Рождество — особое время. Время семейного торжества. Не такого, как другие праздники. Страстная Пятница и Пасха обычно празднуются в церкви. Государственным праздникам сопутствуют речи, парады и официальные церемонии. Но Рождество отмечают дома, потому что это — празднование дня рождения.
Однако есть некая ирония в том, как мы отмечаем рождение Иисуса Христа. Он родился вдалеке от дома, в пути, символизировавшем неспокойную и изменчивую природу мира, в который Он пришел. Он появился на свет в незащищенности хлева, как знак того, что во время Его служения людям у Него не будет дома. Он странствовал по дорогам и городам древней Палестины. Он умер в мучениях на кресте, чтобы в Его страданиях и Его победном Воскресении человечество смогло обрести спасение.
Разные люди по-разному воспринимают Рождество. Для кого-то это просто удобный случай побольше заработать. Люди стремятся превзойти друг друга в подготовке к празднику. Некоторые из них не верят в Христа, а возможно, и ненавидят Его. Рождество стало большим бизнесом. Людей больше заботит их личная выгода, чем Весть о пророке из Вифлеема. Звон монет для некоторых слаще, чем Весть о рождении Иисуса, которую Ангелы передали пастухам.
Многие не переносят на дух рождественские гимны, потому что их уши приучены к иным звукам. Некоторые мыслями прикованы к Уолл-стрит, их глаза видят только отчеты об изменении биржевых индексов.
Поиск удовольствий поглощает время и мысли множества людей. Некоторые пытаются обрести радость Рождества в развлечении и веселье. Вместо того чтобы напитаться духом Рождества, они предпочитают напиться. Для многих этот праздник становится лишь поводом для того, чтобы пуститься во все тяжкие.
Апостол Павел однажды сказал: «Усмиряю и порабощаю тело мое» (1 Кор 9:27). Он имел в виду то, что смог умерить свой аппетит и держать страсти и желания под контролем. И нам необходимо победить свои ненависть и страх, сомнения и тревоги. Нам нужно преодолеть свой эгоизм, в том числе и желание получить особые подарки на Рождество.
Став рабами преследующим нас страстям и порокам, мы не способны с радостью пережить Рождество и Новый год. Для многих людей все это — любовь к вещам, деньги, придуманные удовольствия — вытесняет Христа из Рождества. Им нужно сделать тысячу дел, и у них нет времени задуматься о вести Вифлеемского Младенца.
В то первое Рождество, 2000 лет назад, миру было явлено сразу три феномена. Во-первых, звезда. На небе светило множество звезд, но ни одна не была похожа на эту. Эта звезда сияла особенным блеском. Как если бы Бог снял в Небесах светильник и повесил его на темном своде над измученным миром.
Вторым необычным явлением стало звучание новой песни. Мир, потерявший свой голос и забывший свою песню, вновь научился петь. С воплощением Бога в сердцах людей снова поселилась надежда. И вслед за ангельским хором мы также можем петь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк 2:14).
Третье же явление — это хорошие новости, Благая Весть о том, что наконец пришел Спаситель, чтобы избавить людей от греха: «Наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1:21). Для первых христиан главным в Рождестве был именно Сам Иисус. Звезда, песнопения, дары, поклонение, радость, надежда, праздничная взволнованность — все это из-за Него.
Вифлеемская звезда — это Божие обещание мира всей земле при условии, что мы поверим и доверимся Ему. Но, поскольку мы отвергли Иисуса Христа, Князя мира, на нашей земле нет мира. Слишком часто наши искусственные звезды приносят лишь страх, тревоги и даже войны.
В нашем мире сегодня есть множество самопровозглашенных спасителей — тех, кто утверждает, что их послал в мир Бог. Насколько же они отличаются от Иисуса, который, «будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор 8:9)!
В Писании сказано: «ныне родился вам… Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк 2:11). Небо и земля соединились! Бог и человечество примирились! Надежда для отчаявшихся, милость для виновных, прощение для кающихся, мир для не знающих мира, Благая Весть — для тех, кто давно не получал каких-либо вестей, кроме плохих.
Да, Иисус Христос может спасти нас от отчаяния. Я общаюсь со множеством лидеров, и многих из них объединяет пессимизм. Напряженность, конфликты и кажущиеся неразрешимыми проблемы этого мира прививают им цинизм и нерешительность.
Часто циники обвиняют Бога во всех бедах мира. Но винить нам стоит самих себя. Мы духовно больны. И имя этой болезни — грех. Пока грех не побежден, мир не станет более благоприятным местом для жизни.
Когда люди сознательно отвергают Князя мира, им приходится заплатить ужасную цену. Светское материалистическое общество, отвергнув Господина покоя, впадает в пессимизм и отчаяние. Отравляющий все живое цинизм, появившийся в результате нашего отвержения Бога, отражен в нашей литературе, искусстве, кино, телепрограммах и даже в наших проповедях.
Рождество должно быть временем обновления надежды — не надежды на какую-то конкретную политическую идею, но надежды Рождества, надежды на Иисуса Христа, упования на то, что, несмотря на нашу запутанность и неуклюжесть, Бог возродит порядок из хаоса.
Однако у Рождества есть еще и гораздо более личное измерение. Ангел, возвестивший, что «Он спасет людей Своих от грехов их», говорил о самых глубоких потребностях наших сердец.
Сегодня люди предпочитают не говорить о грехе. Они не хотят повернуться лицом к реальности своей духовной болезни. Я слышал об одном человеке, который отказывался говорить о раке. Как только эта тема всплывала в разговоре, он разворачивался и уходил. Он также не соглашался на регулярное медицинское обследование. Он не позволял делать себе рентгеновские снимки. Но однажды, после заметного снижения веса и аппетита, он согласился на осмотр. Врачи обнаружили у него разросшийся рак на поздней стадии.
Так же происходит и с грехом. Наше нежелание обсуждать его, наша склонность игнорировать его, наше раздражение от любого упоминания греха могут быть проявлением нашего тайного страха, что мы сами полны греха.
Иисусу Христу есть что сказать о грехе. В ту первую Рождественскую ночь Он пришел, чтобы «спасти людей Своих от грехов их». Ни один врач в мире не способен вылечить от греха. Ни один психиатр не в состоянии исцелить от греха. Они могут работать с симптомами, они могут помочь грешнику жить с его грехом, но они не помогут избавиться от болезни. От болезни греха в состоянии исцелить только лишь Иисус Христос.
Именно об этом крест и Воскресение. И Рождество не было бы Рождеством без вести о смерти и Воскресении Христа. Именно для этого Он родился. Весть первой Рождественской ночи в этом: «наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Рождественская весть заключается в том, что благодать Божия больше, чем наш грех. Вопрос греха решен на кресте. Именно Рождество показывает, что крест достигает самых глубоких наших потребностей. Крест — это лечение, которое в Своем возлюбленном Сыне назначает и предлагает заплативший за него любящий Бог.
В Рождество я всегда вспоминаю о тех тысячах людей, которым в это время года одиноко, о больных и измученных проблемами людях. Рождество — это напоминание от Самого Бога, что мы не одни. Пророк Исаия говорит, что Его назовут именем Эммануил, что значит «с нами Бог» (см.: Ис 7:14, Мф 1:23). В жизни, смерти и Воскресении Христа Бог явил примиряющую любовь, которая избавляет нас от одиночества и разобщенности.
В рождественские дни будьте уверены, что Христос рядом. Он здесь, чтобы подарить нам надежду, простить наши грехи, дать нам новую песню, возродить в нас веру и исцелить наши духовные раны — если мы только Ему это позволим.
Весть Рождества не меняется уже две тысячи лет. Рождество по-прежнему напоминает нам, что с нами Бог.
Несмотря на пессимизм и цинизм, несмотря на новости, полные убийств, волнений, демонстраций и войн, Ии сус Христос жив. Он родился, чтобы победить отчаяние, возродить надежду, простить грехи и забрать наше одиночество. Он жив, чтобы примирить нас с Богом.
Автор: Билли Грэм
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»; gettyimages.ru