Тема

Нуллификация брака

Роман Усачёв
Журнал/Архив/Номер 53/Нуллификация брака

Нуллификация брака

«Не ваша любовь несет брак, но брак отныне несет вашу любовь.»

Д. Бонхёффер. «Сопротивление и покорность»

(проповедь по случаю бракосочетания, произнесенная из тюремной камеры)

Когда хотят проиллюстрировать кризис, в котором оказалась современная семья, обычно указывают на всевозрастающее количество разводов. Что и говорить, статистика расторжения брака в нашей стране удручающая. Росстат утверждает, что последние несколько лет на каждые 100 браков приходится более 55 разводов… Да и во многих других странах дела обстоят не лучшим образом. В Португалии, Испании, Чехии, Венгрии — более 65 разводов на 100 браков, в США более половины семей распадаются и т. д.1

Конечно, за этими бездушными цифрами стоит бесконечное многообразие жизненных ситуаций: от легкомысленных — «не сошлись характерами», «разлюбили», «надоело» — до по-настоящему трагических, в которых даже традиционная церковь допускает развод, — домашнего насилия, алкогольной и наркотической зависимости одного из супругов и т. д.2

Глядя на вышеприведенную статистику, невольно думаешь, что причина кризиса семьи — в несерьезном отношении современных людей к разводу. Но только ли в этом?

Недавно я встретил своего давнего знакомого.

— К свадьбе сына готовимся! — поделился он со мной радостной новостью.

— Ух ты, поздравляю! — откликнулся я. — Скоро торжество?

— Да, через месяц уже. Хлопоты, траты…

— А молодые-то где жить будут после свадьбы?

Собеседник посмотрел на меня с явным недоумением:

— Да они живут уже больше года…

Недоуменный взгляд моего знакомого означал примерно следующее: «Если ты веришь, что бракосочетание и совместное проживание хоть как-то связаны, ты бесконечно отстал от жизни!»

Но для чего тогда регистрировать эти отношения в загсе? Или тем более совершать таинство венчания в церкви? Ведь в реальной жизни почти ничего не изменится.

Есть такой экономический и юридический термин «нуллификация». Когда в стране инфляция достигает критических значений, правительство производит нуллификацию ценных бумаг и денег. То есть их лишают какой-либо ценности, и все деньги становятся просто фантиками. В нашем обществе происходит нуллификация понятия «брак». Существуя на бумаге, выражаясь в пышных свадебных ритуалах, оставаясь желанным для многих одиноких людей, все больше и больше брак превращается в понятие с нулевым содержанием.

А что же стояло за этим словом изначально? В Священном Писании сказано, что брак был задуман Самим Творцом, и Он замыслил его как нерасторжимый союз мужа и жены, основанный на любви! Но тут современный человек может воскликнуть: «Постойте, а если любовь прошла? Как же он может быть нерасторжимым? В реальной жизни нам приходится выбирать либо одно, либо другое. Либо любовь, либо нерасторжимость».

Корень такого восприятия — в искаженном понимании любви. Для многих сегодня любить — это значит испытывать особые чувства и переживания. В фильме «Дневник Бриджит Джонс» главная героиня описывает свое состояние влюбленности как «бабочек в животе». Легко, щекотно, приятно. Но сколько времени может продолжаться их порхание? Есть в современной культуре ответ и на этот вопрос.

Он содержится в романе Фредерика Бегбедера и в поставленном по его мотивам фильме «Любовь живет три года». Суть современной психологической теории, пересказанной Бегбедером, отражена в названии. Влюбленность возникает вследствие активизации в мозге человека гормона дофамина. Примерно через три года гормоны успокаиваются, и эмоциональное возбуждение, которое принято называть любовью, проходит. Вот и вся теория. Правда психофизиологи добавляют, что следом может начаться стадия длительной привязанности, за которую отвечает другой гормон. Но может и не начаться.

Конечно, возвышенные романтические переживания — это замечательно. Но, если верить Библии, не они составляют суть подлинной любви. Образ настоящих отношений явлен нам в Иисусе Христе, в том, как Он возлюбил мир. Ведь Спаситель полностью расточил Себя за нас, отдал Свою жизнь, чтобы мы жили.

Согласно Священному Писанию, любовь немыслима без верности. Любовь способна пожертвовать собой ради того, к кому обращена. И, наконец, любовь обладает вечной природой, она не прекращается, и ничто не может угасить любовь3! Апостол Павел говорит, что отношения между мужем и женой должны быть именно такими4.

И конечно же, такая любовь не появляется автоматически. Не существует гормона, который производил бы в нас такую любовь. Она всегда результат личностного акта, она растет с годами, к ней надо стремиться, совершать «труд любви», как говорит Библия. И конечно, такую любовь надо хранить.

Помните тот эпизод в «Одиссее» Гомера, когда Улисс со своими спутниками проплывают мимо острова сирен? Их пение звучит настолько чарующе, что каждый, кто услышит его, бросается в море и погибает:

 

«Прежде всего ты сирен повстречаешь, которые пеньем

Всех обольщают людей, какой бы ни встретился с ними.

Кто, по незнанью приблизившись к ним, их голос услышит,

Тот не вернется домой никогда. Ни супруга, ни дети

Не побегут никогда ему с радостным криком навстречу.

Звонкою песнью своею его очаруют сирены»5.

 

Чтобы не поддаться чарам сирен, Одиссей привязывает себя к мачте и таким образом минует опасное место.

Этот сюжет является прекрасной иллюстрацией того, как мы можем и должны хранить верность. Любая семья проходит трудные периоды, и зачастую нас обуревают искушения, которые, подобно голосам сирен, увлекают в погибель. Тут и необходимо здоровое недоверие своим чувствами и состояниям, тут нужна решимость привязать себя к своему обещанию, сдержать слово, данное при венчании.

Но такое решение человек может принять только сам, понимая смысл и необходимость верности любви. Если кто-то другой «привяжет его к мачте», это будет тюремное заключение, а не любовь!

Церковь же зачастую бывает сконцентрирована на запретах, поглощена своей охранительной функцией. Но ведь любовь невозможна без свободы!

Всякий запрет бесполезен, если человек не понимает сути, смысла Божьей заповеди. Церковь должна просвещать, восстанавливать библейское понимание брака и любви, обращать современного человека к Тому, кто является автором идеи о браке, к Тому, кто способен дать человеку подлинную любовь, дать силу, чтобы эту любовь сохранить.

1 http://2supruga.ru/brak/zakluchenie/statistika-brakov-i-razvodov-v-rossii.html
2 Перечень причин, по которым в православной церкви допускается развод, содержится в Основах социальной концепции РПЦ Х.3. http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html
3 См., напр.: 1 Кор 13.
4 См.: Еф 5:25–33.
5 Гомер. Одиссея. Песнь 12. http://www.lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer02.txt

 

Автор: Роман Усачев
Фото: gettyimages.ru

 

Работает на Cornerstone