Тема

«Что есть человек…»

Лидия Маянц
Журнал/Архив/Номер 56/«Что есть человек…»

«…что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями»

Пс 8:5–9

«Что есть человек…»

И в самом деле, что есть человек? Что отличает его от всех остальных существ, живущих на земле? Почему Бог возлюбил его такой сильной любовью, что умер за него на кресте?

Человек — существо уникальное. Помимо «праха земного» (тех элементов, из которых состоит весь материальный мир) и «живой души», присущей большинству животных, в нем есть нечто совершенно удивительное — божественное начало. При сотворении человека Бог вложил в него «дыхание жизни», частичку Самого Себя, наделил его Своим образом (см.: Быт 2:7).

Так же, как и его Создатель, человек имеет разум и свободную волю. Он способен творить и любить, принимать решения, делать выбор. Это дает ему возможность быть соработником Бога и Его сотворцом, вместе с Ним участвовать в преображении мира.

Бог ставит человека царем над всем материальным миром (см.: Быт 1:26, 28). Он наделяет его властью «над рыбами морскими… и над птицами небесными… и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт 1:28). В знак этой власти Он поручает ему наречь им имена (см.: Быт 2:19–20). Ведь наречение имени в древности означало познание сущности того, кому оно дается.

Царская власть, врученная человеку Богом, как нельзя лучше соответствует его призванию. По своей природе человек причастен всему живому, а его духовная составляющая делает его сыном Божьим по благодати, наследником небесного царства во Христе (см.: Еф 1:11).

Человек является посредником между Богом, который есть Дух (см.: Ин 4:24), и Его материальным творением. Через него Бог действует в нашем мире. Через него Он передает в творение Свою благодать, без которой ничто живое существовать не может.

Бог поручает человеку с любовью «возделывать» (преображать) материальный мир и «хранить» его (беречь, сохранять) (см.: Быт 2:15).

Материальный мир неразрывно связан с человеком. «Мир следует за человеком, потому что он есть как бы природа человека…»* Поэтому человек несет за него ответственность.

Однако в результате грехопадения человек от этой ответственности отказался. Он разорвал связь с Богом, снял с себя царскую корону и из царя материального мира сделался его рабом. Подчинившись власти зла, он подчинил ему не только самого себя, но и все творение. Потому-то «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим 8:22), что исчезла гармония, существовавшая когда-то на земле, и «весь мир лежит во зле» (1 Ин 5:19).

Но мы верим, что господству зла когда-нибудь придет конец. В Писании сказано, что «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих… в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим 8: 19–21).

В ветхозаветных пророчествах эти надежды связывались с приходом в мир истинного Царя, того самого Царя царей, по образу которого был сотворен человек (см.: Иез 37:24). Пророки предрекали, что в Его царствование в мире исчезнет зло (см.: Ис 25:6–8) и полностью восстановится гармония: «…корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис 11: 7–8).

Эти пророчества исполнились. В наш земной мир пришел Господь Ии сус Христос. Он сделал то, что не смог сделать первородный Адам: победил зло и стал нашим истинным Царем, милостивым посредником между человеком и Богом.

Но, как мы видим, освобождения от «рабства тлению» (Рим 8:21) пока не произошло. Потому что его невозможно осуществить без участия человека. Человечество же еще не вошло в полной мере в победу Христа.

Тем не менее мы надеемся на грядущее преображение мира. Ведь «мы спасены в надежде» (Рим 8:24), «а надежда не постыжает» (Рим 5:5).

Из тьмы «мира сего» уже пробиваются на свет ростки нового, преображенного мира. Попытаемся же увидеть их внутренним духовным зрением:

«Смотреть на мир сердечными очами
И зрить его таким, как видишь Ты,
Избавленным от скорби и печали,
В сиянии любви и чистоты.
Уже идет его преображенье
С минуты той, как Ты взошел на крест.
И с Богом совершилось примиренье.
И, все Собой исполнив, Ты воскрес».

* Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви: Догматическое богословие. — М., 1991. С. 241.

 

Автор: Лидия Маянц
Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone