Тема

Что такое страх и как с ним бороться?

Михаил Щербаков
Журнал/Архив/Номер 57/Что такое страх и как с ним бороться?

Что такое страх и как с ним бороться?

Прежде чем приступать к исследованию слова «страх» в Священном писании, я посмотрел его определение в словарях. В одном из словарей я нашел следующую формулировку: «Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием». В психологии страх считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом. В русском языке у этого слова огромное количество синонимичных значений: ужас, боязнь, трепет, жуть, и т. д., и все они в той или иной степени подпадают под предложенную формулировку. В еврейском языке мы можем увидеть картину если не идентичную, то очень похожую. О небольших исключениях я скажу ниже. Поэтому пока будем исходить из понятия страха, предложенного словарем.

Происхождение страха

Если говорить о происхождении страха, то нужно обратиться к Священному писанию, к самому началу Книги Бытие, к третьей главе, потому что именно там мы впервые сталкиваемся с этим понятием: «Он (Адам. — Ред.) сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт 3:10).

В этом стихе мы встречаем описание первых последствий грехопадения человека. Первое из них: Адам считает, что он наг, и осознает, что это плохо; второе — ему страшно; третье — Адам понимает, что в таком состоянии он не готов встретиться с Богом, и скрывается. Реальная причина такого поведения Адама в том, что, нарушив заповедь, он чувствует дискомфорт, но интерпретирует ситуацию по-своему.

Поскольку наша тема — страх, то именно на этот термин мы и обратим наше внимание. В Книге Бытие (3:10) употреблено еврейское слово, происходящее от корня ira, которое может означать как «страх», так и «трепет», «почтение». (Кстати, ira, пожалуй, самое часто встречающееся слово в Писании.) Интересно, что в еврейском языке есть поговорка, которая может быть переведена так: «Грешник боится ярости Господа». В пословице используется именно слово ira, его смысловое значение объясняет суть того, что произошло в Эдемском саду.

Адам и Ева жили в благоденствии, имея всего лишь одну заповедь: не вкушать от дерева познания добра и зла. Можно утверждать, что они познали добро, поскольку это природа Бога, и не знали, что такое зло. Когда же единственная заповедь была нарушена, то грех и зло пришли в этот мир. Именно тогда Адам и Ева, знавшие добро, узнали также и зло, а кроме того, и то, что добро и зло несовместимы друг с другом. Когда же Бог снова пришел поговорить с Адамом, то он осознал, что нарушил данную ему Богом заповедь и это препятствует его общению с Творцом. Более того, он осознал, что он не только не может общаться с Всевышним, но что ему, поскольку он в таком состоянии, необходимо скрыться от Него. Именно это болезненное состояние Писание и называет словом ira — «боязнь», «страх», «трепет» перед Cоздателем, общение с которым было нарушено. Таким образом, мы должны понимать, что страх — это одно из первых и самых серьезных последствий грехопадения человека, поскольку связано оно с нарушением общения между Богом и человеком. С тех самых пор страх властвует над людьми.

Последствия страха

Чувство страха по силе своего воздействия на людей прочно удерживает в нашем цивилизованном мире первое место среди прочих чувств. Страх является причиной многих болезней и недомоганий человека, таких как беспокойство, головокружение, нарушение сердечной деятельности и нормального функционирования других органов, не говоря уже о различных фобиях без числа, наводнивших этот мир. Однако знать о природе страха и его последствиях недостаточно для его преодоления. В момент грехопадения с человеком произошло еще кое-что: человек больше не мыслил Творца центром своей жизни, фокус его внимания теперь сместился на себя, любимого, и в человеке появилась черта, которую впоследствии назовут эгоцентризмом. Хотя это не сказано в тексте прямо, но по косвенным признакам об этом можно догадаться. Человек потерял связь с Господом, сосредоточился на себе. Теперь жизнь его непредсказуема, полна неожиданностей, а он не способен контролировать ситуацию. Но человек от Адама до наших дней ищет защищенности, уверенности в том, что ему не грозят разные катаклизмы. Каков же выход? Выход есть, но он не в наших, а в Го сподних руках.

Что такое страх и как с ним бороться?

На протяжении долгой череды веков проблемой человека был эгоцентризм, замкнутость на себе и как следствие этого — невозможность его общения с Творцом. Интересно, что в Священном Писании есть немало примеров, когда пророки реагируют страхом на приближение к ним Господа. Но особенно показателен пример Ишаяху (Исаия. — Ред.): «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис 6:5). Пророк не только испытывает страх, но осознает и называет его причину. Он понимает, что его греховность несовместима со святостью Господней.

Пожалуй, здесь я должен сказать еще об одной особенности страха. Он побуждает человека к действию. Адам спрятался. Его действие было неосознанным, а потому неправильным. Но страх может привести и к правильным действиям. Здесь нужно вспомнить еще одно значение слова ira — «трепет». Трепет пред Господом может привести к тому, что человек захочет исправиться и принести Господу покаяние. Библия называет страх Го сподень началом мудрости. Человек, трепещущий пред Господом, подобно пророку Ишаяху, ищет выход из трудного положения. И первым шагом на этом пути будет покаяние.

Выход

Как мы и говорили, для того чтобы перестать бояться, человеку необходимо чувство защищенности. Как же его обрести? Сделать это можно, лишь отринув свой эгоцентризм, и вместо себя в центр своей жизни поставить Господа. Вспомните, что происходило с Христом перед казнью, когда Он молился в Гефсимании. Он знал, что в скором времени Ему предстоит встретиться с одним из главных врагов рода человеческого — смертью. А именно страх смерти человек переживает сильнее других страхов. Иисус столь глубоко переживал предстоящие страдания, что «был пот Его, как капли крови» (Лк  22:44). Он даже обратился к Отцу Небесному с просьбой: «Чашу эту мимо пронеси», но сразу же звучат Его слова: «Не Моя, но Твоя воля да будет». Собственно, когда мы начинаем ориентироваться не на свою волю, но на волю Всевышнего, это и есть способ ухода от эгоцентризма. Возможно ли это? Возможно, но для этого человеку нужна вера. Верующим в Него и доверяющим Ему Он сказал: «…Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28:20). Эти слова имеют силу, в каких бы обстоятельствах и условиях мы ни находились. В псалме 22:4 написано: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной…» Наш страх ничего не меняет в незыблемой реальности Божьего обещания: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11: 28).

Эти и многие другие тексты Библии показывают нам, что если центром нашей жизни становится Господь, то нам нечего бояться. Конечно, все не так просто, ибо наши страхи питает грех. Именно грех действует разрушительно в нашей жизни, уничтожая все то хорошее, что в ней есть. И самый главный инструмент греха — это страх человека перед наказанием, которое последует от Господа. И нам ни за что бы не справиться с этой проблемой, если бы за ее решение ни взялся Господь. Он послал Своего Сына Иисуса Христа для того, чтобы Он освободил нас от страха перед наказанием за грехи: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам?..» (Иез 33:11).

Парадокс ситуации заключается в том, что, как только мы переориентируемся с наших собственных желаний на Божьи, наша проблема перестает существовать. Потому что в отличие от нас Богу подвластны и время, и будущее, и жизнь, и смерть. Причем Он дарует человеку свободу от страха легче, чем мы можем себе представить. Поэтому именно доверие Господу и есть то убежище, где мы избавляемся от страха.

 

Автор: Михаил Щербаков
Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone