В Евангелиях от Матфея (19:16–26) и от Луки (18:18–27) есть история о богатом юноше, с юных лет соблюдавшем все заповеди, но, как оказалось, этого было недостаточно для спасения.
Обращение юноши к Иисусу «учитель благий» указывает, что для него добро и благость имели очень важное значение. Иисус же, отвечая юноше, обращает его внимание на то, что никто, сколько бы ни сделал доброго, «не добр, один только Бог» (Мф 19:17). Иисус переключает внимание юноши с добрых дел и соблюдения заповедей на то, каким юноша предстает пред Богом, на его личность, на «его имя» пред Богом.
В начале истории юноша еще не назван богачом, однако после того, как он делает выбор и отходит «с печалью» (25-й стих), он получает эту характеристику. К юноше обращен призыв Господа следовать за Ним, так же как он прозвучал для Петра, Андрея или Иоанна. Но после того, как юноша отходит от Господа, его сущность определяется словом «богатый», и именно это не позволяет ему осознать уникальность момента, который мог бы поменять его жизнь.
В текстах Евангелия мы часто находим истории, в которых повторяется призыв раздать свое имение. Почему? Только ли потому, что так важно делать добрые дела? Отчасти это так, но основная причина не в этом. Отдать имение означает прежде всего построить отношения с другими (ближними), войти с ними в контакт. Однако перед этим необходимо установить отношения с Господом. Потому что это означает для человека личностное обретение себя. Когда Бог, называя человека по имени, призывает его следовать за Ним, для человека ответить Богу «да» означает осознать свое настоящее и подлинное «я» и то, что для него поистине важно в этом мире.
Нам известны по именам апостолы и все те люди, кто ответил Богу на Его призыв «вот я!». А тот юноша так и остался в памяти людей богатым, но безымянным, безликим персонажем. Мы так и не узнали его по имени, как узнали Петра или Андрея. И мы ничего не знаем о богатом юноше — ни черт его характера, ни его дел. Нам известно лишь то, что он исполнял необходимые заповеди. Но для того, чтобы измениться, то есть стать не таким, каким он себя мыслил — богатым, одних добрых дел оказалось недостаточно. А ведь у него был шанс стать — нет, не бедным — живым!
Безликим юношу делало то, что свое богатство он рассматривал как часть своего «я», не отделяя себя от него. Но такое бытие, когда придуманное «я» живет в придуманном мире, не подлинно. И если придуманный мир — это и есть «образ мира сего», то подлинная жизнь во Христе начинается с ответа на призыв Господа — «вот я!» — и построения отношений с окружающими.
И получается, что не качества человека дают ему возможность обрести подлинную жизнь во Христе. В человеке более, чем его качества, важно становление личности, обретение себя в отношениях «я — Ты» с Богом. Когда человек отвечает на призыв Бога словами «вот я!», он формируется и осуществляется в этом общении с Абсолютом.
Призвание Богом человека по имени религиозный философ Ойген Розеншток-Хюсси называет именующим призванием. Такое призвание происходит, если только человек отвечает на призыв Господа, — оно созидает человека, восстанавливает его имя, и он начинает познавать себя. По этому поводу Розеншток-Хюсси пишет: «…В моем сердце Бог дает мне почувствовать, что я принадлежу Ему, и Он призывает меня по имени». И далее — «отвечаю (на призыв Господа), хотя и должен буду измениться… В каждое мгновение, в каждый день истории мира Слово вызывает новый ответ. Нет никакого “раз и навсегда”»1.
Если мы опираемся в жизни на свой прошлый опыт диалога с Богом, когда мы дали Ему подлинный в своей сути ответ, то этот наш «прошлый» ответ, пишет Розеншток-Хюсси, превращается в идола. Богатый юноша, как и многие благочестивые люди, всегда страдал под гнетом этих застывших, затвердевших, полученных по наследству ответов 2.
Всякий раз, когда мы предстаем пред Богом, наш ответ Ему отличается от предыдущего нашего ответа: «…в каждом ответе человек становился другим»3. Наименование же «богатый» статично, неизменяемо. Ответ на призыв Господа обогащает, является несомненным благом, оно изменяет человека, потому что все живое не статично, но находится в развитии.
Когда же человек автономен от Бога и от других, он концентрируется на себе. «Но нас, людей, создало именующее призвание»4, то есть поворот от мира изменяемых вещей к живому диалогу с Богом, через ответ на Его призыв: «С помощью наших имен мы включаемся во время и оказываемся отозванными из случайности момента»5. Бог призывает нас, и когда человек отвечает Ему «вот я», то его страх перед богами, идолами этого мира уходит. «Я» не определяется через принадлежность к чему-либо в этом мире, но только личностно, только через ответ этой личности Господу, через принадлежность Ему и связь с Его Личностью.
В двух упомянутых в начале статьи отрывках из Евангелия мы видим уникальный момент призвания Господом богатого юноши. Но юноша не отвечает на призыв Господа, и сотворения новой реальности через вхождение в отношение с Другим и другими не происходит. Также мы находим в Евангелии от Луки (16:19–31) историю о богаче и Лазаре. В главе 12 (стихи 16–21) записана притча о богаче и его обильном урожае. Эти две истории и притча похожи в главном. Раздать богатство означает прежде всего увидеть другого, вступить в контакт с ним. Богач не видел Лазаря, который был рядом. В этих евангельских историях мы не находим отношений этих богатых людей с другими людьми — действие разворачивается вокруг их богатства. Истории этих богачей однотипные, не личностные, мы ничего не узнаем о них самих, а только то, как они проводили время, используя свое богатство, их отношение к нему. Оно является здесь главным действующим лицом, все происходит вокруг него и для него, люди же вторичны и безымянны. Других действующих лиц нет.
В подобных жизненных ситуациях происходит подмена действительности разыгрыванием сценариев6. Эра симуляции начинается с устранения всякой взаимной соотнесенности, с ликвидации всех связей (с ближними) и их искусственного воскрешения в системах знаков, более «податливом материале». Происходит замена реального знаками реального, такими как богатство, если к нему относиться действительно всерьез. В Евангелии от Луки (1:53) мы читаем: «…алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем». Греческое слово, переведенное в Синодальном переводе как «богатящиеся», позволяет допустить значение «сущих в богатстве» или «определяющих свою сущность или самого себя через то, что человек имеет, в данном случае через богатство».
Греческое слово «богатство» может быть переведено и как «щедрость». Оно по своей сути нейтрально, но окрашивается, становится «плохим» или «хорошим», от нашего отношения к нему, главным остается наше решение, как мы относимся к тому, что нам дано. И здесь важны не качества, даже такие ценные, как щедрость, потому что любое сформированное качество всегда появляется как следствие взаимоотношений и связей, того, как мы непрерывно меняемся через эти непрекращающиеся связи с нашим Господом.
Быть призванным «по имени» означает стать уникальным в отношениях с Богом, вступить с Ним в живую связь, не принижая эту развивающуюся связь до уровня «добрых дел». И хотя добрые дела — это замечательно, все же для изменения личности их недостаточно. Господь хочет изменения самого человека, чтобы он мог обрести имя как личность, а не просто был одним из «богатых». Именно поэтому Господь не говорит «делай добрые дела», используя свое богатство (хотя это тоже важно), а «раздай имение твое», то есть измени свой статус, чтобы он не мешал увидеть, кто ты пред Богом по-настоящему. «Имение» есть то, что для тебя важно, то, чем ты владеешь или оно владеет тобой. В ситуации с богатым юношей ему можно было помочь только так — предложив раздать то, чем он владел. Если ограничиться просто «добрыми делами», не замечая рядом другого, не вступая с ним в контакт и живую связь, то в центре опять останется только свое собственное «я» и ценность того, что «я» делаю.
Мы не знаем о состоянии имущества семей Петра, Иоанна, других, потому что это неважно, так как это не являлось определяющим центром их жизни, который мог бы повернуть их к миру лодок, сетей, рыболовного промысла и лишить возможности стать любимым учеником, камнем, на котором будет построена церковь, вестником Его Слова, апостолом.
Богатство само по себе нейтрально, оно не плохо и не хорошо, но становится плохим, когда лишает нас связей и фокусирует на себе, лишает настоящего имени, когда мы определяем себя только по тому, чем владеем. Для того евангельского юноши богатство стало невыносимо тяжелым бременем, потому что стало для него всем. Юноша ушел с печалью от вечного Бога к преходящим вещам этого мира, чтобы продолжить нести свое невыносимое бремя.
1 Ойген Розеншток-Хюсси, Бог заставляет нас говорить. — М.: Канон +, 1997. C. 25.
2 Там же. С. 24
3 Там же. С. 21
4 Там же. С. 24
5 Там же. С. 18
6 Бодрийяр Жан. Общество потребления: Его мифы и структура. — М.: Культурная революция, 2006.
Автор: Ирина Апатова
Фото: gettyimages.ru