Появляясь на свет, человек кричит. Мифы разных народов объясняют крик и плач новорожденного некоей потерей — потерей места комфорта, потерей «рая».
Он растет и смотрит на мир широко распахнутыми глазами. Мы же всматриваемся в его глаза: что он видит здесь? Что понимает? Откуда этот человек появился в нашей жизни? Ведь не может быть, чтобы его когда-то не было вообще! Да-да, мы все знаем про слияние клеток и прочую медицину-биологию, но скажите, откуда взялся этот взгляд? Эти мысли? Эта душа?
Дитя видит все в первый раз. Оно изучает этот мир, знакомится с ним, пробует его на вкус, цвет и запах. Ребенок не может поделиться с нами своими выводами и от этого становится для нас еще более загадочным — удивительным посланцем Бога.
Как быстро он проходит путь от беспомощного, ничего не умеющего до разумного, ловкого, быстрого, крепкого! Он начинает задавать жизненно важные вопросы: откуда я взялся? откуда взялся мир? куда деваются люди, когда их нет? а ты умрешь? а я умру? а что будет, когда я умру? И мы отвечаем на его вопросы, делимся своим знанием.
— А если Господь везде, то Он, что же, в каждой машинке, которая мимо проезжает? — спрашивает моя дочь Лиза.
— Не знаю, в каждой ли. Но точно знаю, что Господь везде, куда Его пускают, — отвечаю я.
Постепенно мы доходим до сотворения мира. Выслушав мой рассказ о том, что Господь творил мир из ничего, Лиза заявила:
— А я вот думаю, что Он творил мир не из ничего, а из кусочков Своего Сердца.
Для еврейской семьи рождение ребенка — выполнение заповеди Господней и праздник. В этой культуре дети — драгоценный Божий дар. Ортодоксальные евреи даже считают, что, находясь в утробе матери, ребенок изучает Тору, а когда он рождается, ангел запечатывает ему уста. И вся жизнь дается человеку для того, чтобы вспомнить то сакральное знание, которое было ему дано изначально и которое он утратил вместе с Адамом.
Каждое появление на свет маленького человечка — это снова и снова весть людям об Источнике жизни, о Божьем милосердии, о том, что Он дает нам, взрослым, шанс вспомнить об этом и вернуться к Нему. Но для этого нам нужны и наши собственные усилия на пути следования за Христом.
И тогда мы можем сами стать ангелом для ребенка и отправиться с ним в долгий путь возвращения к Богу. В нашей земной жизни мы не можем вернуться в рай или его построить. Но ребенок, данный нам Богом, позволяет нам сделать несколько жизненных шагов по направлению к раю. Мы не только рассказываем ребенку о Боге, о Царствии Небесном, но и учим жить так, чтобы не стать чужим Богу, учим выстраивать основанные на Христовых заповедях отношения с окружающими, с самим собой, чтобы он мог увидеть в конце жизни вход в утраченный людьми рай. А ребенок делится с нами своим умением видеть, слышать и узнавать все в первый раз. Узнавать чисто, искренне, без заранее заготовленного мнения. Умением радоваться, открыто и доверчиво. Умением доверять людям так, словно никакого зла не существует и никто не может его обидеть. Умением искренне любить и искренне прощать.
Мы всему учим наших детей, но и сами учимся у них. Ведь, если мы не станем как дети, не видать нам Царства Небесного.
Автор: Ирина Оскольская
Фото: gettyimages.ru