Репортаж

В краю непуганых бесов

Анатолий Пчелинцев
Журнал/Архив/Номер 54/В краю непуганых бесов

"Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут." 

Иак 2:19

В краю непуганых бесов

На левом берегу обмелевшей реки Сейм, что в Курской области, расположен неприметный поселок городского типа Солнцево. Серость, непролазная в распутицу грязь и опасность свалиться ночью из-за отсутствия фонарей в придорожную канаву.

Посетив хоть раз эти места, трудно избавиться от противоречивого и удручающего впечатления о жизни русской глубинки. Здесь многие скорее выживают, чем живут. Мукомольный завод обеспечивает работой лишь самую малую часть населения поселка. Безработица, бытовой криминал, пьянство, безысходность и отсутствие перспективы. Православного храма здесь нет, а христианство находится в зачаточном состоянии и иногда выражается весьма причудливо. Местные старожилы рассказывали, что пару раз в поселок из Курска привозили чудотворную икону, и всех жителей приглашали на площадь. Пионеры вставали под барабанный бой в почетный караул, а военный комиссар призывал помолиться Богу, после чего народ подходил и целовал икону. Парадоксальное смешение православных и коммунистических традиций, которое редко встретишь в больших городах, здесь имеет реально ощутимые сюрреалистические формы.

В краю непуганых бесов

Одновременно в поселке водятся доморощенные экстрасенсы и гадалки, к которым местные жители нередко захаживают. По этой причине один из блогеров назвал район краем непуганых бесов. Сказано, возможно, резко, но суть схвачена точно.

Поселок и деревни вокруг него вымирают, а у молодежи нет никакой работы. Поэтому многие по окончании школы и ПТУ стараются уехать в областной центр, а то и в Москву.

В Солнцеве с недавних пор зарегистрирована и действует евангельская церковь «Живой источник». Основателем и подвижником общины стала миссионер Любовь Каратаева, однажды по зову сердца приехавшая в эти края. Думала, ненадолго, но слишком много оказалось работы. Община начала потихоньку расти и распространять свое влияние. Несколько уже немолодых мужчин, покаявшихся и принявших Христа, сумели избавиться от алкогольной зависимости и начали новую жизнь в мире, любви и радости. Они стали для местных живым свидетельством того, что могут сделать с человеком искренняя вера и следование заповедям Господним. О церкви пошла добрая молва как в поселке, так и в районе.

Но я никогда не узнал бы об этом местечке, если бы не обстоятельства, вынудившие меня приехать в Солнцево в конце 2006 года. В двухэтажном здании общины «Живой источник» хулиганы разбили окна, а спустя несколько дней ночью в помещении был устроен погром. Вандалы изуродовали зал для служений и комнату воскресной школы, опять разбили окна, поломали кресла и столы; со стен были сорваны и растоптаны плакаты с христианской символикой, разбиты светильники, порвано и разбросано по полу более десятка Библий. Были похищены и музыкальные инструменты — две электрогитары, динамики и микрофоны, а ударные порезаны ножом. Напоследок злоумышленники поглумились: устроили в центре зала для богослужений туалет.

Прихожане приводили помещение церкви в порядок. Впрочем, следы погрома были повсюду. На мой вопрос: «Вызывались ли на место происшествия сотрудники милиции?» последовал утвердительный ответ. Однако несмотря на то, что факт нападения на церковь имел место более недели назад, уголовное дело по непонятным причинам возбуждено не было.

После осмотра я в присутствии пастора провел встречу с несколькими учениками и их родителями, которые были членами этой общины. Ребята ходили в местную школу, они-то и рассказали мне о событиях, предшествовавших погрому. В частности, они сообщили, что незадолго до этого акта вандализма всех учащихся местных школ, а также ПТУ в обязательном порядке и без объяснения причин собрали в актовом зале школы поселка. Ученикам объявили, что состоятся богослужение и лекция по основам православной культуры, которую прочтет священник — сотрудник миссионерского отдела Курской и Рыльской епархии РПЦ, приехавший в Солнцево из областного центра в сопровождении двух духовных лиц.

В лекции, которую я прослушал в записи, поначалу не было ничего особенного, но ближе к концу лекции священник заявил, что православие является единственно истинной религией на земле, а все остальные по своей сути ложны и безблагодатны, и принялся спрашивать у детей: являются ли баптисты, пятидесятники и адвентисты сектантами и можно ли к ним ходить? И получив отрицательные ответы, удовлетворился. Ребята рассказали, что потом по рядам пошли листовки «Кто такие пятидесятники?», в которых давалась исключительно уничижительная характеристика этого евангельского направления. Закончилась лекция призывом «отобрать у сектантов Библию». Продолжалось все это почти два часа.

Таким образом, между этим культмероприятием и погромом в церкви просматривалась прямая причинно-следственная связь. Слишком уж провокационными были высказывания и призывы православного клирика. Следует заметить, что после отъезда православных миссионеров некоторые селяне, не имеющие никакого отношения к церкви «Живой источник», советовали членам общины получше охранять дом молитвы. Однако последние делать ничего не стали.

Сразу после погрома пастор подал заявление в местное отделение внутренних дел — по факту хищения церковного имущества. Было и второе заявление, в котором члены церкви «Живой источник» уличали представителя миссионерского отдела Курской и Рыльской епархии РПЦ в разжигании межрелигиозной вражды и розни (статья 282 Уголовного кодекса). Любовь Каратаева, в свою очередь, направила директору местной школы письмо, в котором она писала, что руководство школы грубо нарушило законодательный запрет на вовлечение школьников в религиозные объединения вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих, что были нарушены также положения закона, предписывающие соблюдать светский характер в государственных и муниципальных образовательных учреждениях: собрание проходило в школе и носило однозначно религиозный характер. Дети верующих евангельской церкви «Живой источник» тоже присутствовали на собрании и были серьезно напуганы происходящим — дома-то их учат любви и уважительному отношению ко всем окружающим, не разделяя людей на представителей «правильной» и «неправильной» веры, «хороших» и «плохих» верующих.

Так как верующие сельчане считали, что руководство школы нарушило закон о свободе совести, а прокуратура и милиция проявляли пассивность, я решил посетить все эти учреждения и разобраться в ситуации.

Начал я с прокуратуры. Прокурор был на месте и принял меня без задержек. Как выяснилось, о случившемся погроме и хищении в церкви он неплохо осведомлен. Однако, со слов прокурора, он ничего не предпринимал, поскольку это была банальная кража и ею должна заниматься милиция. Что же касается лекции православного священника, то, по его, прокурора, мнению, скорее всего, разжигания религиозной вражды и розни в ней нет, поскольку беседа носила просветительский характер и не имела целью уничижение чьих-либо убеждений. После того как я сказал, что в своей речи лектор распространял идеи и взгляды, которые подрывают доверие к представителям других конфессий, что в итоге может вызвать агрессию населения, прокурор пообещал еще раз вернуться к этой теме и, при выявлении нарушений законности, принять меры.

Следующий визит я нанес начальнику местной милиции. Уставшего вида худощавый подполковник встретил меня настороженно. Пока мы с ним беседовали, в кабинет несколько раз заходили, беспрестанно звонил телефон. И я не стал отвлекать его надолго. Подполковник нервничал и жаловался на тяжелую криминогенную обстановку в районе — еще бы, пьянство и такая безработица! По поводу церкви «Живой источник» он заверил, что проверка закончена и прямо сегодня по факту хищения будет возбуждено уголовное дело. А вот с разжиганием религиозной розни и вражды, по его словам, «надо еще разбираться».

В краю непуганых бесов

Когда я прибыл в школу, занятия уже закончились. Директора на месте не оказалось, а завуч, молодой мужчина, поведал мне, что после случившегося уже звонили из областного комитета образования и грозились приехать с проверкой. Я попытался разъяснить требования законодательства о свободе совести в контексте светского характера школьного обучения, однако педагог заверил, что на педсовете уже был «разбор полетов», про закон этот применительно к образовательному процессу им рассказали, и подобных лекций впредь допускать они не планируют.

Обойдя все инстанции, я посчитал свою миссию выполненной.

Как позже выяснилось, действительно в тот же день, как и обещал начальник милиции, было возбуждено уголовное дело по статье 158 Уголовного кодекса — по факту кражи из здания церкви. К сожалению, злоумышленники так и не были найдены, и дело было приостановлено. Прокурор, как я и предполагал, официально процессуальных мер выносить не стал. Но пригласил к себе для дачи объяснений директора школы, что само по себе важно с точки зрения профилактики таких происшествий. И подобные лекции в школе больше не проводились.

Однако эта ситуация заставила меня задуматься над некоторыми вещами. Почему, осуждая отдельные протестантские конфессии, православный священник не обратил внимания на то, что о самом православии жители поселка и их дети имеют весьма отдаленное представление? С одной стороны, он читал богословскую лекцию совершенно неподготовленным школьникам, для которых «сектанты» после этой лекции уже стали врагами, с другой — допуская весьма оскорбительные намеки, священник затрагивал религиозные чувства присутствовавших маленьких прихожан евангельской общины «Живой источник».

Известно, что любое навязывание веры обычно приводит к обратному результату; и православие в итоге может восприниматься людьми как «обязаловка», модный тренд или часть государственной идеологии. Такой подход не может оставить в человеческой душе ощущение божественного, тем более пробудить глубинные нравственные переживания. Когда же «правильная» вера утверждается за счет критики и навешивания ярлыков на верующих других конфессий, это ведет скорее к отторжению самой идеи веры.

В ситуации, когда целые деревни вымирают, а пьянство, воровство и одичание народа продолжает набирать силу, без объединения усилий, в том числе и верующих разных конфессий, не обойтись. Пока все люди, не важно каких социальных слоев или религиозных направлений, не начнут уважать права друг друга, отдаленные места вроде поселка Солнцево так и останутся под юрисдикцией непуганых бесов, сталкивающих христиан, единых в Господе, но разных в самоназваниях, лбами.

 

Автор: Анатолий Пчелинцев
Фото: предоставлены церковью «Живой Источник»


Работает на Cornerstone