Большинство людей по всему миру ищет решения жизненных проблем не в Иисусе Христе, а в политике, науке и образовании. Почему?
Я полагаю, частично это вызвано тем, что мы проповедовали слабого, «разбавленного» Христа. Мы возвещали «разбавленное» Евангелие. Мы виноваты в том, что молодежь сомневается в авторитете Писания. У Христа «отобрали» Его божественность.
Факт воскресения Христа сделал из Его учеников людей, которые смогли преобразить мир. Они возвещали, что Христос жив. Именно это должно быть сутью нашей проповеди — не только на Пасху, но каждый день. Воскресший Христос хочет войти в наши сердца сегодня.
Но берегитесь: Он — нарушитель спокойствия. Он пришел не для того, чтобы принести мир. Он пришел, чтобы разделить даже семьи (см.: Мф 10:34–36). Многие отвергают такого Христа, потому что следовать за Ним дорогого стоит в нашем материалистичном, секулярном мире, гонящемся за удовольствиями и наполненном предрассудками.
В этом есть и вина христиан. Мы заперли Христа в храме, в святилище, в религиозном пространстве нашей жизни. Нас не интересовало практическое христианство, ему мы отдали на откуп воскресенье. Мы поклонялись Христу в церковных стенах. Мы спрятали его в своих маленьких уютных тайниках. Между воскресеньями Его имя почти не звучит. В чтении Его слова или молитве мы проводим ничтожно мало времени. Мы, христиане, живем и поступаем так, как если бы Христос был мертв.
Такой Христос не сможет изменить мир, в котором мы живем. Он слишком слаб и мал. Он неуместен. Бессильный и беспомощный Христос сегодняшней Церкви слабо напоминает того Христа, о котором говорил пророк Исаия, того Христа, которым жила первая Церковь, который не побоялся бросить вызов миру.
Во время Своей земной жизни Христос бывал в Храме, но не оставался там. Он выходил на улицы к больным, нуждающимся и умирающим. Для Его любви и сострадания не было границ — сословий, рас и вероисповеданий: «множество народа слушало Его с услаждением» (Мк 12:37).
Иисус Христос жив. Воскресший Христос, которого со всей Его силой и славой можно принять по вере, сегодня по-прежнему велик и силен и может справиться с любой проблемой человечества.
Он не просто спасает отдельных людей. Его сила преображает мир. Исаия написал: «владычество на раменах Его» (9:6). Он не отрекся от Своей власти над судьбами людей. Он по-прежнему Господин истории.
Писание свидетельствует, что, когда Его распинали, «была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский» (Лк 23:38). Он был и остается Царем. Но мы изменились. Греческий был языком культуры, латынь — языком власти, а иврит — языком религии. Мы совершаем ошибку, воспринимая Христа как Царя лишь мира духовного, но не физического и материального, Царя души, но не разума, Царя сердца, но не власти.
Мы активно участвуем в общественной дискуссии относительно отделения Церкви от государства. Важно, чтобы Церковь и государство оставались разделенными. Но на другом уровне Христа невозможно отделить ни от чего, что составляет саму жизнь, ибо Он есть «все и во всем» (Кол 3:11). Он сказал: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то» (Ин 13:13). Он Господин всей нашей жизни.
Секуляризм ширится потому, что мы попытались заставить Христа уйти из экономики, политики и науки. Мы ограничили Его маленькой сферой человеческой религиозности. Мы заточили Его в обителях, укрыли Его облаками ладана и ритуалов.
Нацизм расцвел в Германии только после того, как Церковь не смогла заполнить вакуум, возникший после Первой мировой войны. Когда Церковь не смогла возвестить и явить динамичный образ живого Христа. У Германии не стало Спасителя, но появился диктатор. Когда в каком-либо народе Христа заставляют отречься от принадлежащего Ему по праву места Господина и Владыки, на Его место приходит тирания.
Почти во всех странах мира конституции декларируют право человека жить в свободе и стремиться к счастью. Но в лучшем случае гарантировано нам не само счастье, а лишь стремление к нему. Поиски счастья могут поначалу казаться привлекательными, но эта забава довольно скоро наскучит.
Однако есть и лучший путь. Апостол Павел пишет: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14:17).
Радость христианина зависит от личных отношений с Богом, а не от внешних факторов.
В горнице на Тайной вечери Иисус сказал ученикам: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин 15:11). И еще Он сказал им, что их радость ничто не сможет отнять (см.: Ин 16:22). Никакая языческая философия, никакая атеистическая идеология, никакая скорбь не в силах вытеснить радость, которую дает Христос.
Мы совершили ошибку, разложив свою жизнь по маленьким удобным ящичкам: политику положим в один, экономику — в другой, а религию забросим в темный дальний угол, откуда будем ее доставать только на несколько минут раз в неделю по воскресеньям.
Наш воскресший Христос может справиться с огромными социальными проблемами наших дней. Расовые предрассудки — общемировая проблема. Везде, где сосуществуют две расы, два народа или даже две религиозные группы, случаются недопонимания и происходят конфликты.
Именно в такие ситуации Христос может принести целительный «галаадский бальзам». Мы должны осознать связь между христианством и здоровым социальным устройством. Одна из величайших и самых коренных социальных революций в истории непосредственно проистекала из движений христианского обновления и возрождения XVIII века, связанных с именами Джона Уэсли и Джорджа Уайтфилда.
Я уверен, что великое духовное возрождение наших дней будет иметь социальные последствия по всему миру. Ответ на социальные проблемы — во Христе. Он может справиться с ними силой и славой Своего воскресения.
Но не будем забывать, что человек сам по себе не способен возлюбить ближнего. Он не сможет следовать принципам христианской этики, если не обратится к Христу. Покаявшимся в грехах и принявшим Христа как своего Спасителя Он дает новые возможности и способности любить ближних, новое измерение жизни.
Однажды Иисус сказал: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк 4:18).
Вот Благая Весть для нищих. Вот Благая Весть для страждущих. Вот Благая Весть для слепых. Христос действительно может преодолеть социальные и политические трудности в этом мире.
Мир знает множество «спасителей», но ни один из них не спасает до конца. Мир предлагает нам панацею, которая не постигает глубины нашего падения. Мир зовет нас срезать углы на пути к тому, что он называет спасением, но, чтобы по-настоящему спастись, нам необходимо примириться с Богом.
Доверьте вашу жизнь Иисусу Христу сегодня. Примите Его как Своего Господа и Спасителя. И какие бы личные проблемы перед вами ни стояли, и какие бы огромные проблемы ни стояли перед миром, вы обретете помощь. Вы можете изменить жизнь этого поколения, приняв решение верно следовать за Христом. Пусть Его радость, мир и любовь наполняют вашу жизнь и царствуют в ней.
Автор: Билли Грэм
Фото: из архива ХЦ «Возрождение», gettyimages.ru