Тема

Проповедник благодати

Владимир Попов
Журнал/Архив/Номер 50/Проповедник благодати

«Благодать — это душа Евангелия. Без нее оно мертво. Благодать — это музыка Евангелия,и без нее оно беззвучно и безутешно.» Чарльз Сперджен

Проповедник благодати

Уже в самом юном возрасте Чарльз промыслом свыше был призван возвещать Евангелие благодати Божьей. Как-то, застигнутый студеной зимней бурей, юноша забежал в маленькую церковь методистов. Престарелый пастор говорил не шибко грамотно и искусно, но искренне, от души. Заметив юного посетителя, он обратился к нему просто, по-отцовски со словами: «Молодой человек, ты будешь несчастен, если от всего сердца не уверуешь во Христа и не станешь служить Ему».

Там, в маленькой группе пожилых людей, и произошло обращение Сперджена. Этот день был поворотным моментом в его жизни. Не раз он будет вспоминать и свидетельствовать о том, что сотворил с его душой Господь. «Мне казалось, что я вот-вот выпрыгну из кресла, в котором сидел, и закричу вместе с самыми громкими братьями из методистов: “Я прощен! Я прощен! Еще один памятник благодати воздвигнут сегодня — еще один грешник, спасенный кровью Христа!”» — писал он в своей автобиографии.

Решительно последовав за Христом, Сперджен пробует себя на поприще христианской педагогики. Оставив родительский дом в Кальведоне, небольшом селении графства Эссекс, где Чарльз появился на свет 19 июня 1834 года, он переезжает в Кембридж, чтобы служить учителем в воскресной школе. Не только ученики, но и его коллеги-учителя с увлечением внимали урокам юного наставника. Помимо работы в школе Сперджен присоединился к странствующим проповедникам. Они обошли все деревеньки в окрестностях Кембриджа. Местные жители, забывая о времени, слушали вдохновенное слово прямо на поле или в сарайчиках.

Совершенно неожиданно девянадцатилетний Чарльз получает приглашение из Лондона стать пастором одной столичной баптистской церкви. Эта церковь явно умирала. Количество членов ее и посетителей уменьшалось из года в год. Сперджен произнес здесь серию проповедей, и вскоре помещение, рассчитанное на тысячу посадочных мест, стало тесным от массового притока новых людей.

Принимается решение кафедру проповедника переместить в концертные залы. Оказалось, что и многотысячные залы не могут вместить всех желающих слушать Сперджена. Но где успех, там — зависть. На одном из собраний раздался крик какого-то злопыхателя: «Пожар! Пожар!» Зал охватила паника, народ бросился к выходу. От напора толпы рухнула верхняя галерея. Кто-то погиб, и было много раненых. Проповедник заболел от сильного душевного потрясения. Через некоторое время помещение отремонтировали, силы проповедника восстановились, и он вновь появился на кафедре. Каждое воскресное утро от десяти до двенадцати тысяч слушателей устремлялись туда на проповедь. А по вечерам Сперджен проповедовал в церковном здании для членов общины.

Не только Лондон, а практически вся Англия и вся Шотландия быстро стали аудиторией Сперджена. Его приглашают всюду.

Проповедническое служение Сперджена развернулось на волне большого духовного пробуждения. В конце 50-х годов XIX века оно вспыхнуло в Америке и вскоре распространилось во многих районах Британии. «Времена трепетного освежающего Божьего присутствия пали и на нашу землю», — отмечал Сперджен. Английские церковные историки назвали 1859 год истинным годом Божьей благодати. Оценивая феномен «года благодати», корреспонденты газет писали, что от дней Уэсли и Уайтфильда Англия ничего подобного не видела, «необыкновенный подъем веры и духовное оживление повсеместны».

Сотни тысяч душ обратились к Богу через проповеди Сперджена. В огромных залах, где он проповедовал, явно чувствовалось веяние Духа Святого. Изобилие духовных плодов он не приписывал себе, своим талантам и способностям. Он писал, что проповедовал Евангелие в простоте и искренности, если что-то у него и получалось, то получилось по благодати Божьей, если он и достиг успеха, то этому есть только одно объяснение — благодать.

Широко известен Сперджен и как наставник проповедников. Его популярная книга «Добрые советы проповедникам Евангелия» — один из самых лучших практических учебников по гомилетике, искусству церковного красноречия. Автор не поучает свысока, а ведет непринужденную беседу со своими молодыми собратьями о самом важном и трудном служении — проповеди Евангелия. Проповедник евангельской благодати прежде всего должен быть сам достоин ее. Никакая степень образованности и учености не может означать божественного призвания к проповедничеству. Истинная жизнь в Боге — вот непременное его условие, подчеркивал он.

Проповедник благодати

На исходе XIX века «Добрые советы проповедникам Евангелия» появились и в России. На русский язык эту работу перевел и издал ректор Московской духовной академии епископ Евдоким. В предисловии он писал о Сперджене как о выдающемся ораторе. Он сообщал русскому читателю, что Сперджена собирались слушать «толпы народные», которые иногда доходили до двадцати пяти тысяч человек. Переводчик сетовал на упадок проповедничества в России, из-за чего к публикации была предложена лишь небольшая часть трудов этого плодовитого и талантливейшего английского проповедника. Полезность проповедей Сперджена епископ Евдоким видел в том, что знакомство с ними даст внимательному читателю возможность с необычайной ясностью и глубиной увидеть и понять свои прямые и священнейшие обязанности и восстать из той бездны мрака, в какой он до сих пор находился. Осветить жизненный путь человеку — великое дело, считал епископ.

Лекции Сперджена для студентов богословия нашли добрый прием у православных семинаристов, ими пользовались священники, их прорабатывали наставники из евангельских церквей.

Чарльз Сперджен очень тяжело переживал проникновение либеральных и модернистских идей в богословие и церковную практику. Так называемое новое богословие стало заявлять о себе под влиянием сочинения Чарльза Дарвина «Происхождение видов» и нарастающей критики Библии. Модернистские богословы проводили ревизию Священного писания, выхолащивая из него все сверхъестественное, недоступное научному объяснению. Отрицались библейские чудеса, воскресение Христа, божественная природа Христа ставилась под сомнение. Такие подходы вели к упадку духовной жизни, вызывали стремление некоторых церковных служителей превращать богослужения в развлекательные шоу. С церковных кафедр провозглашалось евангелие морали, евангелие успеха, а Евангелие искупления, Евангелие креста упразднялось.

Сперджен мужественно и стойко публично стал на защиту незамутненной модными изысками подлинной Евангельской Вести. Он писал, что XIX век «кишит сомнениями, как древний Египет — лягушками». Человек сталкивается с ними повсюду. Все сомневаются во всем, и не только в религии, но и в политике, и в экономике, вообще во всем. Сперджен убеждал своих студентов остановиться и стоять спокойно там, где есть уверенность в правде.

К концу 80-х годов Сперджен оказался в самом эпицентре острейшего конфликта между сторонниками «нового богословия» и приверженцами традиционной веры. Когда Сперджен убедился в том, что некоторые ответственные служители Союза баптистов Великобритании тоже заразились вирусом модернизма, он принял решение выйти из союза. Этот шаг и его бескомпромиссная позиция по отношению к тем, кто искажал суть Евангелия Иисуса Христа, навлекли на него бурю негодования со стороны лагеря либеральных богословов и служителей.

Многообразное служение в разных сферах и нескончаемые баталии с оппонентами не могли не сказаться негативно на состоянии и без того слабого здоровья Сперджена. Обострились хронические болезни и прибавились новые. Чарльз Сперджен оставил мир сей 31 января 1892 года.

Проповедническое служение Сперджена — это целая эпоха в истории духовной культуры Англии. В корпусе Лондонского библейского колледжа был открыт музей, посвященный жизни и трудам Сперджена. Его проповеди и беседы имеют не только духовное и богословское значение, но и художественное, эстетическое. Британцы любили и продолжают любить горячего провозвестника Евангелия. Знаменитый исследователь Африки и миссионер Давид Ливингстон всегда имел при себе сборники проповедей Сперджена. Писатель Чарльз Диккенс часто бывал в числе заинтересованных и благодарных слушателей проповедника. На малой родине Сперджена, в Кальведоне, в дни юбилейных дат всегда многолюдно. У малой речушки, где Чарльз принимал крещение, по традиции собираются местные школьники и гости со всей страны, чтобы вспомнить своего великого соотечественника.

В 1905 году в Лондоне был созван Первый всемирный конгресс христиан-баптистов. Российских баптистов на этом международном форуме представляли известные служители — Дей Мазаев, Василий Иванов и Василий Павлов. Сразу же по прибытии в Лондон они отправились на Норвудское кладбище отыскивать памятник проповеднику Евангелия Чарльзу Сперджену.

В те дни местные газеты писали о русских баптистах, что эти христиане посчитали своей первой необходимостью «почтить память человека, любезного Господу Богу и любезного людям Божьим». Своей заметкой журналисты засвидетельствовали, что Чарльз Сперджен как проповедник спасительной Божьей благодати есть явление не только национальное, но и всемирное.

 

Автор: Владимир Попов
Фото: gettyimages.ru

 


Работает на Cornerstone