Тема

Новое слово о благодати

Ирина Апатова
Журнал/Архив/Номер 50/Новое слово о благодати

Как не оставить Бога на небесах, а человека — на земле?

Новое слово  о благодати

 Греческое слово «харис» вызывает определенное затруднение у переводчика. Спектр значений этого слова огромен: «доброта», «доброжелательность», «расположение», «любовь», «милость», «благодеяние», «помощь» и даже «Божье присутствие». Оно сияет гранями смыслов как ограненный драгоценный камень. И это соответствует удивительной природе благодати, ее многогранности, обусловленной Божественной сущностью. Благоволение Бога к человеку удивительно и обусловлено верностью, постоянством, милосердием Бога, явленным нам через Иисуса Христа, умершего за наши грехи и воскресшего.

«Харис» переводится словом «благодать» лишь в тех случаях, когда речь идет о милосердии Божием по отношению к людям, которые этого не заслуживают. Но в греческом оригинале «харис» употребляется и тогда, когда речь идет о взаимоотношениях между людьми, однако на русский в этом случае оно переводится как «благосклонность», «благоволение», «милость», но никогда как «благодать». Почему же одно и то же слово переводится по-разному в этих контекстах? Обусловлено ли это тем, что любые человеческие отношения дискредитированы и не выдерживают высоких стандартов безупречности и благодати? И переводчики таким образом как бы «сохраняют дистанцию» между небом и землей?

Однако употребление слова «харис» в другом контексте скорее говорит нам о том, что милостью Божией людям дана надежда на достижение высоких благодатных отношений между собой, сопоставимых в каком-то смысле с отношением Бога к людям. Бог не оставляет человека одиноким во взаимоотношениях с другими людьми и Сам присутствует в этих отношениях, возвышая их до неба Своей благодатью. Во всем этом видится надежда на то, что Божьей милостью возможно безусловное прощение человека человеком. Земной человек может, находясь пред лицом Бога, в Его благодати подняться до высоты небесных отношений и преобразиться настолько, чтобы благодать распростерлась и на других людей.

В книгах Ветхого Завета встречается аналог «харис» — еврейское слово «хэн», которое переводится на русский язык как «благодать» или «благоволение» («обрел благодать пред очами Господа», Быт 6:8). Явление благодати — это всегда живое действие двоих — человека и Бога. Специфические выражения «пред очами Господа», «перед лицом Бога», «лицом к лицу» указывают на тесную взаимосвязь Бога и человека, открытость человека Богу, на отношения между Богом и человеком, на их встречу, диалог. Что подразумевает и всегда является действием двоих, когда Бог дает, а человек принимает, по доброй воле открывая Богу свою жизнь, душу и желания. Именно эта открытость пред Богом Моисея, Ноя и Авраама во многом стала причиной Божьего благоволения к ним.

Таким образом, благодать не просто дар, милость, но дар, который, с одной стороны, делает возможными личные отношения с Богом, а с другой — сопровождает их. Обещание Бога «Я буду с тобой», «не бойся, Я с тобой» непосредственно связаны с благодатью, которую человек обретает именно благодаря присутствию Бога рядом с ним. Со стороны человека это поведение, когда он делает для ближнего своего больше, чем предписывает обычай, отказывается от справедливого воздаяния и прощает того, кто тяжко перед ним виноват.

Во многих языках нет существительного, передающего смысл столь абстрактного понятия, как «благодать», а есть глагол, передающий значение «быть добрым», «проявлять милость, благосклонность», «быть благостным», хотя последнее выражение более «статично» и ассоциируется с умиротворением, неизменяемостью, что, по сути, не передает того, что Бог желал бы видеть в нас. Таким образом, со времен Ветхого Завета формировалось понимание того, каким образом человек может состоять в благодатных отношениях с Богом.

Благодать всегда больше, чем мы можем понять и принять, как непостижим Бог, дающий больше, чем мы заслуживаем, больше, чем предписывают обычай, справедливость, здравый смысл. Именно поэтому благодать имеет тенденцию расти, увеличиваться по мере нашего понимания и принятия ее. Мы тем большую имеем благодать, чем больше оказываемся способными понять ее, каждый день находясь перед «лицом Его», перед «очами Его».

Благодать — это действие еще и потому, что все живое находится в действии, и сами отношения с Богом — живое общение с Ним. Божье присутствие наполняет человека благодатной жизнью, дающей силы. Это незаслуженное благоволение Бога по отношению к человеку, когда последнему дана вся гармония красоты Божьей милости, и человек под влиянием этой благодати изменяется. Божье всемогущество позволяет пройти этот путь, преодолеть расстояние от нахождения в грехе до красоты прощения. Путь от мертвого состояния пред Богом к жизни пред лицом Его.

Благодать — это путь, на котором встречаются Бог и человек, небо и земля. Это диалог, где в полной мере проявляются Божественная совершенная сущность и человеческое несовершенство, где Бог прощает человеку его несовершенство и  трансформирует его в отношения благодати с другими. Это и означает для человека быть пред лицом Бога.

Глубинная сущность этого понятия в Ветхом Завете и в Новом Завете приоткрывается при сравнении двух самых важных текстов Слова Божьего, касающихся взаимоотношений Бога и человека: главной заповеди Ветхого Завета «возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим» (Втор 6:5) и главного откровения Нового Завета — «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин 3:16). Если в первом случае Бог предлагает человеку полюбить — это путь человека к Богу, то во втором Сам Бог идет к человеку. Часто человек получает дар благодати, не задумываясь о Дарителе, происходит ее персонификация, но субъектом действия в Посланиях Павла и других книгах Нового Завета всегда и безоговорочно является Господь Иисус Христос. Идея автономности от Бога глубоко внедрилась в человеческую сущность и свойственна даже тем людям, которые считают себя христианами. В частности, идея автономности земли от неба присуща именно христианам. Когда благодать воспринимается человеком не как неотъемлемый дар Божий, который реализуется в его жизни через Божье присутствие, а как нечто отдельное от Бога, то человек неотвратимо удаляется от Бога.    

 

Автор: Ирина Апатова
Фото: gettyimages.ru

 


Работает на Cornerstone