Протестанты России

Проект «райского града»

Владимир Попов
Журнал/Архив/Номер 51/Проект «райского града»

Проект  «райского града»На слиянии рек Бои и Катуни, у истоков Оби, должен был стоять Евангельск

В начале массовой коллективизации в 1930 году на сходе сельчан в деревне Солона Манского района Красноярского округа прозвучало выступление местного баптиста Манченко. В ответ на назойливые призывы агитатора незамедлительно вступать в колхозы крестьянин заявил: «Нам, баптистам, в центре Сибири будет построен новый город под названием Солнце, где будут жить одни баптисты и иметь свои производства, тогда нам будет хорошо»1. Слухи о постройке некоего христианского города долгое время не утихали в среде российских протестантов. И возникли они не на пустом месте.

Мысль о создании идеального религиозного фаланстера в России осенила известного духовного лидера евангельских христиан Ивана Степановича Проханова (1869–1935) в середине 1920-х годов.

Отдаленным предшественником проектируемого города Солнца была небольшая христианская коммуна «Вертоград», организованная Прохановым еще в 1894 году в Крыму. В окрестностях Симферополя появилась тогда группа добровольцев из Петербурга: вместе с Прохановым приехали семья его друга проповедника Георгия Фаста, вдова поэта Некрасова Зинаида Николаевна с двумя племянницами и еще несколько человек.

«После тяжкого трудового дня мы собирались вместе за ужином. Я рассказывал и читал из церковной истории, — вспоминал Проханов. — Сестры шили и чинили. Это были незабываемые вечера. Мы были очень счастливы в нашем “Вертограде”».

Крымская идиллия продолжалась всего четыре года. Артель Проханова была распущена, так как, по мнению органов власти, имела ярко выраженные «штундистские признаки»: свободная проповедь Евангелия, равноправный труд и общее имущество.

Новая власть большевиков, упразднив в 1917 году частную собственность, побуждала народ к поиску различных форм коллективной жизни и коллективного хозяйствования. Идеи об устроении общинно-трудовой жизни увлекли и большую часть верующих. Первые совместные протестантские хозяйства возникли в Новгородской, Брянской, Енисейской и других губерниях.

Проханову удалось организовать несколько успешных христианских коммун в Тверской губернии. Иван Степанович разработал общий богословский базис для нового почина. В 1918 году вышла его работа «Евангельское христианство и социальный вопрос», где он утверждал: «Мы верим, что евангельское движение в России должно выразиться не только в проповеди, но и в создании новых форм социально-экономической жизни».

Успех, связанный с открытием коммун, подтолкнул Проханова к разработке более масштабных проектов. Он замыслил предпринять строительство крупного многоотраслевого поселения. Город Евангельск — так Проханов хотел бы назвать место, где будут вместе жить и трудиться верующие, исповедующие учение Христа на практике. Духовный, а отчасти и социальный облик города и его жителей Иван Степанович очертил в своей программной работе «Новая или евангельская жизнь». Христиане евангельского исповедания привнесут в город традицию абсолютной трезвости, так как их жизнь будет наполнена высшими духовными интересами. У всех будет творческий, светлый, трезвый ум, поэтому производительность труда возрастет до чрезвычайности. Родители будут давать детям высшее богословское и высшее общее образование. Разумный порядок во всем, трудолюбие, открытость к знанию, помноженные на веру в Божье водительство, приведут к всеобщему благоденствию, изжив нищету и безысходность.

Картины идеального быта и бытия, подробно расписанные Прохановым в работе «Новая или евангельская жизнь», во многом созвучны знаменитому трактату Кампанеллы «Город Солнца». Итальянский философ и монах-доминиканец высший пример братской коллективной жизни видел в первохристианских общинах. Из Нового Завета и трудов ранних отцов Церкви черпал он многие идеи для попыток преобразования общества и государства.

Проханов и Кампанелла подчеркивают преобладание светлых тонов в одежде и жилищах. Жители города Солнца носят белые рубахи. Проханов тоже видит дома, побеленные снаружи, а их обитателей — в белых одеждах.

Образ солнца занимает одно из центральных мест в трактате Кампанеллы и довольно часто встречается в проектах Проханова. У Кампанеллы солнце — орудие Бога. У Проханова солнце — символ Евангелия. Самый простой земледельческий труд для членов нового сообщества не в тягость, а в радость — так мыслили Кампанелла и Проханов. Жители города Солнца Кампанеллы на полевые работы «идут с трубами, тимпанами, знаменами». Рассказывая о жизни в христианских коммунах, Проханов свидетельствует, что он «видел группы братьев и сестер, работающих на поле с радостным пением духовных песен». И в будущем, был уверен Проханов, «во всех ячейках новой общинной жизни будет радостный труд с торжествующим пением».

Неизвестно, был ли знаком Проханов с трактатом Кампанеллы. Книга философа была переведена на русский в 1907 году, как раз в эпоху нарастания в России духовной и социально-политической активности. Вполне возможно, что Проханов, охваченный реформаторскими идеями, интересовался трудами своего отдаленного предшественника. К тому же труд Кампанеллы обращал на себя внимание многих западных протестантов. Еще при жизни автора один из его друзей, лютеранин Товий Адами, издал «Город Солнца» в Германии. Известно, что протестанты в Вюртемберге в XVII веке намеревались создать свободную христианскую общину под названием «Город Солнца». Но Тридцатилетняя война не дала возможности претворить эти планы в жизнь.

Сам Кампанелла, рисуя идеальное общество и государство, испытал разные влияния — античных философов, Нового Завета, уставов католических монастырей, протестантизма. Полемизируя с оппонентами, он утверждал, что возможность существования такого государства доказана действительностью и опытом и что природе человека более соответствует жить, руководствуясь разумом, а не страстями, жить добродетельно, а не порочно. И примером такой жизни он называет монашеские общины и анабаптистов.

Почти во все века были попытки христиан воссоздать на практике идеал братской жизни. Они хотели достичь того первозданно-чистого, сакрального отношения к труду и повседневной жизни, которое было у древних прародителей в Эдеме.

Проект  «райского града»Иван Степанович Проханов

«Российский Кампанелла» после X Всесоюзного съезда евангельских христиан в ноябре 1926 года поручил инженерам, агрономам и другим специалистам-христианам приступить к конкретной разработке строительного проекта города и деревни. Менее чем через год этот проект был уже готов. В Наркомзем РСФСР от президиума Всесоюзного совета евангельских христиан было направлено ходатайство о предоставлении места христианам-переселенцам и о разрешении экспедиции для выбора подходящего района будущей застройки в Алтайском крае. Официальные разрешения энтузиасты-первопроходцы получили без особых проволочек.

В августе 1927 года экспедиция во главе с Прохановым тронулась в дальний путь. Делая остановки в крупных городах, Проханов устраивал большие евангелизационные собрания с участием местных верующих. В своих проповедях Иван Степанович призывал также применять Евангелие к переустройству не только личной, но и общественной жизни, внедряя новый евангельский быт повсеместно.

После тщательных и длительных изысканий было принято решение заложить город у слияния рек Бии, Катуни и Оби. На открытом берегу сотрудники экспедиции посадили саженцы клена и сибирского кедра. Здесь же было совершено импровизированное богослужение, на котором Проханов с пламенным воодушевлением говорил о будущем городе и необыкновенной жизни в нем.

Проект  «райского града»Микалоюс Константинас Чюрленис. «Город» (фрагмент). 1908 год

Несмотря на восторженные мечтания и энтузиазм реализовать свои проекты в полной мере Проханову не удалось. На пороге 1930-х годов христианские коммуны стали распадаться, тогда же был приостановлен процесс подготовки к закладке города Солнца — Евангельска. На то были причины как внутреннего, так и внешнего характера. В коммуны попадали люди, далекие от христианского совершенства. Такие люди не могли идти путем жертвенной любви к ближнему и часто вносили расстройство в жизнь коллектива. При распределении доходов время от времени вспыхивали распри. Создать желаемый «райский уголок» и организовать идеальное «райское хозяйство» с помощью людей, весьма далеких от ангельского совершенства, оказалось делом крайне затруднительным, утопичным.

Немалые препятствия исходили извне, от властей предержащих. Религиозная политика большевиков за внешне вроде бы демократическим фасадом таила в себе много коварства и вероломства. Если сначала запрос Проханова о возведении города Солнца — Евангельска был поддержан даже с благословения «чекистского игумена» Е. И. Тучкова, начальника 6-го отделения Секретного отдела ОГПУ, то через некоторое время советские идеологи и высшие чиновники спохватились. Используя печатные издания, во всю мощь забил тревогу воинствующий антирелигиозник Емельян Ярославский. «Баптизм и евангелизм везде строят свои гнезда, — писал Ярославский в журнале “Безбожник”. — Проханов не прочь даже в городе Ленина открыть Дом евангелистов, а в Сибири построить город Солнца. До такого позора Советская страна не дойдет».

Прохановским городом Солнца лично заинтересовался даже кормчий Страны Советов И. В. Сталин. 17 мая 1928 года на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) вождь указал на серьезные просчеты, допущенные Наркомземом в связи с выдачей разрешения баптистам на строительство религиозного города2. А через неделю Политбюро после доклада Ярославского о деяниях Проханова принимает решение о предписании Наркомзему «ликвидировать дело с организацией Всесоюзным советом евангелических христиан города Евангельска в Сибири»3.

Большевиков социальные проекты Проханова испугали. А что если этот неуемный лидер российских протестантов возьмется за строительство социализма на христианской основе? Где же мы, большевики, с нашей атеистической идеологией тогда окажемся? Ведь Проханов в своем «Манифесте» провозгласил, что «евангельские коровы, лошади, куры, гуси, овцы, а также овощи и фрукты должны быть самыми лучшими во всем мире. Евангельское село должно сиять, как маяк среди далекой окрестности, и звать другие села к преобразованию и обновлению их жизни».

Судьба Проханова во многом оказалась связанной с судьбой России. Талантливому религиозному лидеру довелось жить в эпоху революционеров, мечтателей, утопистов. И естественно, этот человек с такой широкой, чуткой душой и неиссякаемой энергией стал одним из ярких выразителей духа того времени. Проханов всю жизнь лелеял мечту о Реформации в России, наподобие той, которая прокатилась по Европе и существенно изменила облик стран Запада. Христианские коммуны и, наконец, проект города Солнца, или Евангельска, были частью его далекоидущих реформаторских планов.    

1 Цит. по: Савин А. И. Город Солнца: К истории одной религиозной утопии в России. Со ссылкой на Госархив новейшей истории. Ф. П-2, оп. 1, д. 2740, л. 766 об. http://history.nsc.ru/savin.htm
2 Российский Госархив советско-партийной истории. Ф. 17, оп. 3, д. 687, л. 6. Протокол № 25, п. 25.
3 Там же: Оп. 162, д. 6, л. 94.

 

Автор: Владимир Попов
Фото: prirodasibiri.ru; из архива РС ЕХБ; wikiart.org

 

Работает на Cornerstone