Рай утраченный. «Где райские кущи, где Голос зовущий?..»
Рай... Почему это слово как-то по-особому отзывается в нас?
Если мы прислушаемся к своему сердцу, то обнаружим, что в самой его глубине живут неясные, едва различимые воспоминания о некоей безмятежной, счастливой поре нашей жизни.
Это воспоминания о том, что было в действительности. Человек жил когда-то в мире, покое и радости, в полной гармонии с окружающим миром. Он знал язык птиц и зверей и мог говорить с ними. Он наслаждался общением с любящим и мудрым Отцом.
Но трагедия грехопадения, произошедшая в Эдемском саду, привела к тому, что человек потерял все, что имел. Своим непослушанием Богу он отрезал себя от Него. В результате он лишился того блаженства вечной жизни с Богом, к которому был предназначен, и обрек себя на страдания и смерть.
Врата рая закрылись для человека. Однако смутные воспоминания о нем и мечта о чем-то несбыточном и прекрасном продолжают жить в человеческом сердце. Вопреки всем препятствиям они пробиваются наружу, как зеленый росток сквозь асфальт. Это всемилостивый Господь, который хочет вернуть нас Себе, вновь и вновь пробуждает в нас тоску по нашей духовной отчизне. («Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих…», Пс 41:8.)
Приглядевшись внимательней, мы увидим, что рай не исчез бесследно. Здесь, на земле, мы всегда можем найти какие-то его черты. Потому что мир, в котором мы живем, является хоть и слабым, но все же подобием того прекрасного мира, который был замыслен и сотворен Богом. Так археологи по найденным в раскопах предметам воспроизводят облик древней, давно исчезнувшей цивилизации.
Иногда создается впечатление, что и Бог тоже находится где-то неподалеку, только прячется от нас, чтобы дать нам возможность самим Его найти. Господь настолько дорожит нашей свободой, что не проявляет здесь инициативу. Однако Он изначально вложил в наши сердца стремление к Себе, потому что хочет, чтобы мы искали Его. Как написал когда-то в своей «Исповеди» Августин Аврелий (Блаженный Августин), «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе».
В своем воображении или снах мы порой переносимся в какую-то прекрасную, но неведомую нам страну:
«Неведомые города и страны
Моей мечты —
Лишь образ той страны желанной,
В которой Ты.
Она невидимо сияет,
В душе поет.
Она давно нас ожидает,
К себе зовет.
Господь, Создатель и Спаситель!
Мне крылья дай —
Взлететь в Небесную Обитель —
Твой чудный Край».
Рай обетованный. Небесное Царство
Однако у нас есть теперь возможность обрести рай не только в мечтах и в снах, но и в действительности. Благодаря крестному подвигу Спасителя двери рая снова открыты для нас. Ангел с огненным мечом отошел от древа жизни, и у нас вновь появилась возможность вкушать его плоды. Но вечную жизнь мы получаем теперь от Христа, ведь Он и есть жизнь (см.: Ин 14:6). Он Сам о Себе говорит, что «… пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10:10).
В Новом Завете рай упоминается всего три раза. В Евангелии от Луки — когда Христос незадолго до Своей крестной смерти обращается к покаявшемуся разбойнику: «… истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:43). Во Втором послании к Коринфянам, где апостол Павел свидетельствует о том, «что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова» (2 Кор 12:4). И наконец, в Откровении Иоанна Богослова. Там сказано: «…побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр 2:7).
При этом рай в Новом Завете, так же как и в церковной традиции, отождествляется с Небесным Царством.
Представление о Небесном Царстве не вмещается в наше сознание. В человеческом языке нет таких слов, которые могли бы выразить, что оно собой представляет. Поэтому те, кто описывает Небесное Царство, используют обычно образы.
Вот как говорится об этом в Книге Откровение Иоанна Богослова: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже: ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое… Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой… И вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию… Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его… И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр 21:1–6; 10; 22–24; 27).
Небесное Царство — это новый, полностью преображенный мир, в котором творение обретет свою наивысшую полноту. Мир, в котором Бог будет «все во всем» (1 Кор 15:28). Именно там, в Небесном Царстве, мы и найдем все то, чего нам здесь так недостает:
«Есть много разных стран,
Далеких и прекрасных.
Чтоб в них попасть, пускаемся мы в путь.
Но есть одна страна.
В нее войти не властны мы,
Но верю, что откроется когда-нибудь
Небесный Град,
Небесный Град.
Страна, где царствует любовь.
Небесный Град,
Небесный Град.
Страна, где царствует любовь.
В нее войдет лишь тот,
В чьем сердце Божий дух живет,
Кто никогда не ищет своего,
В ком дух любви неугасим,
Кто свет Христов несет другим.
И смерть не властна над ним.
Господь освящает,
Господь исцеляет,
Господь побеждает смерть.
Господь освящает,
Господь исцеляет,
Господь побеждает смерть.
О, мой Господь!
Приди и властвуй надо мной,
Своей любовью душу освяти.
Нет жизни той прекрасней
И нет другого счастья,
Чем вечную любовь нести.
Любовь долготерпит,
Любовь милосердствует,
Любовь не гордится.
Любовь все переносит,
Любовь все покрывает,
Любовь все объемлет».
Рай обретенный. Опыт рая в нашей земной жизни
Мы знаем, что во всей своей полноте Небесное Царство откроется лишь после окончания мировой истории. Однако Христос говорит нам: «…Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:21). Это означает, что Небесное Царство, то есть рай, может прийти к нам уже сейчас.
Можем ли мы сказать о себе, что имеем опыт жизни в раю? Да, можем, если живем в любви. Когда, принимая в себя Божью любовь, мы делимся ею с другими, когда мы отдаем себя своим ближним, мы живем в раю. Потому что опыт рая как раз и заключается в любви.
Мы можем сказать о себе, что имеем опыт жизни в раю, если живем в Боге. Ведь жизнь в Боге — это и есть рай. Христос предлагает нам полностью соединить нашу жизнь с Его жизнью. Тогда мы будем жить в Нем, а Он — в нас. Иногда нам это удается, и тогда мы осознаем, что и в самом деле «здесь и сейчас» пребываем в реальности рая.
В те минуты, когда Господь приходит в наши сердца и озаряет их Своим светом и Своей любовью, в них воцаряются гармония и мир. Мы ощущаем тогда переполненность какой-то необыкновенной, неземной радостью. Это и есть предощущение будущего рая, слабые отзвуки ожидающего нас Небесного Царства.
«Невидимая музыка звучит —
Небесный музыкант ее играет.
Пока не различим ее мотив,
Но сердце чуткое уже ему внимает.
Благоухают райские сады.
Цветы невиданные в сердце расцветают.
И Древа Жизни чудные плоды
Нам сладостию душу наполняют».
Этот опыт прикосновения к иной, духовной реальности необычайно для нас важен. Он пробуждает в наших сердцах тоску по утраченному раю и одновременно вселяет надежду на то, что когда-то и мы войдем в Небесное Царство, уготованное нам «от создания мира» (Мф 25:34), и увидим новое небо и новую землю, «…на которых обитает правда» (2 Пет 3:13).
Автор: Лидия Маянц
Фото: gettyimages.ru