций в жизни несчетное количество: плохо сделанная работа, невыполненные личные обязательства, частые опоздания, и в корне каждой из них лежат наши собственные слабости и ошибки, а по сути, грехи. Но работать над своими ошибками, искоренять в себе слабости намного сложнее, чем обманывать окружающих, заставляя их верить в то, что мы лучше, чем кажемся. Так чего мы в этом случае боимся? Может быть, того, что на этот раз обман не пройдет и кто-то увидит в нас то, в чем нам самим не хочется даже себе признаваться?

Бывают страхи и не связанные с конкретными ситуациями. Мы тревожимся, что потеряем что-то ценное для нас, чем мы уже обладаем, или же мы боимся, что какое-то важное событие в будущем не сложится так, как нам бы хотелось. Мы боимся заболеть, не выйти замуж или лишиться работы. Эти переживания еще более нелогичны, чем ранее описанные, так как не имеют под собой никакого основания — ничто не предсказывает негативного поворота событий, мы просто знаем, что иногда в жизни случаются несчастья и неудачи, и, следовательно, боимся, что они могут настигнуть и нас. Именно подобные опасения заставляют людей просматривать по утрам гороскопы, ходить к гадалкам и экстрасенсам или ставить свечки в церкви. В этом случае, опять же, и сам страх, и пути его преодоления вступают в противоречие с тем, как христианин должен строить свои отношения с Богом. Господь в Нагорной проповеди говорит: «Не тревожьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам позаботится о себе. Довольно каждому дню своего беспокойства» (Мф 6:34). Все знают красивую и емкую метафору, которую Господь приводит в подтверждение своих слов, о птицах, которым нет необходимости заботиться о своем пропитании, и о полевых цветах, которым нет смысла переживать о своих одеяниях, однако мало кто воспринимает эти слова все рьез. Иисус говорит о том, что волнения о завтрашнем дне — это главная забота язычников, потому что Отец Небесный знает нужды Своих детей. И тем не менее даже среди христиан встречается чисто языческое стремление заглянуть в будущее, удостовериться, что там все хорошо, а иногда и повлиять на исход событий.

Таким образом, как и было сказано, и в том, и в другом случае, как при ситуативной тревожности, так и при необоснованных страхах перед будущим, антихристианским является и то, что порождает в нас этот страх, и те действия, которые мы предпринимаем для борьбы с ним. Более того, вся философия страха перед будущим не вписывается в формат здоровых отношений с Богом, как они представлены в Библии. И связано это прежде всего с нашей попыткой контролировать все в своей жизни и неспособностью отдать себя на волю Божию. Вся библейская история свидетельствует о том, что именно полное доверие и послушание являются самыми ценными характеристиками, которые Господь ищет в человеке. Авраам бросил родной дом, землю отцов и пошел в никуда, скитальцем, по зову Бога. Моисей, рискуя жизнью, отправился угрожать всемогущему владыке Египта, а затем повел народ через пустыню, уповая на то, что и там Бог найдет для них пропитание. Давид на каждом повороте своей судьбы вверял жизнь Господу и тем самым, в противовес самоуверенному Саулу, заслужил любовь Господа и честь положить начало династии царей Иудейских, к которой принадлежал Иисус. И наконец, и Мария и Иосиф проявили удивительное доверие, приняв ту особую и непростую судьбу, к которой их призвал Господь. Каждый из этих избранников в какой-то момент своей жизни оказывался способным просто откликнуться на зов со словами «Вот я, раб твой!» и отправиться на встречу с неизвестным с полным доверием в сердце. Это и есть тот настоящий прыжок веры, на который так трудно пойти современному человеку.

Мы так давно привыкли жить в мире науки, статистики, аналитики и прогнозов, что в нас живет уверенность в том, что все можно изучить, просчитать и предсказать, а следовательно, и проконтролировать. Мысль о потере контроля вселяет в нас ужас. И вот мы мечемся между научными прогнозами и эзотерикой, чтобы в тех вопросах, на которые не распространяется действие науки, можно было бы контролировать судьбу путем гадания на кофейной гуще. И все это потому, что нам так трудно поверить, что в руках Божьих и неудача становится благословением, и проваленный экзамен может привести к тому, что несостоявшийся врач станет одним из самых выдающихся проповедников XX века, как это было в случае с Антонием Сурожским.

Отсутствие страха перед будущим и уверенность в завтрашнем дне — это неотъемлемая черта христианского мироощущения, но, как и вера в Бога, она не дается нам от рождения. Мы сами отвечаем за то, чтобы перебороть в себе страх перед будущим и с умиротворенным сердцем произнести слова молитвы:

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля».

Блум Антоний. Без записок. ЛитМир. Электронная Библиотека. http://www.litmir.co/br/?b=53906. С. 11.

 

Автор: Мария Каинова
Фото: gettyimages.ru


Работает на Cornerstone