Тема

О гендерной проблематике

Герман Гартфельд
Журнал/Архив/Номер 53/О гендерной проблематике

О гендерной проблематике

Сегодня мы все чаще становимся свидетелями того, что в разных странах мира парламенты узаконивают гомосексуальные отношения, вводя их в правовое поле под названиями «союз», «брак» и «семья». Обычно сторонники этой стратегии апеллируют к истории, говоря, что она знает немало случаев такого сожительства. Это правда. Подобных случаев в истории много. Однако если приглядеться к истории вопроса, то можно обнаружить интересные факты.

Во-первых и в-главных, мы обнаружим, что гомосексуальные союзы, подобные институту брака, человечеству не известны.

Обратившись к истории религии, мы найдем, что в некоторых североамериканских коренных индейских племенах практиковались лейсбийские союзы, называемые Two-Spirit, «два в одном духе». Но это был не обычный союз. Такие женщины переходили в разряд «духовных воинов» с особым статусом — они служили шаману или колдуну, который был также гомосексуально ориентирован.

В языческих практиках древнего Ханаана и Северной Месопотамии была узаконена сакральная проституция, когда «священный долг» исполнялся жрецами и жрицами, мужчинами и женщинами, служившими Ваалу и богине любви Астарте. Рональд Кеннет Харрисон, американский профессор истории Востока и библеистики, пишет: «В этих ханаанских храмах существовали гей-гильдии, и ритуал сакральной проституции обоих полов считался “необходимым” (пер. мой. — Г. Г.)»1. Автор не сомневается, что в храмах «священнодействовали» и трансвеститы с транссексуальной предрасположенностью.

В Древней Греции гомосексуальные связи не считались чем-то неприемлемым. В военизированной Спарте был культ мужчин, и связи между мужчинами поощрялись. У каждого подростка должен был быть взрослый «поклонник», ответственный за его воспитание. Заботясь о продолжении рода, спартанские мужчины считали необходимым иметь жену, но не возбранялось иметь и любовника. Считалось даже, что такая связь служит укреплению военной мощи государства: воины-любовники сражались более отважно, защищая один другого.

В Афинах существовал другой закон. Эстетика любви к юношам была распространена, но пассивная «женская роль» считалась позорной и недостойной мужчины. Однако после того, как была выдвинута философская концепция платонической любви, упомянутые сексуальные роли потеряли свое значение2.

В ранней культуре Древнего Рима (VII–IV века до Р. Х.) отношение общества к однополому сексуальному поведению было неодобрительным. Особенно презиралась связь с малолетними. Однако после того, как римляне стали перенимать культуру греков, гомосексуальные отношения стали обычными для римского общества, пишет профессор Вильгельм Кроль3. Немецкий ученый Эккард Майер сообщает, что уже в III веке до н. э. женатому римскому гражданину дозволялось иметь несовершеннолетнего раба для развлечений4

Профессор истории Университета Тафтса (Медфорд, США) Гарри Луп отмечает, что в Древней Японии не было ограничений в сексуальных контактах по признаку пола. В синтоизме и конфуцианстве обет целомудрия предписывал воздержание в отношении женщин, однако это не исключало возможности однополых связей. Однополые влечения и их реализация среди монахов, с одной стороны, воспринимались с иронией, но с другой — и не осуждались5.

Иезуиты с ужасом сообщали о распространении «содомии» среди буддийских монахов. «Гомосексуальность — женская ли, мужская ли — сама по себе не плоха, — высказался далай-лама в июне 1997 года. — К ней следует относиться с почтением (пер. мой. — Г. Г.)» 6.

В исламе гомосексуальное поведение строго карается по законам шариата. Однако исследователи Дитмар Пипер и Райнер Трауб в своей книге7 об исламе пишут, что активный исламский гей не подпадает под эти законы. Подтверждений этому пока нет.

Можно определенно сказать, что со времен древнеримского мира брак между женщиной и мужчиной считался опорой общества и основой материального благосостояния государства. Патриархальный брак в древнем мире подразумевал, что муж и отец семьи (pater familias) несет ответственность за благосостояние детей и жены. Гомосексуальные союзы ни в древнеримском, ни в древнегреческом обществах никогда не были узаконены.

Дион Кассий пишет о случае, когда император Нерон, нарушив римский закон, женился на оскопленном им мальчике-рабе по имени Спорус8, тот был очень похож на его умершую жену. Но такие случаи всегда были исключением из правила.

О библейском браке Христос сказал следующее: «Итак оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть», «…что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк 10:9). В отличие от апостола Павла Иисус нигде не говорит о патриархальной роли мужа в семье. Жена и муж составляют неразделимую ячейку общества, содействуют умножению человеческого рода и его духовному и материальному благосостоянию (см.: Мф 19:5). Павел в браке видит сексуальную полноту для обоих полов (см.: 1 Кор 7:3–5) и «великую тайну по отношению ко Христу и церкви» (Еф 5:32). Ни для Христа, ни для Павла гомосексуального брака не существует.

Рассматривая вопрос отношения христианина к сексуальным меньшинствам, необходимо прояснить библейскую позицию и всегда разделять грех и грешника. С одной стороны, не должно быть дискриминации сексуальных меньшинств, а с другой — признание однополого союза библейским браком для христианина невозможно по сути. Священное Писание определяет брак как союз, заключенный между женщиной и мужчиной. Мужчина и женщина — разные ипостаси человека. И только союз двух разных по признаку пола людей есть таинство их соединения в единую плоть (см.: Мф 19:5–6). Поэтому однополый союз никак не может называться браком.

В Германии и во многих других странах узаконенные гомосексуальные отношения называют зарегистрированным партнерством. Это определение введено в связи с некоторыми налоговыми преимуществами и с завещанием в случае смерти.

О гендерной проблематике

Сегодня вопрос гомосексуальных союзов поставлен в большинстве стран мира на повестку дня. Научный мир много дискутирует о генетической и приобретенной гомосексуальности. В моей докторской диссертации есть раздел, посвященный этому вопросу. На основании многих данных я пришел к выводу, что врожденная гомосексуальность — это миф заинтересованных в нем биологов и генетиков9. Того же мнения придерживается и немецкое общество сексологов Дюссельдорфа10. Мы считаем, что однополое влечение — это приобретенное чувство, которое трансформируется. И мы рады поделиться с вами хорошей новостью! Люди с гомосексуальной предрасположенностью могут изменить свои желания и взгляды.

Таким людям предлагается ряд групповых и индивидуальных консультаций по коррекции поведения11. Чаще всего нашими клиентами становятся люди, страдающие комплексом неполноценности. Неприятие и отвержение себя приводит к психозам и однополым связям. В каждом из нас живет «обиженный ребенок», который не может простить обидчика — отца, мать, других людей. Таким людям прежде всего важно перестать себя жалеть. Дети, не испытавшие поощрения в детстве, нередко просто не способны к гетеросексуальному браку.

Голландский католический психолог доктор Ардвег разработал метод12, который помогает таким людям изменить свои чувства и поведение. Следуя его методике, «обиженный ребенок» учится прощать, не сравнивать себя с другими и не усугублять свои страдания. Данная методика помогает не только тем, кто ориентирован на гомосексуальные чувства, но и тем, кто страдает комплексом неполноценности.

При проведении консультаций по этим методикам необходимо помнить, что: а) в западных странах разрешена консультация только добровольцев; б) специалист, работая с клиентом, должен делать это без каких бы то ни было предубеждений против геев; в) в церквах, где геев с кафедры предают анафеме, консультация будет контрпродуктивной.

1 Ronald K. Harrison. Introduction To the Old Testament. Grand Rapids, Michigan: William B. Eerdmans, 1977, р. 119.
2 См.: Kenneth Dover. Greek Homosexuality. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1978, р. 4ff.
3 См.: Kroll, Wilhelm: Römische Erotik. Zeitschrift für Sexualwissenschaft und Sexualpolitik, 1930, 17, 145–178.
4 См.: Eckhard Meyer-Zwiffelhoffer. Im Zeichen des Phallus: Die Ordnung des Geschlechtslebens im antiken Rom (Historische Studien), Campus 25, August 1995, 80–84.
5 См.: Leupp, Gary. Male Colors: The Construction of Homosexuality in Tokugawa Japan. University of California Press, 1995, р. 31.; Leupp, Gary. Male Homosexuality in Early Modern Japan: An Overview of the Scholarship, in Michael O’Rourke and Katherine O’Donnell, eds., Queer Masculinities: 1550–1800 (New York: Palgrave MacMillan, 2006).
6 Dharmachari J’anavira: Homosexuality in the Japanese Buddhist Tradition, in: Western Buddhist Review, Vol. 3, December, 2001. (http://www.westernbuddhistreview.com/vol3/homosexuality.html) Cравни: Shravasti Dhammika (Buddhist Monk) Block Spot, Sunday, May 25, 2008. A Gay Tragedy. Dennis Conklin. «Dalai Lama urges “respect, compassion, and full human rights for all,” including gays.» In: Bay Area Reporter, June 19, 1997. (http://www.quietmountain.org/links/teachings/gayrites.htm)
7 См.: Dietmar Pieper, Rainer Traub. Der Islam. Spiegel-Verlag, Spiegel-Verlag, Hamburg, s. 288.
8 См.: Cassius Dio Roman History: LXII, 28 — LXIII, 12–13 (Дион Кассий. Римская история. — Ред.), LXVI, 28 — LXIII, 12–13.
9 См.: Hermann Hartfeld, Homosexualität im Kontext von Bibel, Theologie und Seelsorge. Taschenbuch. Wuppertal: Brockhaus 1991, s. 162–168.
10 См.: http://www.sexologie.org/dgss/d_sex.htm. DGSS. Gerresheimer Straße 20, D-40211 Düsseldorf. Tel. +49211-354591
11 См.: J. Sandler: Aversionsbehandlung. In: Michael Linden, Martin Hautzinger: Verhaltenstherapiemanual. Heidelberg: Springer, 5. Aufl. 2005, 111–112.
12 См.: Gerard J. M. Aardweg. Das Drama des gewöhnlichen Homosexuellen: Analyse und Therapie. Taschenbuch, 1995, 107ff.

 

Автор: Герман Гартфельд
Фото: gettyimages.ru

 

Работает на Cornerstone