В гостях у журнала «Решение» — заместитель председателя Российского союза евангельских христиан-баптистов Сергей Сипко. С ним беседовала Екатерина Гуляева
— Слово «миротворец» состоит из двух корней — «мир» и «творец». Как вы думаете, кто такой миротворец?
— Мир — одно из важнейших понятий Евангелия. Дело в том, что подлинный мир без Бога невозможен. Он появляется от действия Святого Духа в человеке. Апостол Павел пишет, что мир исходит от Бога и наполняет сердце верующего.
Посылая Своих учеников на проповедь, Христос наставлял их: «Заходите в дом, говорите: мир дому сему, и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш». А когда уходите из этого дома, то скажите: «Приблизилось к вам Царство Небесное». И я долго думал — почему нужно говорить: «Приблизилось царство небесное»? Что эти слова означают?
Они указывают на то, что вместе с верующими в дом ощутимо для находящихся в нем входит Божье Царство и сам Господь. Христос учил: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20. — Ред.). Но захочет ли хозяин дома войти в это царство?
Мир Божий приходит к тем, кто открывается навстречу Господу и принимает Его учеников. Именно таков главный путь христианского миротворчества — распространять «мир Божий, который превыше всякого ума» (Флп 4:7. — Ред.). Не мы его творим, но Сам Бог соединяет и примиряет нас с Собой и с другими. Но мы можем содействовать миру и установлению отношений.
О матери Августина говорили, что если она слышала о какой-нибудь ссоре между женщинами, то шла к одной и рассказывала ей все хорошее, что знала о другой. Затем шла ко второй и говорила доброе о первой. Так она содействовала их примирению.
Для нас, верующих, мир — это не просто отсутствие во йны, отсутствие видимых конфликтов. Царство Небесное начинается с внутреннего гармоничного состояния сердца. И это лишь начало, потом Царство это растет, преображая всю жизнь человека.
Когда же Царство Небесное выходит за пределы личности, оно преображает его отношения с другими людьми, побуждает человека реагировать на проблемы общества, отвечать на вызовы времени своим творчеством. Мы должны реализовать разнообразные таланты, которые в нас заложил Бог для служения другим. Живущий по Евангелию живет для Бога и для других. Этот путь открыт для каждого из нас, но мы боимся, ленимся, сомневаемся, смущаемся и не делаем этого шага — к другим людям, к миру. И поэтому Царство Небесное как внутренний мир нами познано, а как преображенный мир вокруг нас — в меньшей степени.
— Как вы считаете, почему так много в мире было (и есть) религиозных войн, в том числе и с участием христиан?
— Говорить о религиозных войнах можно много. Основная причина в том, что религиозные воззрения — это очень чувствительная область. Относясь нетактично к вере другого, мы оскорбляем человека, вызываем его враждебное отношение. Кто-то использует силу и власть, чтобы насаждать свои воззрения, кто-то еще более нетерпим — преследует и уничтожает тех, кто верит иначе. Российские баптисты последовательно утверждают принцип свободы совести для всех людей.
А вот понятие «христианская война» — это, конечно, полная бессмыслица. Христос говорит, что Царство Его не от мира сего. Законы этого Царства не предполагают войны. Утверждение царства Христа не должно осуществляться методами этого мира, поэтому, наверное, религиозные войны с участием христиан — это ошибки конкретных христиан, которые хотели достичь духовных целей методами этого мира.
В то же время христиане остаются гражданами земного отечества и, согласно своим вере и совести, принимают участие в жизни своей страны в соответствии с ее законами.
Порядок и применение силы тесно связаны друг с другом. Писание говорит, что «начальник — Божий слуга, он не напрасно носит меч». Оно открывает нам, что есть люди, на которых не действуют слова и переговоры. Их принуждает к порядку только сильная власть. Поэтому если говорить об установлении порядка, то в крайнем случае может быть применена сила. Люди делегировали государству право на насилие. Но все эти методы не годятся для церкви.
— На мой взгляд, сама мысль о том, что, убивая другого человека, можно угодить Богу, — это пережиток варварского, языческого сознания.
— Любой фанатизм страшен. Старушка, которая благочестиво подкладывала хворост в костер Яна Гуса, названная им святой простотой, чем она была лучше? Она ведь тоже думала, что тем самым искореняет зло. Фанатики думают, будто Бог одобряет жестокость. В Библии написано, что наступит такое время, когда убивающий вас будет думать, что он тем самым служит Богу.
— Подразумевает ли миротворчество компромисс?
— Стоит вспомнить слова блаженного Августина: в главном — единство, во второстепенном — свобода, а во всем — любовь. Компромисс в главном — это отказ от своего выбора, по сути отречение от себя. В народе о таком человеке говорят «ни Богу свечка, ни черту кочерга», «ни рыба, ни мясо». Во второстепенном можно идти на уступки, это помогает сохранить добрые взаимоотношения. В ситуации здорового компромисса человек не жертвует своими принципами и убеждениями. Но стоит помнить, что есть ситуации, о которых Николай Рерих сказал, что сегодня маленький компромисс, завтра маленький компромисс, а послезавтра — большой подлец.
— В России часто говорят, что показывать людям свою веру — чуть ли не грех, что она должна быть в душе. Почему?
— Мы часто слышим, что Бог должен быть спрятан в нашей душе. Такие убеждения — зачастую следствие советского времени, когда за веру сажали. Люди боялись проявлять свою веру и придумали, что она должна оставаться где-то внутри, как у тайного ученика. Но вера должна распространяться.
Библия рассказывает о двух праведниках — Лоте и Аврааме. Вера Авраама действовала за пределами его личности, и она повлияла на его семью, на потомство.
Лот тоже был человеком праведным перед Богом, но его жена погибла, зятья погибли, дочери совершили преступление, и внуки Лота стали врагами Израиля. В Писании сказано, что потомки Лота — амонитяне и моавитяне — не войдут в общество Господне. И это все говорится о жизни и потомстве человека веры. Его пример хорошо иллюстрирует состояние человека, у которого праведность — лишь в сердце. Праведность Лота принесла спасение только ему одному. Но она не распространилась ни на его дела, ни на жизнь других людей. Такой праведник сам в себе имеет мир Божий, и ему хорошо. Но в том, что происходит за пределами его личности, он не участвует.
Когда же человек оказывает влияние на окружающий мир — это жизнь Авраама или жизнь Павла. Это трудно, но интересно. Человек с миром Божьим в сердце способен восстановить ткань жизни. Помните, как Авраам практически торгуется с Богом и борется за город: «Господи, а если там есть десять праведников?» Я думаю, Бог радовался бы, если бы у каждого из нас было сердце миротворца.
Мир Авраама проистекает из его уверенности в Боге. Вот назревает конфликт между пастухами Лота и Авраама, Авраам смиренно говорит племяннику: «Выбирай ты, и если ты пойдешь налево, то я — направо». Авраам старше, опытнее, но в нем нет надменности, чувства превосходства. Я думаю, что для нас это тоже урок миротворчества.
Вот идет Иуда предавать Христа. А Христос ему говорит: «Друг, для чего ты пришел?» И ведь это не то состояние, когда человек готов растерзать предателя, но, пересиливая себя, выдавливает такие вот слова. Нет, это сердце Христа. Оно сострадает предателю как человеку, не знающему Божьей правды.
— Наверное, нам невозможно достигнуть такого уровня святости?
— Тема освящения очень важна. Это наша задача, но иногда мы сосредоточены на негативе, на стремлении избавиться от каких-то негативных своих сторон. Но нужно спросить себя — это я шучу по-баптистски, конечно: я не курю, не пью, не матерюсь, а что хорошего я делаю? Какая польза от меня окружающим? Важно, чтобы через нас проявлялся Бог. Во Христе Он примирил нас с Собой. Не знаю, как это выразить правильно, чтобы богословы в меня камень не кинули. Христос просто говорит Петру: «Прокричит петух — и ты Меня предашь». Он ведь не говорит: «Войди в дом, Я тебя там закрою, чтобы ты не вышел и не предал Меня. Если ты выйдешь, то твоя биография будет испорчена». Христос не озабочен тем, чтобы Петр избежал греха, Он хочет, чтобы Петр научился любить.
— Интересный пример, ведь Петр потом горько сожалел об отречении. Помните, когда апостолы ходили с Христом, они спорили, кто из них сядет рядом с Христом? А тут вдруг такое, и уже нет мыслей о почетном месте. И начинается совсем другой поиск Христа.
— В Писании есть очень странный текст о том, что Бог всех заключил в непослушание, чтобы всех помиловать. Не нужно хвалиться своими делами. Мы заслуживаем лишь осуждения. Поэтому если говорить о миротворчестве, то, на мой взгляд, первая задача церкви — утверждать здесь и теперь Божье царство. Не царство церкви как организации, не царство деноминации или превосходство какой-то конфессии, но реальность, где царствует Господь.
Если верующих что-то не устраивает в обществе, в государстве, я обычно говорю им: вот вы и станови´тесь мэром города, руководителями организаций и учреждений. Весь мир лежит во зле, а вы делайте добро. Побеждайте зло добром. Наша задача — утверждать законы Царства Небесного и никого не осуждать.
— Поговорим о конфликтах в семье. В христианских семьях тоже много насилия, ведь так?
— Если говорить о конфликтных ситуациях, то это неотъемлемая часть нашей жизни. А вот то, как мы ведем себя в конфликте, — это другой вопрос. В конфликтной ситуации нужно услышать и понять противоположную сторону. И это трудно сделать, когда ты либо в глухой обороне, либо в активном нападении. Впрочем, часто конфликт несет терапевтическую функцию. Люди терпят-терпят, потом случается конфликт, и наступает облегчение. Высказались, все вылили. Поэтому нужно научиться слушать друг друга, делиться своими мыслями, сомнениями, страхами и болью до того, как это прорвется. Мы все разные. Нужно научиться друг друга принимать, а не пытаться переделывать. Насилие в семье бывает не только физическим, но и словесным — по очень святым, между прочим, поводам.
Если говорить о браке, то нужно смотреть во все глаза до брака, а уж в браке прикрывать их. Прощение — часть брачных отношений. Мы прощаем ради Христа, ведь Он простил нам все. Но я не думаю, что это просто: обидел, попросил прощения — и как ничего не было. Процесс исцеления занимает некоторое время. Раны должны зажить.
Если говорить о детях, то тут тоже есть времена и сроки. Есть период времени, когда ребенок полностью зависит от тебя, есть период, когда уровень его свободы возрастает, и наступает время, когда он становится полностью свободным, он сам принимает решение, как он будет жить. По крайней мере, в нашей культуре ребенок не подчинен тебе до твоей старости.
— В вашей семье есть тот, кого можно было бы назвать миротворческим центром?
— Я думаю, что в семье все должны стремиться к тому, чтобы хранить мир. Но если говорить о Писании, то эту привилегию оно отдает женщине: «Мудрая жена устроит свой дом». Мужчина — это тот, кто создает конструкцию, стены, обеспечивает семью. А атмосферу и уют в семье создает женщина.
Конечно, мужчина — священник в семье, он ответствен за то, чтобы семья призывала имя Божье, поклонялась Богу, читала Слово, а атмосфера… мне даже сложно представить, как это можно сделать без жены, без матери.
— Можно ли избежать конфликтов в семье, есть ли у вас рецепты?
— Я уже сказал, что конфликты — это часть нашей жизни, и я не уверен, что их всегда надо избегать. Когда люди говорят мне, что они прожили без конфликтов, я, с одной стороны, не верю, а с другой — немного жалею их.
Если смотреть на жизнь Христа, то и Он не избегал конфликтов. Некоторые вопросы Он обострял. Где-то мы должны уклониться от конфликта, а где-то, может быть, наоборот, поставить вопрос ребром. Но нужно всегда отдавать себе отчет, зачем ты идешь на конфликт и любишь ли человека, с которым конфликтуешь.
Лучше, когда конфликт разрешается путем переговоров. Но при этом важно не переливать из пустого в порожнее, разговор нужен, чтобы понять, почему человек так себя ведет, что он думает. Повторюсь, мы разные. И еще нужно научиться делиться своими чувствами.
— Делиться чувствами? Это как?
— Зачастую мы делимся оценочными суждениями, то есть мы уже оцениваем поступок. Мы говорим: «Это плохо» или «Ты плохой». А можно сказать: «Ты это сделал, и вот что я почувствовал», «Ты сказал это, и мне было очень больно». Важно не осудить человека, а просто сказать, что его слово принесло боль. Чувства — это то, что дал нам Господь. В семье это очень важно. В обществе человек склонен демонстрировать свои лучшие качества. А семья — это та территория, где ты остаешься таким как есть.
— Царство Небесное — это и есть тот новый мир, который Господь дает человеку?
— Известны слова Серафима Саровского: «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи». Они точно отражают евангельское учение о распространении Царства Господа. Царство Небесное — это не какая-то богословская формула или принятое только разумом учение. Оно реально возникает и начинает распространяться там, где ученики Христа готовы жить в присутствии Господа, молиться, читать Его Слово. В этом содержится принцип благовестия, который оставил нам Господь. Мы входим в это Царство, искренне веруя словам Христа и учению Библии.
Фото: из личного архива Евгении Сипко