Тема

Сюзанна Уэсли — мать методизма

Татьяна Кантарелла
Журнал/Архив/Номер 52/Сюзанна Уэсли — мать методизма

Сюзанна Уэсли — мать методизма

Во многих домах за видимыми успехами и достижениями часто скрываются невзгоды, о которых знают лишь самые близкие. Но трудности порой формируют характер людей, которые играют ключевые роли в истории. 11 ноября 1688 года девятнадцатилетняя англичанка Сюзанна Аннесли вышла замуж за Сэмюеля Уэсли, талантливого молодого человека, поэта и священника Англиканской церкви.

Многие слышали о сыновьях Сюзанны и Сэмюеля Уэсли — Джоне и Чарльзе. Первый стал основателем Методистской церкви, а второй — ее менестрелем. Их проповедь подняла волну духовного пробуждения в Британии и привела миллионы людей к вере в Христа. Но, лишь заглянув в историю их семьи, можно увидеть, почему эти молодые люди добились успеха, что сформировало их веру и предопределило путь служения Богу. Не многие знают, какую роль в этом сыграла их мать Сюзанна. Неспроста эту женщину, не издавшую ни одной книги, называют матерью методизма. Все ее дети, а в особенности Джон и Чарльз, воплотили в себе наставления и образ жизни, данные им в семье по большей части именно матерью.

Помимо Джона и Чарльза в доме Уэсли родилось еще 17 детей, из которых девять умерли в младенчестве. И это лишь малая часть тех невзгод, которые испытала семья. Дом Уэсли дважды горел, второй пожар уничтожил практически все их имущество, включая большую библиотеку.

Отец семейства, Сэмюель, подолгу отсутствовал, уезжая из дома по делам служения, и Сюзанна несла на себе основное бремя заботы о доме и детях. 

Сюзанна выросла в образованном окружении, с ранних лет всем сердцем принимая от отца наставление в христианской вере.  В лице родителей и родственников она всегда видела добрый пример. Когда один из детей спросил ее о том, как сохранить себя на пути Господнем, она ответила, что с самого детства поставила себе правилом в течение дня не проводить больше времени за мирскими удовольствиями, чем она была готова проводить в личной молитве и в размышлении над Писанием. Можно представить, что с таким количеством детей и проблем, которые приходилось преодолевать ежедневно, у Сюзанны вряд ли было время на мирские удовольствия, но и для молитвы найти время было не просто. Однако два часа в день Сюзанна посвящала молитве в уединенном месте — среди всех домочадцев, просто накрывшись своим фартуком! Но ее дети знали, что, когда мать накрывалась с головой фартуком, это было ее время с Господом, и беспокоить ее нельзя. Независимо от обстоятельств она была глубоко посвящена Христу, молитве о детях и изучению Слова.

Дети воспитывались в строгости. С года их учили плакать и играть тихо, говорить, не повышая голоса, есть то, что лежало в тарелке. От детей требовалось беспрекословное послушание. В традициях того времени применялось и физическое наказание, однако искреннее раскаяние могло его отменить. Всех девочек Сюзанна сначала учила бегло читать, и лишь потом они начинали помогать ей по хозяйству.

Ключевым принципом в воспитании детей была методичность во всем. (И именно за самодисциплину и методичность, выделявшуюся на фоне религиозного безразличия и бездействия того времени, группу соратников Джона Уэсли и прозовут методистами.) Каждая минута жизни детей была расписана, наполнена какой-то деятельностью: их подъем утром и сон вечером, одевание, трапезы, обучение и упражнения — все было подчинено правилу, которое нельзя было нарушать, только по болезни. Этот порядок сохранялся с пятилетнего возраста старшего сына Сэмюеля и до дня, когда дочь Кезия, девятнадцатый и последний ребенок, закончила домашнее обучение. Прерван он был лишь на те месяцы после второго пожара, когда дети жили в других семьях до восстановления дома. Каждый день начинался с того, что старшие читали младшим главы из Ветхого и Нового Заветов, а потом было время личных молитв. От всех детей, без исключения, требовалось одинаковое усердие в учебе и поклонение Богу.

Сюзанна усердно занималась образованием детей. Их обучение начиналось на следующий день после того, как им исполнялось пять лет. Они учились по шесть часов в день и в первый же день должны были выучить весь алфавит. Все дети, включая дочерей, получили прекрасное классическое образование, типичное для Англии того времени. Успех домашнего образования был, несомненно, связан с безграничным терпением Сюзанны. Ее супруг, посетив однажды занятия, заметил своей жене-учительнице, что она повторяла одному из детей одно и то же двадцать раз, на что она ответила: «Если бы я удовлетворилась лишь девятнадцатью, время было бы напрасно потеряно, ведь именно двадцатый раз увенчался успехом».

Дети продолжали образование в школах, но домашнее обучение не было для Сюзанны подготовкой к школе. Она продолжала наставлять их и во время учебы в колледже, и в процессе их служения, и во всей последующей жизни.

Каждый вечер она уделяла время для личной беседы с детьми. Она писала: «В понедельник я говорю с Молли, во вторник — с Хетти, в среду — с Нэнси, в четверг — с Джеки, в пятницу — с Пэтти, в субботу — с Чарльзом, а в воскресенье — с Эмилией и Суоки вместе»1. Сюзанна была постоянно занята детьми, воспитывая маленьких и обучая старших, но самой главной ее заботой было их духовное состояние: «Каждый ребенок, которому удавалось дожить до совершеннолетия, покидал дом Уэсли с пытливым умом, чистым сердцем и искренней, страстной любовью к Господу… все дети Сэмюеля и Сюзанны прошли через испытания с непоколебимой верой»2.

Несомненно, все это было результатом преданности родителей Богу и их веры. Сэмюель, находясь дома, держал домочадцев в ежовых рукавицах. Но при этом он не всегда мог заботиться о семье, надолго покидал ее, оставляя Сюзанну одну сводить концы с концами, не раз подвергал семью риску полного финансового краха. Но при множестве недостатков он был все же человеком веры. В день второго пожара, лишившего семью имущества, родители вывели из огня всех детей, кроме Джона, который находился на втором этаже. Сэмюель, не сумев войти в дом из-за пламени, в отчаянии собрал вокруг себя жену и детей и начал молиться, отдав судьбу Джона в Божьи руки. И когда вдруг Джон появился в окне второго этажа и был спасен соседями, вставшими на плечи друг другу, Сэмюель воскликнул: «Соседи, преклоним же колени и прославим Господа! Он даровал мне всех моих детей. Пусть дом сгорел, но я и без того богат»3. Сюзанна всегда хранила уважение к мужу и оставалась твердой в вере. На протяжении всей жизни в ней проявлялось всеобъемлющее материнство, помогавшее ей поддержать мужа и детей в невзгодах и вырастить из сыновей великих служителей Божьих. 

Сюзанна стремилась передать детям свою веру. И, как у всех верующих родителей, это не сразу привело к успеху.  Джон Уэсли свидетельствовал, что до 35 лет понимал веру,  как жизнь по христианским правилам, без личной встречи с Христом, без «евангельского обращения». Но Сюзанна заложила в его жизни основание благодати, благодаря которому встреча все-таки состоялась.

Уильям Хортон Фостер писал: «… более сорока лет Сюзанна являлась главным героем в этой жизненной драме, в которой было все: от ноток комедии и мелодрамы до периодического фарса, но главной и все заполняющей темой была трагедия удушающей обыденности. Из этой драмы, в которой Сюзанна Уэсли являлась доминирующей фигурой, родилось новое религиозное течение, обновившее религиозную жизнь всего англосаксонского мира» 4.

1 Робертс Лиардон. Отцы пробуждения: Божьи генералы III. — Киев: Брайт Стар Паблишинг, 2011. С. 22.
2 Там же.
3 Там же. С. 25.
4 Susanna Wesley. Heroines of Modern Religion, ed. Warren Dunham Foster (Freeport, NY: Books for Libraries Press, 1970. Reprint of 1913 edition).

 

Автор: Татьяна Кантарелла
Фото: wikipedia.org

 

Работает на Cornerstone