Современный кинематограф предлагает нам единственную схему победы добра над злом. Выглядит она примерно так: плохие люди пренебрегают законом и мешают жить нормальным людям, от злыдней нет ни покоя, ни избавления. И тут появляется герой, который, сокрушая все на своем пути, уничтожает злодеев и к концу фильма все расставляет по местам. Мы привыкли к такому сценарию, и он укоренился в нашем сознании. И если бы нам было дано решать, как спасти мир от зла, мы непременно призвали бы героя или сонм ангелов, чтобы они уничтожили всех злодеев. Этот ответ на проблему зла нам кажется единственно возможным, и, сталкиваясь в жизни со злом, мы так или иначе воплощаем эту идею.
Когда неверующие видят, как мы реагируем на зло, то они начинают думать, что Бог — это гневливый старик, который только и ждет, когда человек совершит какой-нибудь промах, чтобы покарать его. Но таков ли Бог на самом деле и таков ли Его ответ миру, погрязшему во зле? В Книге пророка Исаии есть текст (см.: Ис 5:1–7), в котором говорится о ценном винограднике. Исаия метафорически говорит в нем о великом терпении Бога в Его заботе о народе Израиля. Виноградарь, Бог, ухаживает за виноградником, народом Израиля. Он вложил в него много сил, взрастил его в плодородной обетованной земле. Чтобы виноград мог свободно расти, Он построил ограду, очищал его от камней, защищал от вредителей и врагов. Бог сделал все для того, чтобы виноградник принес добрый плод.
Иисус продолжает ту же тему в притче: хозяин, доверив свой виноградник наемным работникам, уезжает. Когда же хозяин присылает слуг за причитающейся ему долей урожая, их избивают и прогоняют, а кого-то даже убивают. Хозяин снова посылает слуг в виноградник, но происходит то же самое. Тогда он отправляет туда сына. Но виноградари убивают и его, полагая, что это и есть путь, который поможет им завладеть добром (см.: Мф 21:33–46). Эта притча была рассказана Иисусом после Его въезда в Иерусалим, когда Он уже готовился к смерти.
Обе истории печальны: Исаия сетует, что виноградник вместо доброго плода принес дикий виноград, а виноградари из притчи Иисуса — совсем негодные люди.
Интересно в этих историях и то, что обе они заканчиваются вопросом. В Книге Исаии мы читаем: «Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозди, он принес дикие ягоды?» (Ис 5:4). И я даже представляю себе слушателей Исаии — как все они с сожалением и удивлением покачивают головой: «Все, что можно было, Бог сделал».
Что же будет с таким виноградником? Бог уберет ограду и перестанет ухаживать за ним — пусть себе растет естественным образом. Ведь дикому винограднику не нужна забота виноградаря. Бог хотел, чтобы Его народ приносил добрые плоды праведности и справедливости, но тот принес совсем другие плоды.
Притча Иисуса — продолжение истории взаимоотношений Бога и Его народа. Бог посылал Израилю пророков, которые призывали народ исполнять Его заповеди. Но народ не хотел их слушать, и участь многих пророков была незавидной. Иисус завершает Свою притчу вопросом, как бы позволяя слушателям самим закончить ее: «Что сделает хозяин с этими злыми виноградарями, когда вернется?» Мы, читающие эту причту, привычно думаем: «Он убьет этих злодеев!» Признайтесь, что это так! Если бы виноградник принадлежал нам, сразу же после первого покушения на слуг, не дожидаясь всего остального, мы послали бы туда спецназ, чтобы он уничтожил всех этих злодеев. И уж никогда — никогда! — мы бы не послали туда своих сыновей. Все это означает лишь то, что мы не знаем сердца Хозяина виноградника.
Но, если бы мы могли услышать беседу Бога Отца с Его Сыном, мы, скорее всего, услышали бы удивительные вещи: «Знаешь, я попросил Своих детей позаботиться о винограднике, о Моем Творении, просил их жить праведно и любить друг друга. Но с самого начала они всё не так поняли. Они почему-то хотят присвоить то, что и так им дано, и думают, что Я требую от них что-то за свои дары, что Я хочу каких-то жертв. Мои дети хотят откупиться от Меня какими-то ничтожными жертвоприношениями. Я посылал к ним пророков, которые говорили им: “Можно ли угодить Господу тысячами овнов или потоками елея? О человек, сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом”. Я говорил им снова и снова, что Я милости хочу, а не жертвы и Боговедения более, нежели всесожжений. Они не послушали Моих пророков, и боюсь, что теперь Мне остается лишь одно — послать к ним Тебя». И Сын ответил: «Да, Отец, Я готов пойти». Возможно, все происходило каким-то подобным образом.
Мы бы, конечно, сразу же послали сонм ангелов, чтобы те жестко разобрались со злодеями на земле. Но если бы Бог захотел наказать злодеев, то среди них оказались бы и мы с вами, потому что мы тоже жили, не принимая во внимание Божий замысел о любви, милости и праведности, и были среди тех, чей грех пригвоздил Иисуса к кресту.
Но Бог ответил иначе, чем ответили бы мы. Иисус не ворвался в мир победителем, героем, который, уничтожив всех Своих врагов, «все исправил». Слава Богу за то, что после всех Своих усилий вернуть народ Израиля на истинный путь Он не поставил на нем крест, а послал в мир Своего Сына. И не для того, чтобы Сын еще раз повторил нам то, что до Него не раз говорили людям пророки, не для того, чтобы только поучать нас притчами, но чтобы воплотить долготерпение и любовь Бога Своей жизнью и Своей смертью.
Иисус знал, что черствые сердцем люди не послушают Его, как до Него не слушали Божьих пророков, и убьют. Он мог уничтожить всех их в один момент, как поступают в подобных обстоятельствах доблестные герои боевиков. Но Он пришел с миром и был убит. И даже после этого Бог сделал совсем не то, чего мы могли бы ожидать. Когда Его Сына распяли на кресте, Бог не уничтожил людей, хотя именно человеческий грех убил Иисуса. Вместо этого Бог воскресил Иисуса из мертвых, чтобы мы не были осуждены, но могли быть прощены! Он не ответил злом на зло, как ответили бы мы.
И притча Иисуса, и текст пророка Исаии свидетельствуют о бесконечном терпении Бога.
Не один век Бог давал Своему народу возможность исполнить свое предназначение: стать светом миру и благословением для всех народов. Именно с этой целью Бог взращивал Израиль — Свой виноградник. Бог заботился об Израиле не для того, чтобы тот всего лишь благоденствовал, но чтобы в этом народе нашли отражение Его святость, справедливость и праведность. Бог ожидал, что Израиль будет любить Его, установит праведные отношения с другими людьми и расскажет им о Его существовании.
Но эти ожидания Бога не осуществились. Израиль не исполнил своей миссии — жизнь иудеев не стала свидетельством миру о Боге. И Господь создал новый Израиль из тех, кто уверовал в Его Сына Иисуса Христа, — Его Церковь.
Но Церкви сегодня не надо видеть в этих историях лишь обличение Израиля. Теперь каждый из нас — часть тех историй, и вопрос в том, приносим ли мы в своей жизни тот достойный плод, которого ждет от нас Бог. В мире много несправедливости, жестокости и неправды. Как мы реагируем на все это? Бог призвал нас реагировать на жестокость не так, как нам подсказывают инстинкты или привычки, а так, как это делает Он Сам.
Наши дела должны, в общем-то, свидетельствовать о том, что наша жизнь была преображена Христом через Его смерть и воскресение. Но мы снова и снова вместо Божьего прощения и долготерпения пылаем жаждой мщения, гневом и желанием воздать злодеям всех мастей по заслугам.
Но помним ли мы, что Бог простил нам наш грех, который стал причиной смерти Иисуса на кресте? Как же мы можем не простить других людей? Даже если наша обида и поступок человека по отношению к нам очень серьезны, можем ли мы продолжать жить, горя желанием уничтожить этих злодеев?
Гораздо лучше было бы, если бы мы увидели другую возможность для них — ту, которую когда-то Бог дал нам. Наш Бог любит и прощает. И не перестает надеяться, что когда-нибудь и мы сможем стать частью Его любви: сможем заботливо ухаживать за Его творениями, любить и заботиться друг о друге. Бог всегда приглашает нас жить Его прощением. Примите Его приглашение и оставьте старое мышление. Давайте попробуем перестать приносить горькие плоды и ходить путем зла. Принесем же наконец добрый плод долготерпения и прощения!
В следующий раз, когда вам захочется «уничтожить этих злодеев», даже если они этого достойны, вспомните Бога Отца и Бога Сына, вспомните, что вместо того, чтобы прийти и уничтожить вас за ваш грех, Господь пожертвовал Собой, чтобы дать вам новую жизнь, новое сердце и еще один шанс стать Его отражением в этом мире.
Автор: Татьяна Кантарелла
Фото: gettyimages.ru