Тема

Райские приготовления

Андрей Рябенко
Журнал/Архив/Номер 51/Райские приготовления

Райские приготовления

Рай всегда был для человека чем-то таинственным и манящим, и нужно сказать, что тоска по раю присуща человеку не от хорошей жизни. Мир всегда не такой, каким мы бы хотели его видеть: кажется, мы однажды потеряли что-то важное, поэтому так хочется вернуться в Эдем. Поскольку вернуться все никак не получается, велико искушение взять инициативу в свои руки. Создавались модели идеальных государств, где все люди, согласно замыслу, будут жить в счастье и гармонии. Возник литературно-философский жанр утопия (древнегреч. — «место, которого нет»), который по мере разочарования в возможности реализации построения совершенного общества сменился другим жанром — антиутопией. Были попытки и реального воплощения некоторых моделей на практике, и все мы прекрасно знаем, что ни к чему хорошему это не привело.

Проблема заключается в том, что у каждого человека свое представление о счастье и благополучии, поэтому далеко не каждый захочет жить в том рае, который ему предложен. Но это уже следствие, основная причина заключается в человеческой греховности. Ну не может грешный человек создать ничего совершенного, потому что сам он несовершенен. Человеческое, слишком человеческое, всегда проступает наружу... Сама идея построения Царства Божьего на земле свидетельствует о человеческой надменности и гордыне, ведь если говорить без обиняков, то человек хочет построить Царство Бога без Бога. Как же нам решить эту проблему? Вывод напрашивается сам собой: обратиться непосредственно к архитектору Небесного града.

Райские приготовления

О Царстве Небесном Христос говорит притчами, которые по-особому раскрывают философию рая. Основная идея этих притч заключается в том, что Царство Небесное созидается в сердце человека из чего-то совсем малого, даже ничтожного, но оно становится смыслом всей жизни, ради чего человек готов отдать все, и из малого вырастает что-то великое. Получается, что мы готовимся к Царству Небесному уже здесь, на земле. Но не все, называющие себя христианами, попадут в Царство Бога: помимо пшеницы растут между нами и плевелы, а еще будет вот что: «…при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Мф 13:49–50). Что же является условием попадания человека в рай? Как мне представляется, этим условием является достижение человеком внутренней целостности, когда он перестает быть раздираемым внутренними противоречиями, которые, как правило, проявляются на практике. Внутренняя гармония также красноречиво свидетельствует о себе в реальной жизни. Вера, надежда, любовь — это те добродетели, развиваясь в которых ты всегда сведешь концы с концами в своей духовной жизни и приблизишься к Царству Бога.

Любопытной мне представляется притча о сокровище, скрытом на поле. Человек, нашедший его, считает данное сокровище настолько ценным, что даже не берет его с собой, но продает все, что имеет, и покупает целое поле. Сокровенная встреча с Богом и осознание того, что Он для нас приготовил, не может оставить нас равнодушными и пассивными. Очень просто было бы взять сокровище с собой, быстро его растратить, или же закопать обратно, посчитав, что ты его недостоин. Но происходит переворот сознания, человек отказывается практически от всех былых ценностей и благ, начинается кропотливый труд по воздвижению райского сада. Причем это не индивидуальный сад с высоким непролазным забором, но это сад и для других. Дело спасения не терпит эгоизма. Именно поэтому выкупленное поле может стать полем нашего действия, пространство рая можно и нужно расширять. Такой предлагается образ: Церковь — это собрание садовников, которые делятся друг с другом как опытом, так и результатами трудов, которые приглашают друг друга в свои владения, где в уютных, обвитых виноградным плющом беседках происходят замечательные встречи.

Здесь следует отметить такую немаловажную мысль: в рай силком не затащишь. Если мы не умеем жить по-райски, возникает вполне себе резонный вопрос: а зачем нам рай? Мы же на следующий день попросимся оттуда...

Привыкать к небесным отношениям нужно на земле, иначе там будем чувствовать себя не в своей тарелке. Очень хорошо это обыгрывает Клайв Стейплз Льюис в книге «Расторжение брака», где ад представлен серым городом, который окутан вечными сумерками. Жители города пребывают друг с другом в постоянных ссорах и склоках. И вот, когда совершается автобусная экскурсия в «преддверие рая», оказывается, что никому он не приходится по душе. В раю все слишком настоящее, все настолько реальное, что райская трава для жителей ада тверда как алмаз, а листья неподъемно тяжелы. Но это было бы еще полбеды. Рай оказывается просто чуждым нераскаянному сердцу. Одним не нравится в раю компания, и они предпочли бы совершить основательную рокировку между адом и раем. Другие сетуют на несправедливость положения: мол, не те находятся в раю, и сами они якобы более достойны рая, чем другие (тем не менее, когда им предлагают изменить положение и двигаться к Богу, они отказываются по разным причинам). Третьих гложет какая-то обида. Четвертые отказываются верить в рай, даже видя его собственными глазами. Всех удерживает что-то земное, и никто не желает предстать перед Богом в покаянии.

Райские приготовленияКлайв С. Льюис, английский писатель

Вот характерный пример:

«— Чего от вас и ждать? Вы все тут в сговоре. Не пойду, так и передай. Если я им без тебя плох, и не надо. Я своего требую, понятно? Нечего мне няньку подсовывать. — Он просто радовался, что может угрожать. — Вернусь домой. Я вам не собака. Домой пойду, понятно? А ну вас всех... 

И он направился к автобусу, что-то ворча и пошатываясь от боли. Ноги его не привыкли к алмазной траве»1.

Даже такое бывает:

«Да, кстати, чуть не забыл! Не могу я с тобой идти, у меня же в пятницу доклад. У нас ведь есть богословский кружок. Как же, как же... интеллектуальная жизнь, я бы сказал, бьет ключом. Быть может, не самого высокого уровня... Изменились все, плохо соображают. И склоки у них вечно... Не знаю уж, почему... не владеют, что ли, собой... Что поделаешь, слаб человек!»2

Вот и получается, что вечная жизнь, оказывается, — вовсе не сахар, неподготовленному человеку там и с ума можно сойти. К раю нужно готовиться уже здесь, на земле. Бог добрый, Он силой в рай никого не тащит, там будут только добровольцы, которые здесь, на земле, подготовились как следует: «Есть только два вида людей — те, кто говорит Богу: “Да будет воля Твоя”, и те, кому Бог говорит: “Да будет твоя воля”. Все, кто в аду, сами его выбрали. Ни одна душа, упорно и честно жаждущая радости, туда не попадет. Алчущие насытятся. Стучите, и отворят вам»3.

Покаяние — лишь первый шаг на пути к раю, это приобретение в сердце земельного участка под сад. Теперь необходимо обрабатывать землю — засаживать ее деревьями, цветами, стричь газон, строить уютный дом, приглашать гостей. Это долгий процесс, который мы называем освящением. Для этого нужно отречься от господства своего «я» и научиться любить. Ведь в раю придется жить с людьми, которые тебя порою так сильно раздражали, а возможно, даже и вызывали откровенное чувство ненависти или презрения. Легко любить ближнего за что-то, когда есть все предпосылки к этому, но как же трудно любить за «просто так». За любовь может себя выдавать чистый эгоизм — это любовь-наркотик, желание обладать во что бы то ни стало, когда объект любви становится идолом. Такая «любовь» имеет разрушительную силу. Вот что сказано было в «Расторжении брака» матери, которая не смогла смириться с потерей сына: «Нельзя правильно любить человека, пока не любишь Бога. Иногда удается преобразить любовь, так сказать, на ходу. Но с тобой это было невозможно. Твой инстинкт стал неуправляемым, превратился в манию»4.

Любить непросто, настоящая любовь — это в первую очередь дар от Бога, а во вторую — огромный труд над собой длиною в жизнь. Может, придется при этом лишиться рук, ног или глаза (см.: Мф 18:7–9). Ни капли ада в рай не попадет. Так вот, наша задача — выдавливание из себя ада по капле. Такой вот райский труд.    

1 К. С. Льюис «Расторжение брака» http://azbyka.ru/fiction/rastorzhenie-braka/
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.

 

Автор: Андрей Рябенко
Фото: gettyimages.org; wikipedia.org

 


Работает на Cornerstone