Тема

«Думали, что они получат больше»

Виктор Гамм
Журнал/Архив/Номер 49/«Думали, что они получат больше»

«Думали, что они получат больше»

Всем хорошо известна евангельская притча о работниках в винограднике (см.: Мф 20:1–16). Хозяин набирал людей для сбора урожая. Первыми к нему нанялись те, кто с утра искал работу. Это были люди, любившие и знавшие свое ремесло. Работа в винограднике требовала физической силы и выносливости. Кроме того, эти работники должны были обладать определенными навыками: уметь подрезать ветви, собирать плоды, обслуживать давильни, следить за ферментацией и т. д. В общем, можно сказать, что эти работники были настоящими профессионалами. Именно поэтому их и наняли первыми.

Но было в этих людях нечто, отличавшее их от других: они были совершенно убеждены, что их профессионализм дает им неоспоримые преимущества перед другими и что им «все должны».

Такой образ мыслей в еще большей степени свойствен современному человеку. Он находит немало поводов, которые дают ему возможность осознать свое положение как привилегированное. Вспомните рекламу L’Oreal: «Ведь ты этого достойна!»
 
В мире культивируется такой образ мыслей. Например, сегодня широко распространены кредитные и прочие карты, названные «серебряными», «золотыми», «бриллиантовыми» — одно название дает их обладателю возможность почувствовать свою исключительность. В действительности держатель такой карты имеет различные мелкие привилегии. Подобные ухищрения формируют определенный менталитет,  угрожающий психологическому климату в обществе. Сегодня в мире огромное  число людей думает о себе, что у них особый статус и что им все должны. В рассматриваемом библейском отрывке сказано о таких: «Думали, что они получат больше».

Почему некоторые люди считают, что им полагается спецобслуживание? Иногда так думать позволяет их должность или титул, стаж и выслуга лет (работники трудились много часов, они понесли «тягость дня и зной»),  прошлые заслуги — реальные или вымышленные (вспомните претензии к отцу старшего брата из притчи о блудном сыне: «Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего» — Лк 15:29). Чувство превосходства некоторым людям дает близость к источнику власти, ошибочное ощущение, что общие правила к ним не относятся. Иногда подобные  ощущения человек испытывает, имея диплом престижного вуза, богатство, особую этническую или семейную принадлежность («Отец у нас Авраам» — Мф 3:9), славу, внешность и т. д. 

Такая ментальность проистекает из ветхой природы человека, не освященной благодатью Святого Духа. Согласно Посланию к Галатам (5:19–20), «Дела плоти известны; они суть… своекорыстие» (пер. Института перевода Библии в Заокском). Своекорыстие коренится в сердце человека, не раскаявшегося пред Господом. Что же касается верующих, то подобные проблемы свойственны тем, кто не подчинился Христу как Господу и не отдал Ему всего своего сердца.

Все это не обходится без последствий как для окружающих, так и для самих носителей такой ментальности. Человек, которому «все должны», подвержен зависти, а, по слову Библии, «зависть — гниль для костей» (Притч 14:30). Такие люди нередко ропщут и жалуются, с ними нелегко общаться, трудно наладить отношения. Но самое главное, что у человека, живущего в такой парадигме, постепенно происходит распад личности, ведь он воспринимает окружающую его реальность в искаженном виде. Везде ему мерещится, что к нему относятся не по рангу. Человек становится неблагодарным. Чем сильнее человек ощущает себя заслужившим чего-то, тем менее он благодарен. А это, в свою очередь, снижает мотивацию, блокирует личностный рост. И все это вместе взятое порождает посредственность.
 
Вспомним притчу о неблагодарном и немилосердном рабе, который задолжал десять тысяч талантов своему господину (см.: Мф 18). Очевидно, что Богу не угодно такое мировоззрение.

Работники из притчи о винограднике хотели получить больше. Действия хозяина виноградника, который назначил для всех равную плату, показались им несправедливыми. Мир, привыкший к греху, путает хорошее и плохое, правильное и неправильное. Господин напоминает работникам о том, что они согласились на такую плату. Но они настаивают на своей справедливости. Бог предлагает нам Свою благодать, но нашу жизнь определяет наш выбор.

Господин указывает работникам, что их точка зрения ошибочна: «Я... хочу дать этому последнему то же, что и тебе», «Разве я не властен в своем делать, что хочу?», «Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?». Он переворачивает с ног на голову картину мира человека, которому «все должны»: «Так будут последние первыми, и первые последними».

Случается и христианам мыслить подобным образом. Но Господь Своим примером показал, что это абсолютно несовместимо с миссией христианина. Апостол Павел писал о нашем Господе: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени…» (Флп 2:5–9).

 

Автор: Виктор Гамм
Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone