Тема

Страх Адама

Владимир Попов
Журнал/Архив/Номер 57/Страх Адама

Страх Адама

Начальная история человечества, согласно Библии, восходит к Эдему, где Богом были созданы наши прародители — Адам и Ева. В Эдеме случилась страшная трагедия. Радость прямого непосредственного общения с Богом, райская гармония и райское блаженство первых людей были нарушены грехопадением. Послушав сатану, явившегося в образе змея, Адам и Ева вкусили запретный плод.

Что было следствием попрания Божьей заповеди? Адама и Еву охватил страх. Им стало очень страшно встретиться с Богом лицом к лицу: «…и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт 3:8). На вопрошание Бога к Адаму, тот со страхом отвечает: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт 3:10). Странная причина страха на первый взгляд, не так ли? Но «нагота» в широком библейском, историческом, культурном контексте не означает отсутствия одежды или же просто физическую обнаженность. Что, например, подразумевает «нагота» в обличительном послании, направленном в адрес Лаодикийской церкви? «Ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг», — возвещает Иоанн (Откр 3:17). Лаодикийцам указано, что их самонадеянная уверенность в себе, их благополучие — всего лишь иллюзия, фикция. Внешний лоск, богатый антураж не имеют никакой ценности в Божьих очах, так как по сути человек «и нищ, и слеп, и наг» духовно. Иносказательно понимали наготу и многие античные поэты и философы. В сочинениях Гомера и Ксенофонта нагота означает отсутствие надлежащих доспехов — щита и брони. В трудах Платона нагота — это душа без тела. Представители Древнего Востока могли называть нагой страну, опустошенную и разграбленную захватчиками. И человек — нагой, если он жалок, несчастен, живет без всякой надежды, без средств, в тяжелейшей нужде, в пучине лишений и страданий.

Нечто подобное случилось с Адамом и Евой в метафизическом, духовном смысле.

Изначально Бог наделил первых людей высочайшими дарами и дал особое призвание. Человек должен «хранить и возделывать землю», «владычествовать» над низшими творениями (Быт 1:26; 2:15). По Божьему замыслу, венец творения должен был жить в гармонии с Творцом и всем мирозданием. Свое столь высокое призвание человек должен осуществлять в абсолютной открытости перед Богом, с полным доверием своему Создателю. В таком положении ему нечего было скрывать, прятаться и страшиться.

Поддавшись соблазнительным предложениям искусителя «стать, как боги», Адам и Ева стали на путь своеволия и самоутверждения. Дарованное Богом великое право на свободу выбора, право на самоопределение они использовали себе во вред. Им захотелось строить жизнь по своему плану, самим определять, что есть добро и зло, управлять миром вне Бога. Шаг, сделанный в сторону неповиновения Богу, сразу же трагическим образом отразился на внутреннем мире Адама. Его стало мучить лихорадочное беспокойство, постоянное ощущение своей незащищенности, своего позора. К нему пришло тревожное осознание разрыва с Богом. Адам оказался во власти неизбывного страха.

Страх Адама

Страх Адама, таким образом, стал существенной частью того состояния человеческой природы, которое христианское богословие называет первородным грехом. А само слово «Адам» в Библии, как известно, имеет множественный, собирательный смысл. Адам представляется не как отдельная личность, а как олицетворение всего человечества. Библейские авторы и многие другие слова употребляют в обобщающем значении. Например, словами «Мицраим», «Ассур» обозначаются не отдельные лица, а целые народы. Многими учеными библейский Адам также воспринимается как всечеловек. «Под Адамом разумеется не отдельное только лицо, наряду с другими, а всеединая личность, заключающая в себе все природное человечество», — приходит к выводу философ Владимир Соловьев. Психологи, исследуя коллективное бессознательное, обнаруживают тесную многоаспектную связь общечеловеческого духа. И конечно, учение о первородном грехе, принявшем всеобщий характер, о связи рода людского с Адамом и его природой занимает центральное место в теологии апостола Павла. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили», — утверждает апостол (Рим 5:12).

Род человеческий, происшедший от одной крови, несет из поколения в поколение вирус греха. Этот вирус поражает не только физическую структуру человека, но и психоэмоциональную основу личности. В результате грехопадения Адама потомки его оказались не только под властью дурных наклонностей, но и стали подвержены влиянию стихии различных темных страхов.

Фактически вся земная жизнь человека от младенчества и до глубокой старости наполнена всевозможными страхами. Ребенок боится темноты, кто-то не переносит замкнутого пространства, другие испытывают страх перед будущим, перед неизвестностью. Начальник боится потерять власть и свой пост. Подчиненный боится гнева начальника и дисциплинарных взысканий. Даже апостолы Иисуса Христа не были абсолютно свободны от сковывающих страхов. Когда их Учитель был предан на распятие, они в страхе бежали (см.: Мф 28:56). У голгофского Креста остались только один Иоанн и Мария, мать Иисуса. Страх иногда посещал апостола Павла и его сотрудников. «Когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду; отвне — нападения, внутри — страхи», — делится своими переживаниями Павел (2 Кор 7:5). Ветхая, Адамова, природа дает о себе знать и в жизни мужей веры. Фактор разлада, фактор борьбы между «ветхим» и «новым» человеком присутствует и в духовном опыте христиан, глубоко посвященных Богу.

У любого человека возникает подспудное желание каким-то образом освободиться от гнета страха. Из-за боязни остаться наедине со своими мыслями и переживаниями человек может слушать громкую музыку, просиживать бессмысленно многие часы перед телевизором. Ну а кто-то и вовсе пытается подавить тоску, томление и внутренние страхи с помощью алкоголя и наркотиков. Хлеба и зрелищ требовали жители Древнего Рима. Для чего? Так им хотелось заглушить внутреннюю неудовлетворенность, внутренний дискомфорт и страхи. Из-за чувства своей отчужденности от подлинной жизни в Боге Адам после грехопадения страшился увидеть Бога. Но страх лицезреть Бога ведет и к страху перед другим человеком. Человека начинает терзать страх, связанный с подозрительностью к другому, не похожему на него человеку или даже к целому народу. Беспрерывная гонка вооружений, изобретение внешних средств давления, демонстрация силы направлены обычно на взаимное устрашение. Личный страх вызывает желание чем-то обескуражить, подавить и напугать другого. Но, как правило, страх, вытесненный в дверь, заходит потом в окно, не оставляя человека.

Подобные пути преодоления страха, идущего от Адама, заводят человека или целое сообщество в тупиковую ситуацию. Существуют ли другие способы изживания страха? К счастью, любящий Бог не оставил падшего человека без Своей милости. По Божьему изволению в мир пришел второй Адам — Господь Иисус Христос. В первом Адаме все согрешили, все заразились темным страхом. Во Христе все имеют возможность освобождения от страха, сопряженного с суеверием, самолюбием, эгоизмом, и от других страхов. Через веру в Господа Иисуса человек включается в таинственный процесс изживания и преобразования страха Адама, страха темного, человеческого, в страх Божий.

«Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою» (Лк 15:18) — с этого решения и с этого шага начинается превращение и переход от панического страха к светлому, святому страху богопознания и богопочитания. Новый возвышенный страх побуждает человека решительно идти к Богу, а не убегать и прятаться от Него. По мере приближения к Жизнедателю сердце человека наполняется бесстрашием любви. А подлинная любовь, основанная на доверии Богу и Его планам, «изгоняет страх» (1 Ин 4:18).

«Адам! Где ты?» — зовет Бог всех потомков Адама. И не важно, где ты находишься. В каком ты состоянии, как относишься ко Мне? — вот острие вопроса. Хочешь ли преодолеть явный или скрытый страх? Ко Мне обратись — и получишь благодать, которая властна вытеснить темные страхи из уголков твоего сердца.

 

Автор: Владимир Попов
Фото: gettyimages.ru


Работает на Cornerstone