Беседа Иисуса Христа с учениками в иерусалимской горнице накануне Его восхождения на Голгофу носила характер прощальный и завещательный.
В библейские времена существовал укоренившийся обычай — при расставании с кем-либо произносилась фраза: «Иди с миром» (см.: 1 Цар 1:18; 29:7; Иак 2:16). Следуя иудейскому обычаю, Христос, расставаясь со Своими учениками, тоже говорит о мире: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин 14:27). Являются ли эти слова просто обычным добрым пожеланием? Или же в них сокрыто нечто гораздо большее? Вместе с часто употребляемыми на Востоке словами Иисус непосредственно передает ученикам особое внутреннее состояние — мир, исходящий от Него лично.
Кто-то может подумать, что мир Христа — это состояние некой абсолютной безмятежности, отсутствие всякой борьбы, напряженного труда. Ну что-то вроде приятной эйфории или сладкого сна. Учеников Христа ожидало отнюдь не безмятежное будущее. И они смутно предчувствовали это, на их лицах лежала тень смущения, страха и печали. Хорошо зная настроение учеников, Иисус к словам о мире добавляет: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин 14:27).
Впереди учеников ожидали трудные времена напастей, притеснений и непрестанной борьбы. Но мир, дарованный Христом, поможет им сохранять спокойствие, уравновешенность и внутреннюю гармонию во всех обстоятельствах жизни и служения. У Мартина Лютера есть такое определение Церкви: «Церковь есть сообщество тех, кто будет гоним и мучим за Евангелие». «Если Меня гнали, будут гнать и вас…» — предупреждал Христос учеников (Ин 15:20).
Иисус не имел дома, постоянно сталкивался с враждой, злобой, оскорблениями. Ученик призван разделить судьбу Учителя. Первым христианам досаждают иудейские фанатики, на них восстают язычники. Но посреди всех этих житейских и духовных невзгод верный Христу ученик пребывает в состоянии внутреннего мира и покоя. «А входим в покой мы уверовавшие…» (Евр 4:3) — утверждает апостол Павел. Покой и мир христианина основаны прежде всего на примирении с Богом, на уверенности в том, что его грехи и беззакония понес на Себе Иисус. Сын Божий Своей добровольной жертвой устранил преграду между Богом и человеком. Бог для искренне уверовавшего человека становится не Судьей, а близким, любящим Отцом.
Непомерный груз повседневных забот обычно тяготит душу и выводит человека из состояния равновесия. Как сохранить душу в покое? «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, — советует Слово Божье, — и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп 4:6–7). Заметим: апостол Павел не говорит, что все ваши желания будут непременно исполнены Богом, но ваш внутренний человек придет в состояние покоя. Почему? Потому что ниспосланный Богом мир превыше всякого ума. Но что это значит? Усиленная работа ума, взвешивающая все за и против, может принести дополнительные переживания и беспокойства. Ум будет напряженно изобретать чисто рациональные, логические выходы из тупиковых ситуаций и кризисов. Но есть сила, превосходящая силу, способности и возможности ума. Это мир Божий, мир Христа. Он поможет человеку стоять на твердом фундаменте Божьих обетований.
Ниспосылая Свой мир ученикам, Христос обращает их внимание на то, что Его мир несравним и кардинально отличается от того, что предлагает мир, не знающий Бога, для утешения и успокоения. Средства мира направлены в основном на плоть или на психоэмоциональную сферу личности. Алкоголь, наркотики, сомнительные развлечения разного рода и другие средства могут принести некое забвение проблем, иллюзорное успокоение, но они временны и вредоносны для бессмертной души человека. Прибегая к мирским источникам, человек попадает в плен лжи, суеты и греха. Такой путь ведет не к разрешению проблем, а к умножению и усложнению их и в конечном счете к еще большим тревогам и жизненным тупикам.
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…» — призывает Христос (Мф 11:28). Мир и покой — у ног Христа. Божий призыв к обретению подлинного мира имеет две составляющие, обозначенные двумя глаголами в повелительном наклонении. Первая — придите к Иисусу с верой и раскаянием в греховности. Вторая — возьмите иго Христа. Выполнив эти два условия, вы «найдете покой душам вашим» (Мф 11:29). На первый взгляд, странное, парадоксальное заявление. Как это — нести иго, бремя и в то же время пребывать в мире и покое? Ведь иго и бремя неизменно связаны с жизненными тяготами. Но Христос уточняет: «…ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф 11:30). Иго и бремя Христа могут быть сопряжены с лишениями и невзгодами, но они несут таинственный внутренний мир, неизъяснимую внутреннюю свободу и покой. Взять иго Христа — значит принять участие в Его деле, стать Его соработником. Бог спасает душу не только от греха и вечного осуждения, но и для выполнения Его замысла и Его целей через конкретного человека.
В Палестине ярмо для волов изготавливали самым тщательным образом. Шею вола многократно измеряли, и ярмо подгонялось так, чтобы вол не получил никакого повреждения и не испытывал дискомфорта. Существует древнее предание, что Иисус, работая в мастерской плотника Иосифа, мастерил наилучшие ярма во всей Галилее. Владельцы волов шли отовсюду в эту плотницкую мастерскую ради искусно сделанного ярма.
Над иудеями довлело иго закона. Свод многочисленных мелочных предписаний сковывал личную свободу человека. Иисус же предложил заменить его на бремя благодати, основанное на сердечной любви к Богу и к ближнему. Благодатью Божьей человек несет взятое им бремя с миром в душе, радостью и терпением. «Мое бремя становится моей песней», — гласит поговорка. Иго и бремя Христа индивидуальны. Но Бог не посылает испытаний сверх сил.
Однако мир Христов дан нам не только для нашего личного блага, успокоения и ободрения. Всякий последователь Иисуса Христа призван быть носителем и посланником мира. Отправляя 70 учеников на проповедь Евангелия, Христос повелевает им начинать проповедь со слов: «Мир дому сему!» (Лк 10:5). И опять же, это не просто общепринятое, формальное приветствие. Это особая часть и, можно сказать, сущность евангельского провозвестия. Выражение «Мир дому сему», обращенное к людям в силе Духа Святого, означает Божье посещение. Мир Божий намного сильнее, действеннее психологических, эмоциональных и социальных факторов. В атмосферу, раздробленную грехом, он приносит животворную силу Божьей любви, которая «не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1 Кор 13:5). Мир Христа изливается из одного сердечного сосуда в другой.
«Стяжай внутри себя дух мирный, и вокруг тебя спасутся тысячи» — это замечание известного христианского подвижника Серафима Саровского говорит о благотворном, спасительном влиянии на окружающих человека, в котором пребывает мир Христа.
Автор: Владимир Попов
Фото: gettyimages.ru