Тема

Сила — в слабости

Андрей Рябенко
Журнал/Архив/Номер 53/Сила — в слабости

Сила — в слабости

В наши дни извечная проблема соотношения «Царства Божьего» и «царства кесаря» снова обострилась. Пройдя серьезные испытания Cредневековьем, христианство задало вектор развития всей Европе и в конечном итоге миру, в котором повсеместно распространились библейские ценности, такие как ценность человеческой жизни, права и свободы человека и так далее. Думается, ни один просвещенный и здравомыслящий человек не станет отрицать, что этот гуманистический вектор развития западной цивилизации принес существенные положительные результаты. Преобразилась в позитивном направлении и сама церковь.

Есть и другая сторона медали. Это секуляризация общества. Теперь голос церкви — это всего лишь один из многих звучащих сегодня голосов. Теперь нет и речи о слиянии власти мирской и власти церковной, «симфония церкви и государства» осталась в прошлом. И это позитивно. Но здесь возникает вопрос: как церкви не потерять позиции в секулярном мире и при этом сохранить свою идентичность? Как соответствовать духу времени и одновременно взращивать в мире библейские ценности? Бывает так, что в погоне за первым церковь забывает о втором, полагая некоторые библейские ценности чем-то архаичным. Вот что писал по этому поводу известный православный священник Александр Шмеман: «Погоня “за соответствием духу времени”, “вовлеченность” в самые невероятные попытки отыскать у Христа признаки социального или политического “радикализма”, вдохновенное “переосмысление” христианства в категориях секулярных утопических идеологий — все это позволяет думать, что христианский Запад, однажды допустив “секуляризацию” мира во имя абсолютной трансцендентности Бога, готов пожертвовать и “трансцендентным” содержанием христианства»1.

Самый большой вызов для церкви пришел со стороны этики. Укорененные в веках христианские нравственные ценности ставятся под сомнение, поскольку вступают в противоречие с задекларированными правами и свободами человека. В первую очередь здесь на ум приходят проблема однополых взаимоотношений и вопросы женского священства. В последнее время добавились вопросы взаимоотношений с мусульманами.

Все эти проблемы усугубляет тот факт, что церковь раздроблена и не имеет согласованной позиции по этим и другим вопросам. Но, как сказано в Библии, «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим 8:28). Современные вызовы заставляют церковь рефлексировать, пересматривать свои собственные основания, искать точки соприкосновения с миром и при этом определять, что для нее главное, а что второстепенное. Таким образом, занимаясь поиском идентичности, церкви не остается ничего иного, как обращаться непосредственно ко Христу, и, углубляясь в суть Христова учения, избавляться от всего наносного. Протестантский мыслитель Дитрих Бонхёффер, отталкиваясь от повести русского философа В. С. Соловьева «Три разговора», пишет: «…самое важное в христианстве — это сам Иисус Христос. Тем самым утверждается, что антихристу противостоит только одна сила и власть: сам Христос. Только то, что причастно Ему, способно выстоять и преодолеть. Он — средоточие и сила Библии, церкви, богословия, а также гуманизма, разума, права, образования. Все должно возвращаться к Нему, только под Его защитой можно жить»2.

Библия говорит о Христе как о краеугольном камне мироздания (см.: Мф 12:42). Но и Ему, когда Он жил на земле, приходилось провозглашать Божьи истины в условиях весьма непростой социальной обстановки. Тем не менее Он был открыт для людей разных социальных групп и говорил на доступном для всех этих групп языке.

Будучи Его последователями, мы должны искать оптимальный язык, чтобы и наша проповедь была современна и своевременна. Думается, что нам необходимы открытость и диалог с самыми разными людьми, понимание взрослости мира и собственной взрослости и того, что простых ответов на вызовы мира никогда не было и не будет. Дитрих Бонхёффер активно выступал против дуализма «церковь—мир», призывая не бояться идти в мир, а вести с миром открытый и честный разговор.

Церковь должна, не вступая в противоречия с принципами социальной свободы, тем не менее четко заявить свою позицию по неоднозначным нравственным вопросам. Церковь не должна бояться обличать грех, но обличать его следует с любовью. Одна из важных функций церкви — просвещение, но она нуждается в первую очередь во внутреннем просвещении, в любви ко Христу и к людям: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:16). Весь мир помнит мать Терезу и других христианских подвижников, скорбит о христианах-миссионерах, которых сейчас убивают в Африке. Давно известно, что проповедь должна идти за нашими добрыми делами, а не наоборот.

Свои размышления хочу завершить известными словами все того же Д. Бонхёффера, которые показывают безусловную силу слабости, которой нам следует воспользоваться: «…Бог дозволяет вытеснить себя из мира на крест. Бог бессилен и слаб в мире, но именно в этом и только через это Он с нами и помогает нам. Из Мф 8:17 совершенно явно следует, что Христос помогает не благодаря своему всесилию, но благодаря своей слабости, своим страданиям! …Библия же указывает человеку на бессилие, на страдание Бога; помочь может лишь страждущий Бог. В этой связи можно сказать, что… развитие к совершеннолетию мира, которое помогло разделаться с ложным представлением о Боге, расчищает для взора библейского Бога, своим бессилием завоевывающего власть и пространство в мире»3.

1 Шмеман А. Собрание статей 1947–1983. М., 2009. С. 67.
2 Бонхёффер Д. Этика. М., 2013. С. 355.
3 Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bogoslov/bonheff/12.php

 

Автор: Андрей Рябенко
Фото: gettyimages.ru

 

Работает на Cornerstone