Паломникам, путешествующим вдоль побережья Мертвого моря, гиды указывают на гору, где предположительно Иисус был искушаем от диавола. Без какой-либо растительности темно-коричневая глыба мрачно возвышается посреди раскаленной пустынной равнины.
Многоликий образ пустыни явился знаковой вехой в начале земного служения Христа. «Уединение — школа великих душ», — говорили древние мудрецы. Душа Иисуса испытывала естественную потребность в уединении для внутренней собранности и укрепления перед вступлением на великую миссию служения человечеству.
Атмосфера пустыни всегда насыщена некой невыразимой тайной. По замечанию евангелиста Марка, Иисус там «был со зверями» (Мк 1:13). Однако звери не тронули Его. Перед дикими животными предстал их Повелитель. Существуют древние рассказы о том, что дикие звери не причиняли никакого вреда монахам-пустынножителям. А в римских катакомбах находят изображение Христа в виде Орфея, который умиротворяет животных своей необыкновенной песней. Библейский псалмопевец, говоря о силе праведника, подчеркивает, что он будет попирать льва и дракона (см.: Пс 90:13). В присутствии Иисуса, обладавшего небесной праведностью, свирепые животные могли становиться кроткими и мирными.
Предстояние перед Отцом Небесным в пустыне Иисус соединяет с сорокадневным постом. А пост, как известно, предназначен для достижения глубочайшего смирения и покорности воле Творца. Пост требует крайнего напряжения духовных и физических сил. Число сорок имеет в Библии характер знаменательный, священный. Моисей сорок дней находился на горе Синай, пророк Илия сорок дней пребывал в пустыне. Такое же количество дней Иисус посвящает посту в пустыне, не принимая никакой пищи.
Завершая пост, Иисус испытывает крайнее истощение. Художник Иван Крамской в картине «Христос в пустыне» изобразил Сына Божьего сидящим на камне. У него изнуренный облик. На лице лежит печать глубокого сосредоточенного раздумья.
Диавол-искуситель как раз выжидал этого момента. Он приступает к Иисусу с предложением: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф 4:3). Известняковые камни в Иудейской пустыне чем-то похожи на небольшие куски хлеба. К тому же у евреев существовало представление, что это были съестные плоды, окаменевшие со временем. Искуситель подошел очень тонко. Ведь избранный Богом Израиль тоже страдал от голода в пустыне. Бог, видя нужду народа, чудесным образом питал его манной с неба. Почему бы Иисусу не сделать того же? Отвечая сатане, Иисус ссылается на ветхозаветное Писание: «написано: не хлебом одним будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф 4:4). Иисус напоминает истину о том, что телесные потребности не должны доминировать над потребностями духовными. Ставя во главу угла физические нужды, человек станет рабом плоти. Низшие творения способны есть, пить и размножаться. Но человек — венец творения. Он — существо мыслящее и духовное. Для обретения полноты жизни человек нуждается в духовном питании. Он призван искать прежде всего хлеба небесного.
Не менее лукавым и тонким было и следующее искушение. Каким-то таинственным мановением диавол поставляет Христа на крыло Храма. Это могла быть кровля Царского притвора над простирающейся внизу долиной Кедрон или же кровля притвора Соломонова, откуда, по преданию, был сброшен Иаков, брат Господень. Настойчиво предлагая Иисусу броситься вниз, сатана искусно манипулирует Писанием. Сказано же, что Ангелы «на руках понесут тебя» (Пс 90:12). Реакция Христа также основана на Писании: «Не искушай Господа Бога Твоего» (см.: Вт 6:16). Можно ли бездумно и самонадеянно апеллировать к Божьему всемогуществу? Разумно ли искать особых чудес и знамений ради внешнего эффекта и удовлетворения духовной гордости?
Потерпев неудачу в первом и втором искушениях, сатана изобретает третье. С вершины высокой горы диавол показывает Иисусу все царства мира и славу их. Все это Сын Божий может заполучить в Свои руки и широко использовать для достижения определенных целей. Но при одном условии: «… если, пав, поклонишься мне» (Мф 4:9). За все надо платить, и по самому большому счету. Во времена господства атеистической идеологии в Стране Советов верующих всячески притесняли по месту работы и учебы. «Что вам от нас нужно? Мы хорошо учимся, честно работаем на производстве», — вопрошали верующие воинствующих атеистов. На что атеисты прямо говорили: «Душа ваша — вот что нас беспокоит. Вы же не в ногу со всеми идете. Отдайте вашу душу нам, и тогда у вас будут все права и многие льготы». Каким образом Иисус отразил столь лестные предложения диавола? Он с полной верой и сердечным упованием произнес слова Писания: «отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу Твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф 4:10).
Какое же значение имела Пустыня Искушения в жизни Христа? Иисусу предстояло великое поприще мессианского служения. Сатана же, используя все свое коварство и силу, пытался сбить Иисуса с пути, предначертанного свыше. Он навязывал Христу свои методы и средства влияния на души людей. Для покорения мира якобы достаточно пообещать народу изобилие материальных благ. Но в таком случае люди будут следовать за ним по корыстным эгоистическим мотивам, стремясь обрести лишь земное благополучие. Земные блага и чрезмерный комфорт приведут к расслаблению духа человека. А путь спасения узок, и врата, ведущие в Царство Небесное, тесны.
Сатана очень хорошо знает, что люди падки на чудеса и сенсации. Внешние эффекты и знамения поражают воображение. Тот, кто их демонстрирует, часто становится объектом всеобщего поклонения. Такой путь избирали многие лжемессии. Из Книги деяний и трудов Иосифа Флавия известен еврейский мятежник Февда, который вывел из города 400 человек, обещая им, что по его слову расступится вода в Иордане. Те же источники рассказывают о некоем египтянине, выведшем в пустыню четыре тысячи человек, заявляя, что способен разрушить стены Иерусалима. Небезызвестный Симон Волхв уверял людей, что может летать по воздуху, но при первой попытке получил смертельную травму. Вера, основанная на знамениях и чудесах, — непрочная вера. Иисус отвергает такой способ привлечения людей к вере.
Третий способ приобретения подданных, предложенный сатаной, заключался в том, чтобы пойти на компромисс с миром зла, греха и порока. Надо действовать, применяя внешнюю силу, по примеру властителей мира сего. Тем более что часть иудейского общества ожидала прихода Мессии — воина и полководца, Мессии-освободителя. Владыки земные, властвуя над народом, опираются на инстинктивные темные силы в человеке. Такой путь прямо противоположен Божьему промыслу. Он абсолютно неприемлем для Истинного Мессии. В пустыне Иисус победил сатанинские искушения. Диавол исчезает, а Ангелы приступают и служат Ему (см.: Мф 4:11).
Победа Христа над искусителем в пустыне простирается и на Его учеников всех времен и поколений. Иисус — Истинный Бог и Истинный Человек. В Нем таинственным образом сочеталась Божественная и человеческая природа. По своему человеческому естеству Иисус не был свободен от искушений. И в дальнейшем сатана не раз приступал к Нему. В жизни христианина искушения также неизбежны. Но есть Божественный источник и сила для их преодоления. «…как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь», — провозглашает апостол Павел великую истину (Евр 2:18). Тот, кто последовал по стопам Христа, не застрахован от прохождения через свою Гефсиманию, через свою Пустыню Искушения. Одно утешает — в тяжелой битве с искусителем Иисус одержал победу. От Него и каждое Божье чадо может получить гарантию победы над происками дьявола.
Автор: Владимир Попов
Фото: из архива ХЦ «Возрождение»