Слово

Задачи современной церкви

Билли Грэм
Журнал/Архив/Номер 51/Задачи современной церкви

Задачи  современной церкви

Один мой друг возглавил довольно большую церковь. Когда я спросил его, как ему его новое место служения, он ответил: «Саму Церковь я здесь еще не нашел. И если в течение года не найду, я уйду».

Практически каждый служитель согласится, что существует «Церковь внутри церкви», — в каждой церковной общине есть группа людей, зачастую небольшая, в жизни которых состоялась личная встреча с живым Христом, которая полностью их изменила. По-гречески слово «церковь» звучит как ecclesia, это слово происходит от глагола «собрать», «призвать», «созвать». Со дня Пятидесятницы и доныне Церковь состоит из истинно верующих людей, соединенных во Христе. Писание учит нас, что мы — Тело Христово, а Он — глава этого Тела (см.: Еф 1:22–23). Истинная Церковь — это тот Храм, в котором Святым Духом обитает Бог (см.: Еф 2:21–22).

Поэтому внутри всего этого многообразия организаций и институтов христианского мира со всей их сложностью и бюрократией существует истинное Тело Христово. Членов истинного Тела знает в основном только Сам Бог. Их имена записаны в Книге жизни Агнца (см.: Откр 21:27). Они рассеяны по всем конфессиям, а многие вообще ни к какой конфессии не относятся. Они и есть призванные. И, согласно обетованию Христа, именно эту «Церковь внутри церкви» не одолеют врата ада (см.: Мф 16:18).

Ведущий британский журнал как-то попросил меня написать статью о том, что бы я изменил в церкви. Я бы хотел перечислить некоторые из советов, которые я привел в той статье.

Во-первых, я бы призвал церковь вернуться к библейскому основанию. Протестантская церковь сегодня, вероятно, так же далека от библейского основания, как церковь Рима XVI века. Категорически необходима новая Реформация внутри протестантской церкви.    

Пророк Иеремия обличал свое поколение такими словами: «…вы извращаете слова живого Бога» (Иер 23:36). В наши дни многие люди церкви извращают учение Библии. Зачастую отвергается сам авторитет Писания. И такая церковь подобна кораблю в море, потерявшему управление и ориентиры. Мы подобны самолету, который в плохую погоду утратил радио–связь с диспетчерской вышкой.

Во-вторых, я бы предложил каждому члену церкви начать с того, с чего начинали первые ученики, — с подлинного обращения. Иисус сказал: «По плодам их узнаете их». Само то, что плод Духа — любовь, мир, радость (см.: Гал 5:22), необязательно сопутствует всякому, кто называет себя христианином, и это — доказательство того, что подлинной личной встречи с Богом у человека не было.

После многих лет проповеди по всему миру и наблюдения за деятельностью церкви я убежден, что в мире есть несметное число людей, которые в силу тех или иных причин как-то идентифицируют себя с Церковью, но которые при этом не пережили того, что Писание называет обращением. Учеников Христа отличало то, что люди видели по ним, «что они были с Иисусом» (Деян 4:13). Значительные части церкви сегодня оказались бесплодными и стерильными, потому что искра Божественного света Христова не обитает в них.

В-третьих, я бы напомнил о необходимости исполнения Духом Святым. До Пятидесятницы ученики были самыми обычными людьми. В день сошествия Святого Духа все изменилось.

Читая о жизни известных христиан разных веков, невозможно не увидеть, насколько важен был для них Святой Дух. У церкви сегодня есть все, что нужно для успеха: деньги, помещения, организации, образование и методология. Но не хватает искры Божией, чтобы все эти средства и инструменты зажглись духовным огнем, который мог бы охватить всех людей и принести на измученную землю мир. Эта искра — личная исполненность Духом Святым каждого верующего, без нее церковь бессильна.

В-четвертых, я бы призвал церковь вернуться к библейской дисциплине. Я не предлагаю восстановить пуританизм с его легализмом и перегибами. Нам нужно новое очищение, которое бы позволило сочетать самодисциплину, самоотречение и готовность взять на себя крест Христов с сохранением той великой свободы, которая нам дарована в Иисусе Христе.

Церковь скатилась в антиномизм*. Отрицание закона стало столь серьезной опасностью, что разница между христианами и нехристианами оказалась еле видна. Писание говорит, что жизнь христианина должна отличаться от злых путей мира сего.

Задачи  современной церкви

В-пятых, я поставил бы во главу угла христоцентричность. «Мы Им живем и движемся и существуем» (Деян 17:28). Весь Новый Завет — свидетельство того, как первые христиане ставили Христа в центр всего, что делали и говорили. Сегодня мы скрываем Его за нашей особой риторикой, заимствованными ритуалами и всевозможными религиозными ловушками. От всего этого необходимо избавиться, чтобы людям открылся настоящий, живой Искупитель и Спаситель.

В-шестых, я бы призвал церковь вспомнить трепет, волнение, радость и непрестанное ожидание, которые были присущи ранней церкви. Наша ортодоксия и наш либерализм сделали из нас мертвецов. В день Пятидесятницы христиане были настолько воодушевлены, что люди вокруг считали их пьяными (см.: Деян 2:13; 15). Но если кто-то зайдет в среднестатистическую церковь сегодня, сочтет ли он собравшихся пьяными? Скорее спящими. Куда бы ни шел Иисус, Его приход будоражил местное сообщество. Куда бы ни отправлялись апостолы, людей охватывало волнение и предвкушение чего-то нового. Именно к этому нам стоит вернуться.

В-седьмых, я бы призвал церковь быть современной и актуальной. Я бы хотел, чтобы церковь заняла должную позицию в борьбе с ужасающими социальными язвами наших дней.

Но начал бы я с духовной перспективы. Только здоровая церковь может помочь больному миру. Значительная часть социальной работы сегодня — это всего лишь гуманизм. Я убежден, что мы не можем спасти мир, пока мы сами не спасены. Мы не способны изменить мир, пока мы, члены церкви, не преображены силой Христа. Мы не можем избавить общество от проблем, пока нас самих не искупил Христос.

Один из руководителей международной программы по борьбе с бедностью сказал мне, что после многих лет социальной работы он пришел к выводу, что самая большая потребность людей — духовная. Именно поэтому Христос сказал: «Должно вам родиться свыше» (Ин 3:7).

Однако некоторые члены церкви считают, что благовестие необходимо понимать по-новому: как социальную инженерию, политическое давление и даже революционную борьбу. Нам говорят, что якобы только так можно чего-то добиться. И мы видим сегодня, как церковные организации сосредотачивают свои усилия на прокламациях, лоббировании, пикетировании, демонстрациях и даже призывах к насилию, чтобы прийти к социальным и политическим изменениям в своих странах. Некоторые церковные лидеры считают, что мир необходимо принуждать к согласию с их видением социальных преобразований. Они утверждают, что это значительная составляющая христианской миссии.

Но я считаю, что основной миссией Церкви является изменение людских сердец. А единственный способ изменить людей — это помочь им обратиться ко Христу. Только тогда они будут способны жить по заповеди «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк 12:31).

У нас, христиан, есть две обязанности: возвещать Благую Весть Иисуса Христа как единственный ответ на глубочайшие потребности человечества и как можно лучше применять принципы, данные нам Христом, к общественным условиям вокруг нас. Мир может спорить с убеждениями и Символом веры, но против изменившихся жизней ему сказать нечего. А именно это совершается, когда простая Благая Весть Христа проповедуется и возвещается с силой и властью Святого Духа.

Я призвал бы церковь вернуться к своей основной задаче: возвещать Христа — Христа распятого и воскресшего. Он может преобразить жизни и ответить на глубочайшие потребности человека, Он — единственная панацея от проблем, стоящих перед миром.    

*Антиномизм (греч.) — пренебрежение к практической нравственной дисциплине Ветхого Завета: человек спасается не делами, а одной верой и покаянием; антиномистического учения держались многие гностические и мистические секты. У лютеран представителем антиномистического учения был И. Агрикола; Лютер осудил Агриколу.
Брокгауз и Эфрон. 1907–1909. https://slovari.yandex.ru/~книги/Брокгауз%20и%20Ефрон/Антиномизм/

 

Автор: Билли Грэм
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»
gettyimages.ru

 


Работает на Cornerstone