Тема

Богатство нищеты

Татьяна Горбачева
Журнал/Архив/Номер 49/Богатство нищеты

Богатство нищеты

«Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» — читаем мы слова Моисея из 89-го псалма. Можем ли мы назвать переживания тяжелого труда и болезненной немощи лучшей порой нашей жизни? Что именно делает их лучшим?

Еще более парадоксальным кажется утверждение Иисуса из Нагорной проповеди, провозглашающее: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное…» (Мф 5:3). Как может нищета быть благословенной? Мы чаще всего воспринимаем ее как наиболее низшее, падшее и униженное состояние человека. И, желая обезопасить себя, помним, что зарекаться от «сумы и от тюрьмы» не стоит.

Заповеди Нового Завета начинаются именно с провозглашения блаженства, блага, счастливого состояния для нищих духом. Что это за состояние? Оно настигает нас в моменты жизненных кризисов и испытаний, когда мы ярко переживаем собственное бессилие, неспособность повлиять на события, даже изменить свою жизнь. Часто именно в этот момент мы обращаемся к Богу: «Господи, помоги!» Евангелие от Луки (18:10–14) приводит такую притчу: «…два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Нищета побуждает обратиться к другим и принять их помощь. Состояние нищеты духа открывает нам иное представление о жизни, иные реалии. Мы возвращаемся к состоянию ребенка, который зависит от помощи взрослых почти во всем. В важнейших вопросах нашего существования мы оказываемся неспособными и неопытными. Таких вопросов встречается достаточно много.

С точки зрения духовной жизни человека нищета духа — место покаяния, начало духового пути. Его невозможно обойти — не пережив смирения перед Богом и Его оправдания, невозможно достичь духовных высот. Вопреки распространенному убеждению духовный рост — это не умножение силы, могущества и умения творить чудеса по требованию. Прежде всего духовный рост — это рост доверия к Богу, который возможен единственно в смирении и духовной нищете. Если человеческое в нас умаляется, Божий Дух может расти. И только потом уже — как результат — приходят и сила, и чудеса.

Как правило, внешние атрибуты духовного роста кажутся привлекательными, однако путь их достижения настораживает. Почему необходимо именно переживание нищеты? Стремление к благополучию, легкости и комфорту, с одной стороны, и избегание опасности, трудностей и неудобств — с другой очень глубоки в человеке. Еще Аристотель выделял среди внутренних мотивов желание благополучия и избегание неприятностей. Они находят отклик в людях и по сей день. Иными словами, нам хотелось бы сочетать успешность в жизни и духовный рост. Мы не склонны стремиться к сложностям.

Популярное современное учение о преуспевании берет свое начало не в двадцатом веке, а прослеживается с древнейших времен, когда была написана библейская Книга Иова. Друзья Иова, утешая его в болезни и скорби, излагают ту же идею. Преуспевание в жизни — это знак Божьего благословения и духовности. Если ты праведен — ты богат, если грешен — то страдаешь и тебя одолевают болезни. Иов отвергает такую формулу духовности. Его духовный путь построен на вере в Божью благую волю, он доверяет выбор обстоятельств Всевышнему: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Понимая свою зависимость от Бога, Иов именно от Него и хочет получить ответ на свои вопросы.

Благословение может выражаться в материальном благополучии, но оно лежит в иной плоскости — духовной. Оно присутствует в страхе Божьем — трепетном отношении к Создателю и Спасителю, любви к Нему и Его заповедям. Главный критерий или показатель такого отношения — исполнение Его слова и воли: пусть будет воля Твоя, прежде всего в моей жизни. Проверка, насколько серьезно мы относимся к Его воле, приходит в моменты искушений и испытаний. В такие времена ясно видно, кто чему и кому служит. И если человеку, подобно Иову, удается остаться верным, Господь являет ему Свое благоволение, по милости участвуя в ситуации.

Нищета духа отражает сломленную гордость человека, а смиренным Господь дает благодать. Гордость служит препятствием для действия Духа, смирение же, напротив, открывает Духу простор. И если использовать метафору из научной фантастики и виртуальных игр, то смирение можно описать как портал в реальность Божьего Царства. С этой точки зрения становятся понятны слова об узком пути в Божье Царство, и вполне объяснимо, почему немногие выбирают этот путь.

Сегодня мы наблюдаем, как открыто проповедуют успех, карьерный рост и богатство. Нацеленность на высокие заработки и благополучие, получение статуса и богатства — шаткое основание для жизни. Люди стремятся к хорошей жизни, полагаясь на удачу и прикладывая к этому всевозможные усилия. Многие людские мечты разбиваются о неудачи, кто-то не может удовлетвориться заработанным. Ясно одно: люди, достигшие благополучия, почему-то не становятся добрыми и счастливыми. Жажда власти и богатства толкает их на опасные и иногда противоправные предприятия. Жизнь в роскоши развращает даже умных и порядочных людей. Душа человека не может насытиться богатством, требуя еще и еще.

Ложные ценности делают человека очень уязвимым: стоит обстоятельствам измениться, как рушится вся жизнь. Потеря работы, болезни, даже вступление в брак и рождение ребенка понижают материальный статус. Желание благополучия задает неверные ориентиры. Многие молодые люди не создают семьи или откладывают рождение детей, связывая это со своим материальным положением: «Когда я заработаю, тогда буду думать о семье». И хотя некоторая правда в этой фразе есть, но в пределе эта логика тупиковая. Заработать столько, чтобы было достаточно для содержания семьи, невозможно, а построить отношения с годами становится все сложнее. Выбор человеком благополучия, комфорта и богатств как ценностей, казалось бы, очевиден, но в результате его ждет разочарование.

Путь духовной нищеты, каким бы непривлекательным он ни казался, приводит к истинному богатству. Божье Царство в нас — выбор Его приоритетов. Богатство с точки зрения Нового Завета — это послушание Богу и ценность отношений с людьми. Простота и глубина призыва любить Бога и ближнего открывает в нас иную сущность, Божий образ, раскрытию которого и посвящена наша жизнь. Смогли ли мы быть любящими не только в богатстве и радости, но и в кризисе и печали?

В завершение хочется обратиться к Богу словами молитвы Моисея: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» (Пс 89) и уметь оценивать, что в нашей жизни есть истинное богатство.

 

Автор: Татьяна Горбачева
Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone