Интервью

«Приблизилось к вам Царство Небесное»

Журнал/Архив/Номер 56/«Приблизилось к вам Царство Небесное»

В гостях у журнала «Решение» — заместитель председателя Российского союза евангельских христиан-баптистов Сергей Сипко. С ним беседовала Екатерина Гуляева

«Приблизилось к вам Царство Небесное»

— Слово «миротворец» состоит из двух корней — «мир» и «творец». Как вы думаете, кто такой миротворец?

— Мир — одно из важнейших понятий Евангелия. Дело в том, что подлинный мир без Бога невозможен. Он появляется от действия Святого Духа в человеке. Апостол Павел пишет, что мир исходит от Бога и наполняет сердце верующего.

Посылая Своих учеников на проповедь, Христос наставлял их: «Заходите в дом, говорите: мир дому сему, и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш». А когда уходите из этого дома, то скажите: «Приблизилось к вам Царство Небесное». И я долго думал — почему нужно говорить: «Приблизилось царство небесное»? Что эти слова означают?

Они указывают на то, что вместе с верующими в дом ощутимо для находящихся в нем входит Божье Царство и сам Господь. Христос учил: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20. — Ред.). Но захочет ли хозяин дома войти в это царство?

Мир Божий приходит к тем, кто открывается навстречу Господу и принимает Его учеников. Именно таков главный путь христианского миротворчества — распространять «мир Божий, который превыше всякого ума» (Флп 4:7. — Ред.). Не мы его творим, но Сам Бог соединяет и примиряет нас с Собой и с другими. Но мы можем содействовать миру и установлению отношений.

О матери Августина говорили, что если она слышала о какой-нибудь ссоре между женщинами, то шла к одной и рассказывала ей все хорошее, что знала о другой. Затем шла ко второй и говорила доброе о первой. Так она содействовала их примирению.

Для нас, верующих, мир — это не просто отсутствие во йны, отсутствие видимых конфликтов. Царство Небесное начинается с внутреннего гармоничного состояния сердца. И это лишь начало, потом Царство это растет, преображая всю жизнь человека.

Когда же Царство Небесное выходит за пределы личности, оно преображает его отношения с другими людьми, побуждает человека реагировать на проблемы общества, отвечать на вызовы времени своим творчеством. Мы должны реализовать разнообразные таланты, которые в нас заложил Бог для служения другим. Живущий по Евангелию живет для Бога и для других. Этот путь открыт для каждого из нас, но мы боимся, ленимся, сомневаемся, смущаемся и не делаем этого шага — к другим людям, к миру. И поэтому Царство Небесное как внутренний мир нами познано, а как преображенный мир вокруг нас — в меньшей степени.

— Как вы считаете, почему так много в мире было (и есть) религиозных войн, в том числе и с участием христиан?

— Говорить о религиозных войнах можно много. Основная причина в том, что религиозные воззрения — это очень чувствительная область. Относясь нетактично к вере другого, мы оскорбляем человека, вызываем его враждебное отношение. Кто-то использует силу и власть, чтобы насаждать свои воззрения, кто-то еще более нетерпим — преследует и уничтожает тех, кто верит иначе. Российские баптисты последовательно утверждают принцип свободы совести для всех людей.

А вот понятие «христианская война» — это, конечно, полная бессмыслица. Христос говорит, что Царство Его не от мира сего. Законы этого Царства не предполагают войны. Утверждение царства Христа не должно осуществляться методами этого мира, поэтому, наверное, религиозные войны с участием христиан — это ошибки конкретных христиан, которые хотели достичь духовных целей методами этого мира.

В то же время христиане остаются гражданами земного отечества и, согласно своим вере и совести, принимают участие в жизни своей страны в соответствии с ее законами.

Порядок и применение силы тесно связаны друг с другом. Писание говорит, что «начальник — Божий слуга, он не напрасно носит меч». Оно открывает нам, что есть люди, на которых не действуют слова и переговоры. Их принуждает к порядку только сильная власть. Поэтому если говорить об установлении порядка, то в крайнем случае может быть применена сила. Люди делегировали государству право на насилие. Но все эти методы не годятся для церкви.

— На мой взгляд, сама мысль о том, что, убивая другого человека, можно угодить Богу, — это пережиток варварского, языческого сознания.

— Любой фанатизм страшен. Старушка, которая благочестиво подкладывала хворост в костер Яна Гуса, названная им святой простотой, чем она была лучше? Она ведь тоже думала, что тем самым искореняет зло. Фанатики думают, будто Бог одобряет жестокость. В Библии написано, что наступит такое время, когда убивающий вас будет думать, что он тем самым служит Богу.

— Подразумевает ли миротворчество компромисс?

— Стоит вспомнить слова блаженного Августина: в главном — единство, во второстепенном — свобода, а во всем — любовь. Компромисс в главном — это отказ от своего выбора, по сути отречение от себя. В народе о таком человеке говорят «ни Богу свечка, ни черту кочерга», «ни рыба, ни мясо». Во второстепенном можно идти на уступки, это помогает сохранить добрые взаимоотношения. В ситуации здорового компромисса человек не жертвует своими принципами и убеждениями. Но стоит помнить, что есть ситуации, о которых Николай Рерих сказал, что сегодня маленький компромисс, завтра маленький компромисс, а послезавтра — большой подлец.

— В России часто говорят, что показывать людям свою веру — чуть ли не грех, что она должна быть в душе. Почему?

— Мы часто слышим, что Бог должен быть спрятан в нашей душе. Такие убеждения — зачастую следствие советского времени, когда за веру сажали. Люди боялись проявлять свою веру и придумали, что она должна оставаться где-то внутри, как у тайного ученика. Но вера должна распространяться.

Библия рассказывает о двух праведниках — Лоте и Аврааме. Вера Авраама действовала за пределами его личности, и она повлияла на его семью, на потомство.

Лот тоже был человеком праведным перед Богом, но его жена погибла, зятья погибли, дочери совершили преступление, и внуки Лота стали врагами Израиля. В Писании сказано, что потомки Лота — амонитяне и моавитяне — не войдут в общество Господне. И это все говорится о жизни и потомстве человека веры. Его пример хорошо иллюстрирует состояние человека, у которого праведность — лишь в сердце. Праведность Лота принесла спасение только ему одному. Но она не распространилась ни на его дела, ни на жизнь других людей. Такой праведник сам в себе имеет мир Божий, и ему хорошо. Но в том, что происходит за пределами его личности, он не участвует.

Когда же человек оказывает влияние на окружающий мир — это жизнь Авраама или жизнь Павла. Это трудно, но интересно. Человек с миром Божьим в сердце способен восстановить ткань жизни. Помните, как Авраам практически торгуется с Богом и борется за город: «Господи, а если там есть десять праведников?» Я думаю, Бог радовался бы, если бы у каждого из нас было сердце миротворца.

Мир Авраама проистекает из его уверенности в Боге. Вот назревает конфликт между пастухами Лота и Авраама, Авраам смиренно говорит племяннику: «Выбирай ты, и если ты пойдешь налево, то я — направо». Авраам старше, опытнее, но в нем нет надменности, чувства превосходства. Я думаю, что для нас это тоже урок миротворчества.

Вот идет Иуда предавать Христа. А Христос ему говорит: «Друг, для чего ты пришел?» И ведь это не то состояние, когда человек готов растерзать предателя, но, пересиливая себя, выдавливает такие вот слова. Нет, это сердце Христа. Оно сострадает предателю как человеку, не знающему Божьей правды.

«Приблизилось к вам Царство Небесное»

— Наверное, нам невозможно достигнуть такого уровня святости?

— Тема освящения очень важна. Это наша задача, но иногда мы сосредоточены на негативе, на стремлении избавиться от каких-то негативных своих сторон. Но нужно спросить себя — это я шучу по-баптистски, конечно: я не курю, не пью, не матерюсь, а что хорошего я делаю? Какая польза от меня окружающим? Важно, чтобы через нас проявлялся Бог. Во Христе Он примирил нас с Собой. Не знаю, как это выразить правильно, чтобы богословы в меня камень не кинули. Христос просто говорит Петру: «Прокричит петух — и ты Меня предашь». Он ведь не говорит: «Войди в дом, Я тебя там закрою, чтобы ты не вышел и не предал Меня. Если ты выйдешь, то твоя биография будет испорчена». Христос не озабочен тем, чтобы Петр избежал греха, Он хочет, чтобы Петр научился любить.

— Интересный пример, ведь Петр потом горько сожалел об отречении. Помните, когда апостолы ходили с Христом, они спорили, кто из них сядет рядом с Христом? А тут вдруг такое, и уже нет мыслей о почетном месте. И начинается совсем другой поиск Христа.

— В Писании есть очень странный текст о том, что Бог всех заключил в непослушание, чтобы всех помиловать. Не нужно хвалиться своими делами. Мы заслуживаем лишь осуждения. Поэтому если говорить о миротворчестве, то, на мой взгляд, первая задача церкви — утверждать здесь и теперь Божье царство. Не царство церкви как организации, не царство деноминации или превосходство какой-то конфессии, но реальность, где царствует Господь.

Если верующих что-то не устраивает в обществе, в государстве, я обычно говорю им: вот вы и станови´тесь мэром города, руководителями организаций и учреждений. Весь мир лежит во зле, а вы делайте добро. Побеждайте зло добром. Наша задача — утверждать законы Царства Небесного и никого не осуждать.

— Поговорим о конфликтах в семье. В христианских семьях тоже много насилия, ведь так?

— Если говорить о конфликтных ситуациях, то это неотъемлемая часть нашей жизни. А вот то, как мы ведем себя в конфликте, — это другой вопрос. В конфликтной ситуации нужно услышать и понять противоположную сторону. И это трудно сделать, когда ты либо в глухой обороне, либо в активном нападении. Впрочем, часто конфликт несет терапевтическую функцию. Люди терпят-терпят, потом случается конфликт, и наступает облегчение. Высказались, все вылили. Поэтому нужно научиться слушать друг друга, делиться своими мыслями, сомнениями, страхами и болью до того, как это прорвется. Мы все разные. Нужно научиться друг друга принимать, а не пытаться переделывать. Насилие в семье бывает не только физическим, но и словесным — по очень святым, между прочим, поводам.

Если говорить о браке, то нужно смотреть во все глаза до брака, а уж в браке прикрывать их. Прощение — часть брачных отношений. Мы прощаем ради Христа, ведь Он простил нам все. Но я не думаю, что это просто: обидел, попросил прощения — и как ничего не было. Процесс исцеления занимает некоторое время. Раны должны зажить.

Если говорить о детях, то тут тоже есть времена и сроки. Есть период времени, когда ребенок полностью зависит от тебя, есть период, когда уровень его свободы возрастает, и наступает время, когда он становится полностью свободным, он сам принимает решение, как он будет жить. По крайней мере, в нашей культуре ребенок не подчинен тебе до твоей старости.

— В вашей семье есть тот, кого можно было бы назвать миротворческим центром?

— Я думаю, что в семье все должны стремиться к тому, чтобы хранить мир. Но если говорить о Писании, то эту привилегию оно отдает женщине: «Мудрая жена устроит свой дом». Мужчина — это тот, кто создает конструкцию, стены, обеспечивает семью. А атмосферу и уют в семье создает женщина.

Конечно, мужчина — священник в семье, он ответствен за то, чтобы семья призывала имя Божье, поклонялась Богу, читала Слово, а атмосфера… мне даже сложно представить, как это можно сделать без жены, без матери.

«Приблизилось к вам Царство Небесное»

— Можно ли избежать конфликтов в семье, есть ли у вас рецепты?

— Я уже сказал, что конфликты — это часть нашей жизни, и я не уверен, что их всегда надо избегать. Когда люди говорят мне, что они прожили без конфликтов, я, с одной стороны, не верю, а с другой — немного жалею их.

Если смотреть на жизнь Христа, то и Он не избегал конфликтов. Некоторые вопросы Он обострял. Где-то мы должны уклониться от конфликта, а где-то, может быть, наоборот, поставить вопрос ребром. Но нужно всегда отдавать себе отчет, зачем ты идешь на конфликт и любишь ли человека, с которым конфликтуешь.

Лучше, когда конфликт разрешается путем переговоров. Но при этом важно не переливать из пустого в порожнее, разговор нужен, чтобы понять, почему человек так себя ведет, что он думает. Повторюсь, мы разные. И еще нужно научиться делиться своими чувствами.

— Делиться чувствами? Это как?

— Зачастую мы делимся оценочными суждениями, то есть мы уже оцениваем поступок. Мы говорим: «Это плохо» или «Ты плохой». А можно сказать: «Ты это сделал, и вот что я почувствовал», «Ты сказал это, и мне было очень больно». Важно не осудить человека, а просто сказать, что его слово принесло боль. Чувства — это то, что дал нам Господь. В семье это очень важно. В обществе человек склонен демонстрировать свои лучшие качества. А семья — это та территория, где ты остаешься таким как есть.

— Царство Небесное — это и есть тот новый мир, который Господь дает человеку?

— Известны слова Серафима Саровского: «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи». Они точно отражают евангельское учение о распространении Царства Господа. Царство Небесное — это не какая-то богословская формула или принятое только разумом учение. Оно реально возникает и начинает распространяться там, где ученики Христа готовы жить в присутствии Господа, молиться, читать Его Слово. В этом содержится принцип благовестия, который оставил нам Господь. Мы входим в это Царство, искренне веруя словам Христа и учению Библии.

 

Фото: из личного архива Евгении Сипко


Работает на Cornerstone