Тема

Певец моря

Ирина Языкова

А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой.

М. Лермонтов «Парус»

 

Певец моряХождение по водам, 1888 год

Признание к Айвазовскому пришло рано, еще в студенческие годы, его картины всегда принимались публикой восторженно, а критикой — с большим одобрением. И у коллег-художников он также сумел снискать уважение: Иван Крамской утверждал, что Айвазовский — звезда первой величины, и не только у нас, а в истории искусства вообще, а великий английский пейзажист Уильям Тёрнер посвятил ему стихотворение и назвал гением. И до сих пор Айвазовский считается непревзойденным художником-маринистом. Но, изображая море, живописец немало размышлял и над тем, что эта стихия, созданная Богом, является и символом человеческой жизни (житейское море), и средством Божьего гнева (воды потопа), и источником красоты и вдохновения, глядя на которую невозможно не воскликнуть: «Как величественны дела Твои, Господи, все премудростью Ты сотворил» (Пс 103:24).

Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии в семье армянского предпринимателя. Но отец разорился, и семья жила в бедности. Иван был третьим сыном у родителей. И от других детей отличался тем, что любил рисовать с ранних лет. Рисовал он на всем, что попадалось под руку: не только на бумаге, но и на заборах, домах и даже на песке. Однажды его рисунки увидел губернатор Феодосии граф Александр Казначеев. Он был настолько поражен талантом мальчика, что потребовал разыскать его и в знак поощрения подарил Ивану Гайвазовскому (первая буква фамилии была убрана гораздо позднее) ящик акварельных красок и хорошую рисовальную бумагу. Кроме того, Казначеев отправил мальчика учиться в Симферопольскую гимназию вместе со своим сыном. И хлопотами того же губернатора в 1833 году Айвазовский поехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. С 1833-го по 1839 год он учился у лучших профессоров в пейзажном классе.

Певец моряПортрет И. Айвазовского, К. Маковский

В 1835 году на академической выставке появилась первая картина Айвазовского, «Этюд воздуха над морем» и сразу же получила одобрение критики. В 1837 году за три работы с морскими видами его награждают большой золотой медалью академии.

Молодого выпускника академии отправляют в Крым с заданием написать ряд пейзажей с крымскими городами. Там он познакомился с Корниловым, Лазаревым, Нахимовым — будущими прославленными флотоводцами. Смелость и отвага, проявленные Айвазовским в боевой обстановке во время десанта в Субаше, вызвали к художнику симпатии среди моряков. А крымские работы художника, представленные на выставке в Академии художеств, имели большой успех.

В Петербурге Айвазовский сближается с замечательными деятелями русской культуры — Карлом Брюлловым, Михаилом Глинкой, Василием Жуковским, Иваном Крыловым, а путешествии по Италии в 1840 году он знакомится с Николаем Гоголем и художником Александром Ивановым.

В Италии художник много и плодотворно работает, изучает классическое искусство. В Риме и других европейских городах проходят успешные выставки его работ. Парижская академия награждает его золотой медалью. По возвращении в Россию Айвазовский получает звание академика. Как художник Главного морского штаба он принимает участие в ряде военных операций, создает картины с батальными сценами. Одним из самых известных произведений стала картина «Чесменский бой», написанная в 1848 году.

Певец моряКораблекрушение, 1884 год

Морская тема — а море он полюбил с самого рождения в родной Феодосии — становится его главной темой, и в ней он не знает себе равных. Море предстает у Айвазовского символом природной стихии, и художник хочет показать всю красоту и ужас этой могучей силы. Но он не удовлетворяется простой фиксацией натуры, какой бы прекрасной она ни была. «Живописец, только копирующий природу, — говорил он, — становится ее рабом. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Художник должен запоминать их: сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью».

При этом, как глубоко верующий человек, Айвазовский умел увидеть в окружающем мире Божественное присутствие, потому в его картинах мы видим не только удивительную красоту, но и глубокий смысл. Всмотримся в одну из самых известных картин Айвазовского «Девятый вал», написанную в 1850 году. Художник изобразил раннее утро после ночной бури, которая еще до конца не стихла. Первые лучи солнца освещают бушующее море с огромными волнами, накатывающими одна за другой, и в море — горстка людей, спасшихся после кораблекрушения. Казалось бы, здесь торжествует слепая сила стихии, и человек бессилен перед ней, он как щепка в этом страшном водовороте. Но приглядитесь: мачта, за которую уцепились несчастные люди, имеет форму креста. И это уже знак надежды! А в небе брезжит рассвет, восходит солнце. Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления, наоборот, она полна света и воздуха, пронизана лучами восходящего солнца, сообщающими ей оптимистический характер.

Помимо этого у Айвазовского немало картин и прямо на религиозные темы: «Сотворение мира», «Всемирный потоп», «Сошествие Ноя с Арарата», «Переход евреев через Красное море», «Хождение по водам», «Моление о чаше», «Крещение армянского народа» и др.

Во время своего пребывания в Италии Айвазовский создал картину «Хаос. Сотворение мира», которая произвела такой фурор, что была приобретена Римским папой, наградившим художника золотой медалью.

Во многих картинах Айвазовский как бы дает только намек на евангельский сюжет, но этот намек легко угадывается. Так, на картине «В бурю» мы видим лодку, полную людей, плывущую по бушующему морю. И волны кидают эту лодку из стороны в сторону, и она вот-вот перевернется и потонет. Разве не напоминает эта картина известный сюжет об апостолах, испугавшихся бури в Галилейском море, в то время как Иисус спал в лодке? Но мы знаем, что, когда Он встал и запретил ветру, море утихло. И в этой картине зритель ощущает как бы предчувствие чуда: человек на корме протянул руку, и в следующий момент море усмирится.

Певец моряПереход евреев через Красное море, 1891 год

Картина «Хождение по водам» 1888 года прямо иллюстрирует эпизод из Евангелия, когда во время бури Христос пришел по водам к апостолам, находившимся в лодке, и Петр шагнул Ему навстречу. Сияющая фигура Иисуса на фоне темной стихии бушующего моря — и Петр, идущий навстречу Спасителю с протянутыми руками. Мы видим его сзади, но понимаем, что, если он отведет взор от Христа, сразу же начнет тонуть. И тогда прозвучат слова Спасителя: «Зачем ты усомнился, маловерный!» Айвазовскому удалось здесь передать не только состояние моря, в чем он был великий мастер, но и внутреннее состояние человека: ужас апостолов, зыбкую, но дерзновенную веру Петра.

Айвазовский оставил след в истории не только как талантливый живописец, но и как меценат и благотворитель. Благодаря популярности своих работ он скопил немалый капитал и щедро распоряжался им для благотворительных целей. На его деньги было выстроено здание Археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города. У него постоянно были ученики, многих он обучал бесплатно. Из его феодосийской мастерской вышло немало известных художников — Куинджи, Лагорио, Богаевский.

Умер Иван Константинович Айвазовский 19 апреля 1900 года в возрасте 82 лет. Он работал до последнего дня. На мольберте осталась стоять недописанная картина. А всего он создал почти шесть тысяч полотен.

 

Автор: Ирина Языкова
Фото: wikiart.org

Работает на Cornerstone