Проект

Христианский проект Елены Денисовой «Мы все из одной глины»

Татьяна Чернышева
Журнал/Архив/Номер 50/Христианский проект Елены Денисовой «Мы все из одной глины»

Христианский проект Елены Денисовой «Мы все из одной глины»

Творческой энергии Елены Денисовой можно позавидовать. Ее креативный подход к обычным вещам поражает воображение. О том, как смелость и Божья благодать могут творить чудеса, об оптимизме, любви и своем новом проекте, который только что закончился, актриса Елена Денисова-Радзинская рассказала в интервью нашему журналу.

— Лена, я тебя знаю как актрису, поэтессу, благотворителя, общественного деятеля. Сейчас ты попробовала себя в новом амплуа — режиссера, продюсера. Расскажи, как так получилось, что ты стала писать сценарии, заниматься постановкой спектакля?

— По некоторым причинам я стала помогать ребятам-аутистам. В Москве есть творческая мастерская, где с ними занимаются, лепят из глины, выжигают, мастерят — в общем, что-то делают руками. Там и родилась идея спектакля. Но Бог захотел от нас большего.

— Чем интересен этот спектакль?

— Общество делит людей на бедных и богатых, на здоровых и больных, по национальному признаку. В спектакле мы поднимаем тему разделения между людьми.

В нашем спектакле приняли участие профессиональные актеры и несколько актеров-любителей. В итоге получился необычный евангелизационный проект с привлечением многих людей, с взаимодействием сцены и зала, церкви, исполнителей и зрителей, с обедом, включавшим в себя пятнадцать кухонь народов мира. Все это в конце концов окончилось установлением многих самых разных очень позитивных связей. Для более яркого воплощения наших идей мы перенесли действие в мир животных, это помогло присоединиться к спектаклю и ребятам-аутистам. 

— Вы назвали спектакль «Мы все из одной глины». Откуда появилось такое название?

 — Оно появилось не случайно, в студии мы с ребятами лепили фигурки из глины. Бог тоже создал людей из глины. Когда мне пришла в голову эта мысль о названии спектакли, я заметила, что улыбаюсь, и мне очень хорошо. Можно сказать даже, что я испытала Божью благодать. 

— Это был твой первый постановочный опыт. Не секрет, что работа с творческими людьми — нелегкое дело. Расскажи, как разрешались сложные моменты. Что помогало?

— В нашем спектакле благодатью было все — даже то, что у нас с самого начала было мало средств и времени. Кроме того, мне приходилось очень многое делать впервые. И, уже оглядываясь назад, я понимаю, что у меня не было ни сил, ни времени на выяснение каких-то отношений — все было в разумных рабочих пределах. Я считала, что главной моей задачей было сохранять отношения в нашей команде. Все остальное делал Бог!

— Бытует мнение, что процесс подготовки иногда важнее, чем сам результат. Как это было в твоем случае? Как протекал процесс репетиций?

— Иногда я вставала в четыре утра, и рождались стихи для этого спектакля, мелодии. В частности, так была написана Ария Создателя. Он Сам диктовал мне — я была вся в слезах. То была благодать, которую Он изливал, и во всем были размер, рифма, слог. Мне ничего не надо было сочинять и выдумывать.

В процессе подготовки чудеса происходили на каждом шагу. Чудесным образом приходили деньги от неизвестных людей.

Чудом было то, как Бог посылал нам людей на разные роли. Мы долго не могли найти актера на основную роль Колобка, я даже была готова остановить проект и в молитве сказала об этом Богу. Наутро Колобок «прикатился» сам. И не было никаких сомнений — да, это наш Колобок, главный герой спектакля — актер Алексей Матюкевич! Исполнительница роли Лисы Диана Бурова приехала из Крыма, тоже пройдя непростой путь перед тем, как попасть к нам. Медведь приехал из Белоруссии — Максим Ковалевский с детства мечтал работать в Театре Армена Джигарханяна, и после нашего спектакля его пригласили работать в этот театр.  Волк — Рамиль Гулиев — из Азербайджана. На протяжении всех репетиций было сколько чудес!  Я такого не помню со времени своей первой любви к Богу, когда все было чудом.

— Я была на спектакле. И честно признаюсь, большим сюрпризом стало появление на сцене Иосифа Кобзона. Как Иосиф Давыдович попал в ваш спектакль?

— Это совершенно особый случай. Вторую арию Создателя должен был петь актер, которому она не нравилась. И тогда я подумала: «А вот бы это спел Кобзон!»

Вскоре после этого я ехала по делам мимо гостиницы «Пекин», мою машину заблокировала другая машина. Я сижу, жду, когда путь освободиться, и в этот момент вижу Кобзона, который медленно идет — нет, просто плывет мимо — и смотрит на меня. Тут я вспоминаю, что именно его хотела бы пригласить на эту арию, бросаю машину, бегу к нему, рассказываю о проекте, и он соглашается нам помочь!

Христианский проект Елены Денисовой «Мы все из одной глины»

— В твоей жизни после выхода спектакля что-то поменялось?

— Вообще, всю жизнь, начиная с детства, как я теперь понимаю, я ходила под благодатью Божией. Благодатью для меня была моя мама, которая трогательно ухаживала за мной. Благодатью было и то, что я родилась не в церковной семье, не знала церковных традиций — мое общение с Богом всегда непосредственное, живое. Я знаю, чувствую, понимаю, что с приходом Христа в мою жизнь благодати стало еще больше, хотя я этого не заслуживаю. То, что Он добр, я почувствовала еще до того, как начала регулярно читать Библию. Можно попросить Его о прощении, и Он простит. Я теперь точно знаю: благодать в том, что, пока я жива, Он дает мне шанс за шансом. И это очень ценно для меня!

Сейчас, можно сказать, в моей жизни начался новый этап. После выхода этого спектакля многие мои предубеждения ушли в прошлое. Работа над ним поменяла меня очень круто. Я вновь ощутила себя живой христианкой и хочу это сохранить. Я познакомилась с прекрасными актерами, с которыми продолжаю дружить и общаться. Особо хочу поблагодарить Савву Старковского и Даниила Дмитриева,  наших режиссеров. 

Я не идеальная христианка. Но я живая! И это мой плюс. И я не хочу быть мертвой. Я хочу быть собой. Любить Бога и людей, отпускать тех, кого не надо держать. Побеждать зло добром!

Христианский проект Елены Денисовой «Мы все из одной глины»

— Ну конечно, не могу не задать вопрос о сотрудничестве с Эдвардом Станиславовичем Радзинским. Ведь он выступил в роли сценариста. А в самом спектакле читал закадровый текст. Как тебе работалось с супругом?

— Я попросила мужа помочь нам, включиться в нашу работу, однако это дело оказалось очень трудным. Ведь ему нужно было «выключиться» на время из своих девяти или десяти работ. В результате мой муж не только ввел свой персонаж — Муравьеда — в спектакль, но и озвучил всю сюжетную линию.

— Лена, будешь ли продолжать работу как продюсер и режиссер? Над чем ты работаешь сейчас, о чем мечтаешь?

— Для меня сейчас главная тема в искусстве — Бог в современных обстоятельствах. Современный Бог. Не в джинсах, конечно, а Тот, Который рядом с теми, кто в джинсах!

Сейчас у меня два замысла. В одном сценарии некоторые линии сюжета пересекаются с трагедией Шекспира «Ромео и Джульетта». Там много диалогов, есть лирическая линия.

А вторая пьеса — об отношениях Жорж Санд и Шопена. Но она пока только в проекте, только в начальной стадии. (Улыбается.)

— Желаю тебе, чтобы все намеченное могло воплотиться в жизнь. А мы будем ждать твоих новых спектаклей.

— Спасибо!

 

Автор: Татьяна Чернышева
Фото: из личного архива Елены Денисовой-Радзинской публикуются с ее разрешения;
gettyimages.ru

 

Работает на Cornerstone